рабочий оперный театр






Сегодня начинаются гастроли государственной рабочей оперы

Организовать вокруг ГРОТа рабочего зрителя

Сегодня в здании Нардома начинаются гастроли государственного рабочего оперного театра Наркомобраза, который уже работал у нас в прошлом году. Состав оперной труппы в этом году увеличен.
В репертуаре следующие спектакли: «Кармелюк» (музыка Йориша), «Купало», «Тарас Бульба», «Князь Игорь», «Кар- мен», «Аида» и несколько новых оперных спектаклей – «Дума Черноморская», «Белый рейд». Кроме того, будут по- казаны балеты «Красный мак», «Лебединое озеро» и один новый балет.

Кроме художественной работы, актёры театра проводят большую общественную работу на предприятиях по популя- ризации рабочего искусства среди широких рабочих масс.
6 декабря в 2 часа дня в здании театра созывается совещание представителей культотделов заводов и клубов, крас- ноармейских частей, сельсоветов, чтобы выработать общественный план работы театра.

Нужно всем заводским и общественным организациям, учитывая художественную и общественную ценность этого оперного театра, обеспечить успех представлений, организуя зрителя вокруг его работы.
Хорошо было бы, если бы наши заводские организации заранее побеспокоились о закупке билетов для рабочих, что- бы дать им возможность по доступной цене посмотреть наилучшие оперные спектакли.

Л. Р.

газета «Луганская правда» за 4 декабря 1930 года







Гастроли рабочего оперного театра

Закончилась первая декада работы украинского государственного рабочего оперного театра в Луганске. Этот театр гастролировал у нас в прошлом году, и, вообще, его работа – художественная, музыкальная, общественная, его со- циальная направленность – в достаточной степени знакомы луганскому зрителю.
За десять дней театр показал три свои работы: оперы – «Кармелюк» и «Купало», а также балет – «Лебединое озеро».

Самой интересной, как своими художественными приёмами, трактовкой, так музыкальным содержанием, является, безусловно, опера «Кармелюк», которая представляет собой серьёзный художественный вклад в украинскую теат- ральную культуру.
Как известно, самым консервативным искусством до последнего времени были (и сейчас ещё остаются) опера и ба- лет. Революция, которая коснулась своим огненным крылом почти всех отраслей искусства, особенно, театрального, поставила перед всеми ими одно требование – служить классу-победителю, исполнять его социальные веления, почти не затронула ещё оперного театра. Тут, как и раньше, без изменений господствуют музыкальные и формаль- ные традиции, настоянные на культе старых классиков – Верди, Чайковского, Массне, Рубинштейна. Только в по- следние годы сделан первый слом. Советская действительность и быт ворвались свежим потоком в затхлую атмо- сферу оперной сцены.
Такой смелой, революционной попыткой создать новую форму советской оперы, и есть опера «Кармелюк». К сожа- лению, нужно отметить, что социальное значение этой оперы понижается тем, что тема оперы – борьба крестьян против крепостничества под руководством легендарного Кармелюка, значительно далека от современности. И хотя постановщики сделали всё, чтобы её осовременить, всё же опера корнями уходит в большей степени в прошлое. А мы хотели бы видеть оперу, которая рисовала бы героическую эпоху сегодняшнего дня.
С точки зрения музыкальной и художественной архитектоники, опера «Кармелюк» достаточно интересна. Она сме- ло и решительно порывает со всеми бывшими оперными традициями. Музыка, написанная композитором В.Йори- шем, построенная на элементах народной песни, сюжетно связана с развитием драматического действия. Все эле- менты оперы – балет, хор, оркестр, сам музыкальный ритм – принадлежат одной целевой идеи оперы – показ борь- бы угнетенного крестьянства со шляхтой. Обильно введены и элементы гротеска, но это не вредит, а наоборот под- чёркивает социальные моменты борьбы. В целом, спектакль интересный.

Другая опера «Купало», известного композитора Вахнянина, построена на галицкой народной музыке, наполнена интересными, мелодичными моментами. Художественное оформление оперы лишено обычной трафаретности.

Рабочие массы очень охотно посещают оперные представления. Только следует чаще ставить спектакли в клубе ме- таллистов, где бывает больше рабочих с производства.

Л. Рудин

газета «Луганская правда» за 17 декабря 1930 года