опера

Опера – род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. В отличие от драматического театра, где музыка выполняет служебные функции, в опере она является основным носителем действия. Литературной основой оперы является либретто, оригинальное или основанное на литературном произведении.
Учреждение, которое занимается постановкой опер, называется оперным театром. Это понятие включает в себя как постоянную труппу (солисты, хор, балетная труппа, оркестр), художественных руководителей, администрацию, театральные мастерские, так и само здание, в котором проходят представления.

Оперные представления пользовались у жителей разных стран неизменным успехом на протяжении столетий, что способствовало развитию этого вида искусства, в том числе и в России. Что касается Луганска, то впервые луганчане познакомились с оперой, вероятно, в 1899 году, когда в город на гастроли приезжала провинциальная оперная труппа под управлением Шейна Г.Я. В 1911 году итальянская оперная труппа под управлением братьев Гонзалес (Гонсалес) в своём очередном турне по России, дала несколько представлений и в Луганске. Также в Луганск до революции приезжали с концертами и отдельные солисты.

С середины 1920-х г.г., в условиях НЭПа, по городам Украины стало разъезжать с выступлениями много артистов различных жанров и певцов невысокой квалификации.
Приезжали в Луганск на разовые концерты и профессиональные оперные певцы, в частности:
Новоженин М.К. (30-31.05.1925), Бочаров М.В. (23.07.1927), Пирогов А.С. и Жуковская Г.В. (09-10.08.1927), Дориани В. и Валерская (26-29.10.1930), Середа Н.Н. и Гужова В.Н. (24-25.11.1930), Жадан И.Д. и Рейзин М.О. (06.10.1935), Литвиненко-Вольгемут М.И. и Паторжинский И.С. (15.05.1936), концерт Цесевича П.И. (03.01.1937) не состоялся.
Первым в советское время на гастроли в Луганск в 1925 году дважды приезжал Киевский оперный театр: в феврале и июле. Этот же театр приезжал на гастроли в прифронтовой Луганск и в мае 1942 года.

*   *   *

Летом 1925 года в Луганске, комитетом по борьбе с безработицей был организован оперный коллектив в количестве 47 человек, который сразу же отправился в турне по Украине. В течение какого времени он просуществовал, информации нет.

В начале апреля 1929 года райкомом союза металлистов при луганском клубе имени Ленина, под руководством Браславского Н.Г. была организована хоровая капелла «Донбасс» в количестве 150 человек. На фоне активного развития оперного искусства в Украине, в конце мая 1929 года капеллой стала разучиваться опера «Алеко», но работа над ней затянулась более чем на год. Опера «Алеко» была поставлена в клубе им. Ленина в ноябре 1930 года. К постановке этой оперы, хоровая капелла была преобразована в оперный коллектив – рабочую оперу. С оперой «Алеко» этот коллектив планировал отправиться на гастроли по Донбассу. Однако постановка «Алеко», как и само преобразование хорового коллектива в оперный, было расценено, как проявление оппортунизма в клубной работе и подверглось критике, что, в свою очередь, повлекло за собой полную перестройку работы в клубе имени Ленина, как не отвечающую требованиям времени.
Следующая попытка создать самодеятельный оперный коллектив в ДК имени Ленина была предпринята осенью 1935 года уже Браславским Л.Г. В результате, в 1936 году в репертуаре хоровой капеллы появились арии из опер «Алеко», «Пиковая дама» и др.
В конце 1936 года коллективом хоровой капеллы началась работа над постановкой двух опер «Алеко» и «Запорожец за Дунаем». «Алеко» была поставлена на сцене ДК имени Ленина 5 и 6 февраля 1937 года. Постановка оперы «Запорожец за Дунаем», которая должна была состояться 18.02.1937, – несколько раз переносилась. Два спектакля (дневной и вечерний) были показаны 1 марта. Каких-либо рецензий на постановку этих спектаклей самодеятельным коллективом, на страницах «Ворошиловградской правды» не публиковалось, но больше никаких опер до Великой Отечественной войны хоровой капеллой не ставилось.

*   *   *

В октябре 1938 года Луганское областное управление по делам искусств вышло с инициативой к луганским композиторам и литераторам о коллективном создании к 20-летию обороны Луганска (апрель 1939 года) оперы «Оборона Луганска». Областное управление по делам искусств также рассчитывало на помощь в этом вопросе со стороны Луганского театра оперы и балета. Принимали участие в этой работе и поэты и композиторы из Донецка, в частности, Галкин Л. и Германов С.Л.

*   *   *

Наиболее известными оперными певцами из луганчан стали Жадан Иван Данилович и Рейзин Марк Осипович.



детская опера

27.02.2018 в Луганской академии культуры и искусств состоялась внутривузовская научно-практическая конференция на тему «Страницы музыкальной культуры Луганщины», которую организовали совместно факультеты социокультурных коммуникаций и музыкального искусства. К этой конференции по тематике «История музыкального искусства Луганщины» преподавателем кафедры теории искусств и эстетики ЛГАКИ Беломоиной Е.С. был подготовлен доклад на тему «Музыкальная культура Луганщины начала XX века». О том, что в этом докладе говорится о развитии музыкальной культуры в первой половине XX века (1920-1940-е г.г.) только в городе Луганске, и ничего не сказано о начале века (до 1917 года) и о развитии музыкальной культуры на территории всей Луганщины, то это такое... (хотя, непонятно, почему доклад нельзя было назвать «Музыкальная культура города Луганска первой половины XX века»?). Но в этом докладе указано, что луганский детский театр под руководством Кушлина М.А. ставил детские оперы, при этом, даётся ссылка на заметку из газеты «Луганская правда» за 30.09.1927, где, якобы, говорится о таком событии. Если же обратиться к первоисточнику, то видно, что Беломоина Е.С. в своём докладе значительно исказила информацию, изложенную в этой газетной заметке, где речь идёт о детской пьесе, а не об опере. Зачем пишется такая "история" развития музыкального искусства в интерпретации работников ЛГАКИ, непонятно.

Вместе с тем, следует заметить, что спектакли, которые ставил луганский детский театр под руководством Кушлина М.А. (создан в январе 1927 года), в «Луганской правде» назывались и пьесами, и детскими операми. Причём, например, пьесы «Берёзкины именины» Соловьёвой П.С. и «Бум и Юла» Шкляра Н.Г. в этой газете названы детскими операми. Поэтому, на мой взгляд, чтобы не возникало путаницы, работники искусств, которые сейчас пишут какие-либо работы на тему постановок спектаклей, где задействованы дети, должны давать пояснения о том, что же такое детская опера, и чем она отличается от детской музыкальной пьесы. Или это одно и то же?
Как я понимаю, то луганский детский театр ставил пьесы, как с пением, так и без него, и чтобы их различать, пьесы с пением (музыкальные пьесы) иногда называли детскими операми.
Несмотря на то, что постановка детской оперы луганским детским театром, как отмечено Беломоиной Е.С., явилась ярким событием в культурной жизни Луганска, этому вопросу в докладе отведено лишь несколько слов, и совершенно непонятно, что же из себя представляла в то время детская опера. Может быть, когда-нибудь работники ЛГАКИ вникнут в этот вопрос, и в одной из своих работ разъяснят, чем же всё-таки являются музыкальные спектакли, которые ставил луганский детский театр (1927-1928 г.г.) – операми или пьесами, которые называли операми.

В 1937 году Кушлин М.А., работавший к этому времени учителем пения в луганской средней школе № 7, написал детскую оперу «Павлик Морозов», которая ставилась учениками этой школы. Об этом факте было написано в ряде газет, и в СШ № 7 стали поступать многочисленные просьбы выслать либретто и ноты этой оперы.
В следующем году Кушлин М.А. в соавторстве с педагогами и учащимися написал ещё одну детскую оперу «Тарас Шевченко», которая в 1939 году была поставлена учащимися ряда школ Луганска в дни празднования 125-летия со дня рождения Шевченко Т.Г.
Также имеется информация о том, что Кушлин М.А. написал несколько детских опер и до 1926 года, однако, их названия не сохранились.





балет

Балет – вид сценического искусства, в котором содержание спектакля раскрывается в основном средствами танца, мимики и музыки.

На гастроли в Луганск приезжали, в частности: балетная труппа Киевского оперного театра (февраль и июнь 1925 года), Московская балетная студия Ирмы Дункан (июль 1928 года), Театр балета харьковского окружного Дома Красной армии (февраль 1937 года), Московский театр балета (февраль 1941 года), а также – солисты и прима-балерины некоторых театров оперы и балета.





театр оперы и балета

Изучением истории театра оперы и балета, который до Великой Отечественной войны существовал в Луганске, занимались работники Луганской академии культуры и искусств. В 2012-2013 г.г. ими были опубликованы следующие работы:
– «Творческое начало Луганского государственного театра оперы и балета» – «Очерки истории культуры Луганщины» (том I);
– «Оперные спектакли на сцене Луганского государственного театра оперы и балета» – «Очерки истории культуры Луганщины» (том II);
– «Луганский государственный театр оперы и балета. Восемь балетных сезонов (1932-1940)» – монография Потёмкиной О.Н.

Безусловно, работниками Луганской академии культуры и искусств и Потёмкиной О.Н. лично проделана большая работа по сбору материалов, связанных с историей Луганского театра оперы и балета. Вместе с тем, Потёмкиной О.Н. были неверно истолкованы некоторые факты, установленные ею в ходе поиска информации по истории оперного театра за 1928-1932 г.г., вследствие чего, она в своей монографии делает некоторые ошибочные выводы. Кроме того, ряд сведений, касающихся истории театра, в её монографии отсутствует.

Размещённая ниже история театра оперы и балета, это не перекопированные сведения из работ Луганской академии культуры и искусств, а альтернативное изложение его истории – более краткое, не претендующее на научную работу, в том числе и иная интерпретация некоторых фактов, приведённых в монографии Потёмкиной О.Н.

государственный рабочий оперный театр

Выступление в Луганске Московской художественной оперы под управлением Комиссаржевского Г.М., гастроли которой начались в городе 15 октября 1927 года, и в связи с большим успехом были продлены на месяц – до 01.01.1928, способствовало возникновению повышенного интереса луганчан к оперному искусству. На его фоне в Луганск через всеукраинский комитет союза металлистов был приглашён на гастроли Харьковский оперный театр, выступления которого, начавшиеся 21 апреля 1928 года, проходили с аншлагами. Как следствие, стала муссироваться мысль о необходимости создания в Луганске своего оперного театра. Инициатором этой идеи стал райком самого крупного в то время профсоюза в Луганске – союза рабочих-металлистов, который, во-первых, мог частично выделить деньги на финансирование оперного театра, а, во-вторых, он рассчитывал на получение дохода от его работы, так как в ведении этого профсоюза находилось здание городского театра – единственного здания в городе, где могли проходить выступления оперного театра.
В связи с тем, что ни в местном бюджете, ни в райкоме металлистов не нашлось достаточных средств на создание в Луганске оперного театра, луганский союз металлистов, заручившись поддержкой ещё одного крупного профсоюза в Донбассе – профсоюза горнорабочих (других крупных профсоюзов тогда в Донбассе больше не было), выступил с инициативой создания передвижного оперного театра для обслуживания населения Донбасса. Такая инициатива профсоюзов, по всей видимости, была поддержана окрисполкомами трёх промышленных округов – Луганского, Сталинского и Артёмовского, и как результат, – в Народный комиссариат образования Украины поступило соответствующее ходатайство.

Насколько можно судить из размещённых в интернете ряда монографий и работ, которые в той или иной мере касаются культурного развития в Украине во второй половине 1920-х г.г., на данный момент ещё никто не занимался вопросом изучения обстоятельств появления в 1928 году первого украинского передвижного оперного театра. В монографии Потёмкиной этот вопрос также не затрагивался, дескать, захотел Наркомобраз Украины систематически повышать культурный уровень рабочего населения на периферии, вот и стал создавать передвижную оперу. Появление первой украинской передвижной оперы подаётся Потёмкиной как закономерный процесс, обусловленный государственной политикой в культурном строительстве в Украине в то время.
Поскольку в интернете нет упоминания о подобных передвижных оперных театрах в РСФСР, то можно считать, что появление первого передвижного оперного театра в Украине, связано исключительно с инициативой профсоюзов Донбасса (и в первую очередь – луганского райкома металлистов) о его создании, и если бы такой инициативы не было, то передвижные оперные театры, как явление, скорее всего, в Украине и не возникли бы.

12.07.1928 ходатайство профсоюзов Донбасса было одобрено руководством Наркомобраза, и на следующий день – 13 июля, на совещании в отделе искусств Управления политпросвещения при Наркомобразе УССР было принято решение о создании в Донбассе передвижного оперного театра для обслуживания промышленных регионов Украины на перефирии – не только одного Донбасса, но и округов, территориально к нему прилегающих. Театр должен был финансироваться на средства окрисполкомов и профсоюзов, при некоторой дотации Наркомобраза. Однако в августе профсоюзы отказались финансировать деятельность оперного театра, что поставило под угрозу его создание.
Причиной отказа союза металлистов от финансирования передвижного оперного театра стало то обстоятельство, что здание луганского театра (бывший Нардом) во второй половине 1928 года было передано в ведение Управления зрелищными предприятиями, так как союзом металлистов заканчивалось строительство в Луганске нового большого здания для собственного клуба (сейчас – ДК им. Ленина). Возможно, были ещё и другие причины, по которым Луганский горсовет сменил управляющую организацию в театре. Поскольку союз металлистов уже не мог рассчитывать на получение дохода от работы в Луганске оперного театра, то и в его финансировании он перестал быть заинтересован. Вслед за отказом профсоюза металлистов последовал отказ и профсоюза горнорабочих от финансирования оперного театра.

Вопрос, связанный как с инициативой профсоюзов Донбасса по созданию передвижного оперного театра, так и с их отказом от его финансирования, на страницах окружных газет «Луганская правда», «Диктатура труда», «Кочегарка» в 1928 году не освещался. Вместе с тем, например, для работников искусств в Сталино, актуальным был вопрос создания не оперного, а – государственного украинского драматического театра.
Согласно типовым планам театрально-художественной работы на осенне-зимний сезон, которые составлялись в Донбассе администрацией городских театров, на гастроли приглашались: русский драматический театр (на 2 месяца), украинский драматический театр (на 2 месяца), оперный театр (на 1 месяц) и театр для нацменьшинств (на 1 месяц). А если горнякам (в Сталино и Дмитриевске) или рабочим-металлистам (в Луганске) очень хотелось послушать оперу в дополнение к этому плану, то как видно из публикаций в местной прессе, всеукраинские комитеты союзов горнорабочих и металлистов, – шли навстречу этим пожеланиям.
Поскольку советская власть, несмотря на отсутствие достаточных средств, всё же удовлетворяла в Донбассе культурные потребности рабочих во второй половине 1920-х г.г. (при НЭПе), то профсоюзы горнорабочих и металлистов могли быть заинтересованы в создании тут оперного театра только при условии получения ими дохода от его работы. Примеров такой инициативы профсоюзов рабочих по созданию гостеатров больше по стране не было.

Вопрос с финансированием передвижного оперного театра Наркомобразом всё-таки был решён, и с 16 октября 1928 года в Полтаве, где этот театр стал базироваться, начались его выступления.

Не исключено, что выбрав Полтаву местом расположения оперного театра, а не один из городов Донбасса, как это предполагалось вначале, Наркомобраз таким образом отреагировал на отказ профсоюзов Донбасса от финансирования театра (в Полтаве ещё в 1919 году была образована оперная труппа, просуществовавшая до 1925 года).

Первым городом, с которого начались гастроли театра в конце 1928 года, стал – Луганск. Театр, получивший название – государственный передвижной оперный театр (первая государственная рабочая опера), а с 1929 года – государственный рабочий оперный театр (по-укр. – ДРОТ), обслуживал: Полтаву, Сумы, Днепропетровск, Запорожье, Николаев, Кременчуг, Луганск, Артёмовск, Дмитриевск, Сталино, Харьков. В Луганск этот театр приезжал на гастроли дважды – в декабре 1928 года (с 04.12.1928 по 08.01.1929) и в апреле 1930 года.
Кроме постановок спектаклей, артисты этого театра проводили большую культурно-просветительную работу в тех городах, куда они приезжали на гастроли: выступали на предприятиях, проводили диспуты и доклады, оказывали помощь клубным самодеятельным кружка́м. В каждом городе, ГРОТ находился на гастролях не меньше месяца.

Во второй половине 1920-х г.г. не каждый окружной центр мог позволить себе не то что иметь постоянный стационарный драматический театр, но и пригласить к себе на гастроли известные столичные театральные коллективы. Поэтому провинциальные города, в том числе и Луганск, обслуживались, в основном, театральными коллективами, организованными трестом «Укрпосредрабис». Зачастую такие коллективы были наспех сколочены, а артисты – невысокой квалификации. Выступление таких театральных трупп в большинстве случаев вызвало недовольство публики.
С целью борьбы с гастролёрщиной и халтурой на сцене, и в условиях скудности местных бюджетов, Сталинский, Луганский и Артёмовский окрисполкомы выступили инициаторами создания Донецкого театрального треста, который бы обслуживал эти три округа Донбасса. Такой трест стал создаваться с июля 1930 года при Наркомобразе УССР, и к концу сентября его организация была завершена. Каждый из этих округов выделил тресту по 175 тысяч рублей и ещё 110 тысяч рублей перечислил Наркомобраз. В связи с упразднением округов в сентябре 1930 года, финансирование треста, а также его название было изменено. Он стал называться – театральным трестом Донбасса. Среди ряда театральных коллективов различных жанров, в театральный трест Донбасса был передан и ГРОТ. В каком городе Донбасса он стал базироваться, информации не получено. Скорее всего, это был Донецк (тогда – Сталино).
Уже находясь в структуре театрального треста Донбасса, ГРОТ выступал в Луганске 04-31.12.1930. В его репертуаре были оперы: «Кармелюк», «Купало», «Тарас Бульба», «Князь Игорь», «Кармен», «Аида», «Дума Черноморская», «Севильский цирюльник», «Белый рейд»; балеты: «Лебединое озеро», «Красный мак».

С 16 июня по 31 июля 1931 года ГРОТ находился на гастролях в городе Днепропетровске (Днепре). Его выступления так понравились местной публике, что Днепропетровский горком партии принял решение о создании в городе стационарного оперного театра. В соответствии с этим решением Днепропетровский горсовет обратился в Наркомобраз Украины с ходатайством о передаче ГРОТа в ведение горсовета, с целью создания на его базе стационарного оперного театра. Данный вопрос был решён в течение августа, и уже с 01.09.1931 начался подготовительный период ГРОТа в новом статусе. Театральный зимний сезон Днепропетровского оперного театра открылся 02.10.1931.

государственная опера Правобережья

Продолжая практику создания передвижных оперных театров для обслуживания населения периферийных городов, в начале 1929 года Наркомобраз принял решение о создании второго передвижного оперного театра в Украине. Театр был образован летом 1929 года, а его первое выступление состоялось в Виннице 01.12.1929, где этот театр и стал базироваться.
В первой половине 1930 года оперный театр работал в городах: Виннице, Жмеринке, Бердичеве, Чернигове, Нежине, Конотопе, Прилуках, Ромнах, а также в Донбассе (в Луганск этот театр с гастролями не приезжал), а после включения театра во второй половине 1930 года в театральный трест Правобережья – в городах правобережной Украины.
Второй свой театральный сезон оперный театр открыл 01.10.1930 в Виннице постановкой оперы «Белый рейд». В этот период времени в репертуаре театра, который стал называться государственной оперой Правобережья, было 11 опер и 4 балета. Численность театра составляла – 115 человек.

В связи с тем, что театральный трест Донбасса осенью 1931 года остался без передвижного оперного театра, в январе 1932 года Наркомобраз принял решение о передаче в его ведение с 15.03.1932 – [второй] передвижной оперы Правобережья.
Выступления этого оперного театра начались в Донецке 15 мая в помещении городского летнего театра (находился на территории городского парка), и длились до середины июня. Театром были показаны, в частности, оперы: «Аида», «Кармен», «Паяцы», «Фауст», «Кармелюк», балеты: «Красный мак», «Вальпургиева ночь».
В начале августа 1932 года театральный трест Донбасса обратился в Наркомобраз с ходатайством о том, чтобы передвижной оперный театр стал базироваться в Луганске. 17 августа это ходатайство было поддержано на заседании сектора искусств при Наркомобразе, и – удовлетворено.
Какими причинами театральный трест Донбасса аргументировал необходимость перебазирования передвижного оперного театра из Донецка в Луганск, информации не имеется, возможно, по этому поводу было соответствующее обращение Луганского горпарткома КП(б)У.

государственный театр оперы и балета

1932-1933 г.г.

1 сентября 1932 года на заседании президиума Луганского горсовета было принято решение о преобразовании передвижной оперы в стационарный оперный театр. При этом, такое преобразование нуждалось в значительной дотации, которую Луганский горсовет попросил выделить Наркомобраз.
Решение Луганского горсовета было поддержано Донецким облисполкомом и отделом искусств при Совнаркоме Украины, и 3 сентября 1932 года, согласно постановлению Наркомобраза, в Луганске был создан стационарный оперный театр на базе [второй] передвижной оперы Правобережья.
Зимний театральный сезон театра, который получил название – Донецкий театр оперы и балета, начался в Луганске 16.10.1932 оперой «Князь Игорь». Театр разместился в здании городского театра, расположенного по ул. Пушкинской, 2 (сейчас – ул. Пушкина, 2).
Луганскому горсовету театр был передан в распоряжение с 01.01.1933, вместе с тем, полностью имущество театра и его финансово-организационное управление перешли к горсовету только 02.11.1934.

В сезоне 1932-1933 г.г. в репертуарный план театра были включены следующие оперы: «Князь Игорь», «Кармелюк», «Разлом», «Яблочный плен», «Белый рейд», «Тарас Бульба», «Рождественская ночь», «Купало», «Русалка», «Аида», «Риголетто», «Кармен», «Фауст», «Чио-Чио-Сан», «Севильский цирюльник», «То́ска» («Флория То́ска»), «Евгений Онегин», «Пиковая дама», а также балеты: «Красный мак», «Ференджи», «Лебединое озеро», «Дон Кихот». Вместе с тем, далеко не все запланированные спектакли были показаны.
Летом 1933 года театр отправился на гастроли по городам Донбасса.

1933-1934 г.г.

В этом сезоне, который был открыт 15 октября новой постановкой оперы «Чио-Чио-Сан», состоялись следующие премьеры: опера «Травиата», балет «Ференджи» и, вероятно, оперы «Севильский цирюльник», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», которые не были поставлены в прошлом сезоне.
Летом 1934 года луганский оперный театр был на гастролях в Полтаве и Кременчуге.

1934-1935 г.г.

В сентябре 1934 года при театре была открыта балетная студия для лиц в возрасте 8-20 лет. Ежегодно в эту студию принималось порядка 80 человек.

В театральном сезоне 1934-1935 г.г. (15.10.1934–21.05.1935) театром показаны новые постановки: оперы «Запорожец за Дунаем», «Паяцы», «Сказки Гофмана», «Фауст» и балет «Раймонда», а также спектакли из прошлого репертуара: «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Чио-Чио-Сан» («Мадам Батерфляй»), «Риголетто», «Кармен», «Травиата», «Аида», «Севильский цирюльник», «Красный мак», «Ференджи».

С момента создания Донецкого театра оперы и балета, его артисты проводили большую культурно-просветительную и общественную работу. Это – доклады и концерты на предприятиях, в частях Красной армии и сельских клубах, организация самодеятельных музыкальных кружков и оказанием им помощи, и пр.

В течение лета 1935 года театр находился на гастролях в Горловке, Мариуполе и Краматорске. В этот период состав оперной труппы пополнился вокалистами из Москвы, Одессы, Харькова.

1935-1936 г.г.

Торжественное открытие театрального сезона состоялось 5 октября премьерой оперы «Борис Годунов». В репертуаре театра также были оперы: «Разлом», «Евгений Онегин», «Черевички», «Кармен», «Царская невеста», «Риголетто», «Фауст», «Запорожец за Дунаем», «Севильский цирюльник», «Паяцы», балеты: «Лебединое озеро», «Корсар», «Венгерская рапсодия», «Бахчисарайский фонтан», вечера балета (премьеры спектаклей: «Черевички», «Корсар» и «Бахчисарайский фонтан» в этом сезоне не состоялись).
С 23.10.1935 начались концерты симфонического оркестра театра оперы и балета под управлением Ерофеева А.Г., численность которого была увеличена в полтора раза – до 52-54 человек. В состав оркестра также планировалось ещё дополнительно привлекать луганских музыкантов для увеличения его численности и, соответственно, лучшего звучания. Намечено было провести 10 симфонических концертов. Последний концерт состоялся 30.03.1936 – им был завершён театральный сезон.
Весной и летом 1936 года театр находился на гастролях в Николаеве, Кременчуге, Мариуполе. Всего в репертуаре театра было 25 спектаклей: 20 опер и 5 балетов.

В 1936 году театр пополнился выпускниками киевского и харьковского театральных вузов. В театре было 34 солиста и столько же человек пело в хоре. Состав балетной труппы театра был заменён почти на 90 %, и её количество увеличено на 10 человек, до – 45. Для её руководства был приглашён новый руководящий состав во главе с московским балетмейстером Козловым В.В.

1936-1937 г.г.

Для упорядочения выступлений артистов вне стен театра оперы и балета, в октябре 1936 года при нём было организовано концертное бюро.

В сезоне 1936-1937 г.г., который открылся 23 октября премьерой оперы «Наталка Полтавка», также были показаны новые спектакли: оперы «Демон», «Тихий Дон», «Черевички» и балеты «Корсар», «Коппелия». Из прежнего репертуара – «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Русалка», «Борис Годунов», «Царская невеста», «Риголетто», «Фауст», «Чио-Чио-Сан», «Запорожец за Дунаем», «Лебединое озеро».

Проходившая в стране кампания по борьбе с формализмом в искусстве внесла свои корректировки в репертуар театра. Были отменены оперы: «Паяцы», «Севильский цирюльник», «Травиата», «Сказки Гофмана» и «Русалка», которые не имели высококачественного художественного оформления.

С начала 1937 года ударникам производства, в соответствии с заключёнными с предприятиями договорами, дирекция оперного театра предоставляла постоянные места на спектакли по сниженным ценам.
Летом 1937 года в луганский театр из других оперных театров страны на работу были приглашены Левицкая А.З., Валовов Т.П., Суров В.К., Гамов П.И., Бучковский И.Н., Михайлова А.П., а также молодые артисты из Киевского оперного театра: Сытникова К.С., Пушкарёва Е.К., Резникова М.А.
На лето театр получил приглашения на гастроли – в Краснодар, Таганрог, Донецк, Курск и Тирасполь, но в какие города отправился, информации нет.

1937-1938 г.г.

Театральный сезон 1937-1938 г.г. открылся 17 сентября 1937 года премьерой оперы «Мазепа». В этом сезоне также были поставлены следующие оперы: «Кармен», «Травиата», «Черевички», «Запорожец за Дунаем», «Наталка Полтавка», «Риголетто», «Тихий Дон», «Броненосец Потёмкин», «Евгений Онегин», «Дубровский», «Демон» и балеты: «Раймонда», «Лебединое озеро», «Эсмеральда».
Театральный сезон завершился 14 апреля 1938 года оперой «Лакме», над которой работали молодые артисты театра.
С 17 апреля и до 13 августа 1938 года театр находился на гастролях в Мариуполе, Рязани, Донецке.

1938-1939 г.г.

Театральный сезон 1938-1939 г.г. открылся 8 октября 1938 года оперой «Кармен» в новой постановке. В этом сезоне также были поставлены следующие оперы: «Поднятая целина», «Мазепа», «Черевички», «Евгений Онегин», «Дубровский», «Лакме», «Запорожец за Дунаем», «Демон», «Тихий Дон», «Броненосец Потёмкин», «Трильби», «Пиковая дама», «Царская невеста» и балеты: «Эсмеральда», «Бахчисарайский фонтан», «Лебединое озеро».
Вместе с тем, не все спектакли, согласно утверждённому репертуарному плану, были поставлены. Так, не были показаны оперы: «Даиси», «Иван Сусанин», «Наталка Полтавка», «Майская ночь», «Виндзорские кумушки» («Виндзорские проказницы»), «Тарас Бульба», «Перекоп» (её хотели показать вместо «Майской ночи»), а также балеты: «Кавказский пленник», «Партизаны», «Раймонда».
Летом 1939 года театр находился на гастролях в городах: Рубежное, Сумы, Херсон и Николаев.

1939-1940 г.г.

Театральный сезон 1939-1940 г.г. открылся 29 сентября 1939 года премьерой оперы «Перекоп». В репертуарный план театра были включены также оперы: «В бурю», «Трильби», «Чародейка», «Тихий Дон», «Дубровский», «Броненосец Потёмкин», «Царская невеста», «Кармен», «Поднятая целина», «Пиковая дама», «Черевички», «Мазепа», «Евгений Онегин», «Демон», «Бал-маскарад», «Помпадуры», «Запорожец за Дунаем», «Наталка Полтавка», «Иван Сусанин»; балеты: «Бахчисарайский фонтан», «Эсмеральда», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Конёк-горбунок», «Соловей», «Лауренсия».
Вероятно, не все запланированные спектакли были показаны. Последним спектаклем театра в Луганске стал балет «Лауренсия» – 22 мая 1940 года.
В июле 1940 года, когда театр находился на гастролях в Краматорске, до него дошло известие о прекращении работы оперного театра в Луганске. Такое решение Луганского облсовета явилось для коллектива театра полной неожиданностью.

здание театра

Единственным подходящим, хотя и неприспособленным помещением для оперного театра в Луганске, оказалось здание городского театра (бывший Нардом), 1912 года постройки, которое ко второй половине 1920-х г.г. крайне нуждалось в капитальном ремонте. После споров, о том, кто должен его производить, в июле 1929 года деньги на ремонт здания театра выделил Луганский горсовет.
В 1930-х г.г. строительство нового здания для театра оперы и балета, по всей видимости, в планы Луганского горсовета не входило, что можно объяснить отсутствием для этого необходимых средств в городском бюджете. Что касается областного бюджета, то так как из него (и других источников) выделялась ежегодная дотация театру в размере 1.2-1.3 миллиона рублей, то денег ещё и на строительство нового здания, вероятно, также не было. Вместе с тем, Луганским горсоветом предпринимались меры к повышению комфортности здания, как для зрителей, так и для артистов театра.
В 1936 году был осуществлён очередной ремонт здания театра, в ходе которого, в частности, была отремонтирована крыша, расширено фойе, в вестибюле установлены колонны, отделанные под мрамор, а находившиеся в фойе и вестибюле вешалки перемещены в полуподвальное помещение, где оборудована гардеробная. Рядом с гардеробной была оборудована курительная комната, которой ранее в театре не было. За счёт расширения проходов, количество мест в партере было уменьшено. Был сделан ремонт в артистических уборных, усовершенствована сцена и пр. Театру были переданы помещения, которые до этого тут занимал музей Революции.

недостатки в работе театра

Насколько можно судить, впервые о недостатках, имевшихся в работе театра, заговорили в марте 1936 года, на фоне развернувшейся в стране кампании по борьбе с формализмом в искусстве. Руководство оперного театра осудило себя за постановку ряда спектаклей, которые не имели высокохудожественного оформления. В результате были отменены оперы «Севильский цирюльник», «Паяцы», «Травиата», «Сказки Гофмана» и в ноябре того же года – «Русалка». Оказалось, что репертуарный план составлялся художественным руководителем театра Боголюбовым (1933-1937 г.г.) без обсуждения на производственных совещаниях. Также поднялся вопрос и о необходимости налаживания учёбы творческих работников театра. Тогда же, в апреле редакция «Ворошиловградской правды» поддержала упрёк в адрес театра в том, что его оперные спектакли непонятны простым рабочим.
По всей видимости, именно вследствие критики работы оперного театра, в 1936 году и был снят с должности его директор Гольцман.

Следующему директору театра Кудрину (1936-1937 г.г.), который по воспоминаниям Боголюбова, держался с артистами резко, иронически и надменно, не только ставилось в вину, что он зажимал молодых артистов, тормозил выдвижение новых кадров и разбазаривал старые, а он уже был обвинён, таким образом, во вредительстве – развале работы оперного театра, и объявлен врагом народа.

Новый художественный руководитель театра Ерофеев (1937-1938 г.г.), подмявший под себя административное (директор Хамлов), партийное (парторг Плешаков) и профсоюзное (председатель месткома Скачко) руководство в театре, не только ничего не сделал по улучшению в целом творческой атмосферы, но и усугубил ситуацию. Если методы руководства Кудрина негативно отражались в основном только на артистах, то Ерофеев уже стал затрагивать ещё и работников театра. Если кто-то критиковал Ерофеева, или жаловался на него, или высказывал собственное мнение по какому-либо производственному вопросу, несовпадающее с мнением Ерофеева, то таким работникам создавались невыносимые условия работы.
Из-за равнодушного отношения к работе театра со стороны начальника областного Управления искусств Похоженко, считавшего, что Донецкий оперный театр нужно преобразовать в передвижной, нормой в театре стали: склоки, подхалимство, групповщина, антисемитизм, унижения артистов и работников со стороны руководства театра, зажим критики. Сложившаяся в театре нездоровая атмосфера, в коллективе называлась – "ерофеевщиной".
Оперным артистам, поддерживающим Ерофеева, он давал главные роли в спектаклях сверх нормы, что позволяло им на переработке ("перепевах", как говорили в то время), зарабатывать ежемесячно 50-100 % дополнительно к своим немаленьким окладам. Молодые талантливые артисты же, а также те, кто находился в немилости у Ерофеева, задействовались только на вторых и третьих ролях.
Зная о сложившейся в оперном театре атмосфере, не предпринимал реальных мер к улучшению его работы и Луганский горком партии, куда неоднократно поступали жалобы, ограничиваясь формальными указаниями по этому вопросу в адрес руководства театра. Только после того, как в марте 1938 года о недостатках, имевшихся в работе театра, написали на страницах республиканской газеты, не смогли уже промолчать об этом и в областной газете, а также проигнорировать эти публикации и в Луганском горпарткоме. Однако из публикаций в местной прессе («Социалистический Донбасс», «Ворошиловградская правда») видно, что Ерофеев был представлен борцом, не проявившим достаточного большевистского рвения и сознания, с ликвидацией последствий вредительства прежнего директора Кудрина. Поэтому Ерофеев, Хамлов, Плешаков и Скачко легко отделались – их обвинили только в ошибках, граничивших с преступной работой, а не во вредительстве. Плешаков и Скачко были сняты со своих должностей в самом начале апреля 1938 года, Ерофеев летом того же года перешёл работать с понижением в Горьковский оперный театр – главным дирижёром, а Хамлов, признавший свои ошибки, даже остался на своей должности директора.

Период "вредительства" Кудрина и ошибок Ерофеева (1936-1938 г.г.) негативно отразился в творческом плане на работе луганского оперного театра, который вынуждены были покинуть ряд талантливых артистов и работников, в том числе и сам Ерофеев.

После вскрытых ошибок в организации работы театра, творческая атмосфера в нём существенно не изменилась. По-прежнему, художественное и административное руководство театра болезненно реагировало на критику в свой адрес, осталось и формальное составление репертуарного плана, и недостатки в организации производственного процесса, и перекосы в зарплате.

Ситуация, сложившаяся в Луганском оперном театре, не была уникальным явлением, а являлась типичной для многих луганских учреждений, заведений и организаций того времени, где были свои руководители-"Ерофеевы". Выявленных на руководящих должностях "врагов народа", сменяли такие же коммунисты, которые зачастую продолжали руководить в прежнем стиле, ничего не меняя в лучшую сторону. В такой атмосфере "вредительства" и ошибок руководителей различного уровня и жил тогда Луганск. Только далеко не всегда информация об этом попадала на страницы луганских многотиражек, городской, а тем более центральных газет.

реорганизация театра

Несмотря на то, что в 1930-х г.г. в Луганске было построено немало объектов социальной сферы, однако из-за небольшого его статуса, в нём было недостаточно зданий культурно-зрелищного назначения. Поэтому, когда Луганск стал областным центром (03.06.1938), и тут были открыты, в частности, областная филармония и драмтеатр, для них не нашлось свободных помещений. Их разместили в ДК им. Ленина. А, например, для музея изобразительных искусств подходящего помещения так и не нашлось, поэтому решение Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров УССР о его открытии не было выполнено.
Ко второй половине 1930-х г.г. строительство как отрасль, не только значительно отставало от темпов культурного развития в Луганске, но и тормозило его.

В связи с созданием в Луганске драмтеатра, который начал свою работу в 1939 году, встал вопрос с постоянным помещением для него. В сентябре 1939 года было принято решение передать в перспективе драмтеатру помещение театра оперы и балета, а для оперного театра построить новое здание на Красной площади. В связи с чем, был объявлен открытый конкурс на составление проекта здания оперного театра. К концу октября 1939 года архитекторами Шереметом А.С. и Домбровским И.П. был подготовлен проект, а художником Шеховцовым Л.И. – макет нового здания для театра, рассчитанного на 1500 мест. Новое здание для Луганского театра оперы и балета планировали начать строить в 1940 году (его строительство длилось бы несколько лет).

Согласно заключённому договору, драмтеатр должен был пользоваться сценой ДК им. Ленина для репетиций 18 дней в месяц. Но правление ДК часто нарушало этот договор, забирая сцену у театра для тех или иных своих мероприятий сверх установленного для ДК количества дней – 12-13. В поисках места для репетиций, актёры драмтеатра побывали, в частности, в театре юного зрителя, на фабрике школьных принадлежностей, в клубе работников госторговли, в бильярдной сада им. 1-го Мая, в цирке, но постоянного места для них так и не смогли найти.
В начале мая 1940 года по инициативе Луганского горкома партии состоялось собрание работников драмтеатра, на котором присутствовал и начальник областного отдела по делам искусств. Оказалось, что из-за отсутствия нормальных условий для работы в ДК, драмтеатр находится на грани развала, и что в таких условиях актёры не смогут работать ещё несколько лет, пока для оперного театра будет строиться новое здание.

В конце июля 1940 года исполком Луганского областного совета вынес постановление о передаче Луганского театра оперы и балета в распоряжение Управления по делам искусств при Совнаркоме УССР, а здание, которое занимал оперный театр, было передано драмтеатру.
На то, что между двух театров исполкомом Луганского облсовета выбор был сделан в пользу драматического, скорее всего, повлияло то обстоятельство, что ещё 23 июня Донецкий (в то время – Сталинский) обком партии принял решение просить ЦК КП(б)У поставить перед Совнаркомом УССР вопрос об отпуске средств для организации в Донецке театра оперы и балета, и о помощи Донецкому областному отделу искусств в укомплектовании коллектива этого театра лучшими мастерами сцены. В ЦК КП(б)У было принято положительное решение о создании в Донецке театра оперы и балета.
К лету 1940 году в Донецке уже было практически завершено строительство нового здания для оперного театра, для комплектования которого нужны были артисты и работники, в Луганске же оперный театр размещался в неприспособленном здании, и к тому же ещё срочно требовалось помещение для драмтеатра. По всей видимости, после согласования с Управлением по делам искусств при Совнаркоме УССР, исполком Луганского областного совета и вынес решение, в соответствии с которым Луганск лишался оперного театра.
С учётом огромных средств, которые выделялись в качестве дотации Луганскому оперному театру, в бюджете Луганской области, вероятно, просто не нашлось денег, а их требовалось немало, на строительство нового здания для оперного театра. Ведь кроме него нужно было ещё, в частности:
– строить новое здание для музея революции, о чём был поднят вопрос в 1939 году (начало его строительства было намечено на 1941 год);
– финансировать строительство газопровода Стаханов–Луганск, так как был разработан план газификации Луганска и области коксовым газом;
– выделять средства на капитальный ремонт здания краеведческого музея, которое сильно пострадало от паводка весной 1940 года, в связи с чем, музей был закрыт.

Перевод оперного театра из Луганска в Донецк значительно облегчил нагрузку на областной бюджет Луганской области: отпала необходимость в срочном строительстве нового здания для оперного театра и в выделении дотации на содержание этого театра. Не исключено, что в Управлении по делам искусств при Совнаркоме УССР ещё посчитали, что двух оперных театров для Донбасса будет много, вот и пошли навстречу Луганскому облсовету, который не в состоянии был решить вопрос с недостатком театральных зданий в Луганске.

31 августа 1940 года вышло постановление Совнаркома УССР № 1260 о реорганизации Луганского театра оперы и балета, согласно которому он был преобразован в Донецкий русский музыкальный театр с размещением в Сталино (сейчас – Донецк).
12 апреля 1941 года Донецкий музыкальный театр открыл свой сезон в новом здании оперой «Иван Сусанин».

В 1950 году вернулись к идее постройки в Луганске на Красной площади здания оперного театра, но на реализацию этого проекта не нашлось средств.


*   *   *

Даты некоторых премьер театра оперы и балеты:
16.10.1932 – опера «Князь Игорь» (режиссёр Манзий В.Д., дирижёр Ерофеев А.Г., балетмейстер Цейтлин М.Д.)
15.10.1933 – опера «Чио-Чио-Сан» нов. пост. (режиссёр Здиховский А.А., дирижёр Купер М.А., художник Власюк О.)
01.11.1933 – балет «Ференджи» (балетмейстер Цейтлин М.Д., дирижёр Шехтман Е.М., художник Власюк О.)
13.01.1935 – балет «Раймонда» (балетмейстер Цейтлин М.Д., дирижёр Купер М.А., художник Власюк О.)
05.10.1935 – опера «Борис Годунов» (режиссёр Боголюбов Н.Н., дирижёр Ерофеев А.Г., художник Шуйский Е.М.)
19.03.1936 – опера «Царская невеста» (режиссёр Здиховский А.А., дирижёр Купер М.А.)
23.10.1936 – опера «Наталка Полтавка» (режиссёр Манзий В.Д., дирижёр Ерофеев А.Г., балетмейстер Цейтлин М.Д., художник Шуйский Е.М.)
30.11.1936 – балет «Корсар» (балетмейстер Гирман А.П., художник Шуйский Е.М.)
23.12.1936 – опера «Демон» (режиссёр Здиховский А.А.)
09.02.1937 – балет «Коппелия» (балетмейстеры Козлов В.В. и Гирман А.П., дирижёр Чернов В.И., художник Шуйский Е.М.)
10.03.1937 – опера «Тихий Дон» (режиссёр Здиховский А.А., дирижёр Ерофеев А.Г., художник Курочка-Армашевский И.Г.)
00.04.1937 – опера «Черевички» (режиссёр Здиховский А.А., дирижёр Ковальский А.Ф., художник Шуйский Е.М.)
17.09.1937 – опера «Мазепа» (режиссёр Здиховский А.А., дирижёр Ерофеев А.Г., балетмейстер Цейтлин М.Д., художник Курочка-Армашевский И.Г.)
11.12.1937 – опера «Броненосец Потёмкин» (режиссёр Здиховский А.А., дирижёр Ерофеев А.Г., художник Злочевский П.А.)
26.01.1938 – балет «Эсмеральда» (балетмейстер Цейтлин М.Д., дирижёр Чернов В.И., художник Шуйский Е.М.)
00.03.1938 – опера «Дубровский» (режиссёр Давыдович С., дирижёр Бушуев И.И., художник Ляхович Э.И.)
13.04.1938 – опера «Лакме» (режиссёр Давыдович С., дирижёр Бушуев И.И., художник Ляхович Э.И.)
08.10.1938 – опера «Кармен» нов. пост. (режиссёр Здиховский А.А., дирижёр Канкарович А.И., балетмейстер Владимиров С.В., художник Шуйский Е.М.)
11.12.1938 – опера «Поднятая целина» (режиссёр Долев В.Г., дирижёр Бушуев И.И., художник Шуйский Е.М.)
17.01.1939 – балет «Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Владимиров С.В., художник Ляхович Э.Й.)
29.09.1939 – опера «Перекоп» (режиссёр Здиховский А.А., дирижёр Шехтман Е.М., балетмейстер Пушкина Е.А., художник Шуйский Е.М.)
11.12.1939 – опера «Бал-маскарад» (режиссёр Брендер В.А., дирижёр Ковальсий А.Ф., балетмейстер Пушкина Е.А., художник Айвазян В.А.)
20.01.1940 – балет «Конёк-горбунок» (балетмейстеры Пушкина Е.А. и Шишков Б.А., дирижёр Шехтман Е.М., художник Ляхович Э.Й.)
30.04.1940 – опера «Иван Сусанин» (режиссёр Брендер В.А., дирижёр Ковальский А.Ф., балетмейстер Новицкий В.В., художник Айвазян В.А.)
15.05.1940 – балет «Лауренсия» (балетмейстер Новицкий В.В., дирижёр Шехтман Е.М., художник Ляхович Э.Й.)

*   *   *

художественные руководители и главные режиссёры:
Хотский В. – 1932-1933 г.г.
Боголюбов Николай Николаевич – 1933-1937 г.г.
Ерофеев Александр Гаврилович – 1937-1938 г.г.
Канкарович Анатолий Исаевич – 1938-1939 г.г.
Брендер Владимир Александрович – 1939-1940 г.г.

директоры:
Кудрин А.М. – до октября 1932 г.
Эфрос Н. – 1932-1934 г.г.
Гольцман А. – 1934-1936 г.г.
Кудрин А.М. – 1936-1937 г.г.
Хамлов С. – 1937-1939 г.г.
Журавлёв – 1939-1940 г.г.

Последнее обновление страницы – 02.02.2021

Варианты
Навигация
Яндекс.Метрика