Постановки Донецкого театра оперы и балета, который постоянно работает в Ворошиловграде, не пользуются успехом у зрителя. С боль- шим трудом театру удаётся делать половину сбора. Театр растерял аудиторию.
В чём дело? Может ворошиловградцы не любят оперу, может не понимают её? Ничего подобного. Любят и понимают. Любят они доб- рые, полноценные оперные постановки и умеют достойно ценить их. А Донецкий театр оперы и балета на даёт таких постановок. Не бу- дем приводить множество примеров, свидетельствующих об этом. Остановимся на одном из них – на спектакле «Броненосец Потёмкин». Ставил его художественный руководитель Ерофеев, тот самый, который в своё время на вопрос, что такое формализм в искусстве, отве- тил: Это когда актёр формально относится к своим обязанностям.
Постановка глубоко реалистичной оперы Чишко была для театра серьёзным испытанием, проверкой того, как он отходит от оперной ру- тины, штампа. Этого экзамена театр не выдержал.
Музыка оперы пронизана прекрасными народными мелодиями, что подчёркивает стремление композитора создать народную оперу. Ху- дожественный руководитель, он же главный дирижёр Ерофеев сделал всё, чтобы перекрутить музыку. Неугомонный барабанный бой, форсированные до невероятного шума звуки медных инструментов поглощают основную мелодию, приглушают струнные инструменты и голоса солистов. Даже хор тонет в этих безумных барабанных звуках. Зритель не слышит пения.
Актёры изо всех сил пытаются перекричать оркестр. Выходит не пение, а какой ужасный крик.
Артист Никитенко, который исполняет роль матроса Матюшенко, буквально бьётся в истерике, и показывает не руководителя восставших матросов, а человека больного эпилепсией.
Артистка Старостинецкая, которая исполняет роль большевички Груни, боевой подруги Вакулинчука, показала на сцене такую же самую истеричку. В исполнении артистки этот образ обеднён, упрощён,
перекручен. Не пламенным призывом к восстанию звучат её слова, без- надёжной грустью веет от них. Эта партия – одна из центральных, поручена артистке с очень слабыми вокальными данными. Предостав- ление ей такой ответственной партии продиктовано соображениями родства.
В театре не обращают внимания на грубые ошибки. Руководители театра и партийная организация прислушиваются только к одному голо- су, – голосу Ерофеева. Его слово – закон. В коллективе царят склоки, сплетни, подхалимство. Нездоровая атмосфера сложилась тут.
Озираясь по сторонам, люди называют всё, что происходит в театре, "ерофеевщиной", подразумевая под этим насаждение Ерофеевым, при попустительстве со стороны директора театра Хамлова и парторга Плешакова, давно забытых закулисных нравов дореволюционного провинциального театра.
Образовалась группа "своих" актёров, которые делают всё, чтобы не допустить новых квалифицированных певцов в коллектив. Актёры привилегированной группы зарабатывают на так называемых "перепевах" большие суммы. Например, артист Никитенко, имея основной оклад 2000 руб., заработал на перепевах в октябре – 1020 руб., в ноябре – 1260 руб., в декабре – 2040 руб, в январе – 1700 руб. Именно на этих "перепевников" опирается Ерофеев, именно эта группа и поддерживает в театре нравы старой театральной богемы – пьянство, скло- ки, зажим творческой мысли. Главный организатор пьянок – это сам Ерофеев, который на свои "вечера" приглашает нужных ему людей. Дошло до того, что он свои "художества" перенёс в помещение театра, где выпивают за его, Ерофеева, здоровье.
В этой нездоровой атмосфере были такие случаи.
Недавно Ерофеев сделал в оркестре позорное антисемитское высказывание. По этому поводу концертмейстер Трохман подал заявление в местком. Плешаков и председатель месткома Скачко квалифицировали антисемитскую выходку Ерофеева, как невинную остроту, а Трох- мана выставили клеветником. Они заставили Трохмана... просить прощения у Ерофеева. Так расправляются в театре с теми, кто пытается критиковать руководство. Еще бы! Ведь вся тройка и Плешаков, и Скачко, и Хамлов – активные участники ерофеевских пьянок.
Когда в стенгазете
«Голос балета» появилась статья, которая совершенно верно ставила вопрос о необходимости дублирования дирижё- ров, редколлегию заставили дать опровержение. Перепуганный редактор стенгазеты Черкасский в следующем номере так расшаркивался перед начальством: Признавая свою ошибку, редколлегия в дальнейшем будет работать в тесном контакте с общетеатральной газе- той, руководимой месткомом и партгруппой, а поднимая вопросы аналогичного плана – с дирекцией и художественным руководством театра, к которому среди работников есть достаточное и заслуженное доверие. Так в театре "устанавливается порядок" и глушится са- мокритика.
Донецкий театр оперы и балета существует седьмой год. Областные организации ежегодно отпускают ему около полутора миллиона руб- лей дотации. Однако театр за все эти годы не сумел подобрать хорошие кадры актёров. В Донбасс приезжают бригады Московского Боль- шого академического оперного театра. Они ищут, находят и отправляют на обучение в Москву талантливую молодёжь. Донецкий же театр не ведёт такой работы. Он ни разу не поставил перед областными организациями вопрос о посылке талантливого молодняка на обучение. За 7 лет тут не воспитали ни одного своего актёра.
Кадры актёров, особенно на первые роли, комплектуются из людей, случайно попадающих в театр, и которые в любую минуту готовы вы- ехать из г. Ворошиловграда. В то же время из театра систематически выживают талантливую молодёжь и квалифицированных актёров. Из-за невозможных условий работы покинули театр Егунова, Лотоцкая, Мейер, Маринина, Алиева. В прошлом году уволили дирижёра Бушуева, который потом был восстановлен только с помощью суда. Ерофеев выжил из театра старого опытного дирижёра Купера (кото- рый теперь работает в Московском Большом академическом оперном театре), дирижёра Чернова, и выживает талантливого молодого ди- рижёра Ковальского. Ушёл из театра бывший его художественный руководитель, заслуженный артист республики Боголюбов. Способные молодые актрисы Пушкарёва и Ярославская, которые имеют хорошие выразительные голосовые данные, исполняют только вторые и тре- тьи роли.
Почти ежедневно на сцену выходят одни и те же лица, которые уже надоели. Чтобы не пускать молодых актёров на первые роли, прибег- ли к своеобразному маневру: об'явили, что, мол, с целью выдвижения молодых артистов, исключительно их силами будет ставиться опера «Лакме». Для подготовки к этой опере, Ерофеев, с провокационной целью установил очень короткие сроки, явно стремясь скомпромети- ровать артистичную молодёжь. А тем временем, на этом основании полностью отстранили молодёжь от всего основного репертуара.
Что сделало новое руководство оперного театра, чтобы покончить с такой вредной политикой? Почти ничего. Вернули назад двух уволен- ных раньше артисток, пригласили двух новых актёров – и всё.
На протяжении двух лет в театре нет высококвалифицированного главного режиссёра. Всеми постановочными делами тут заправляет ма- лообразованный режиссёр Здыховский, и это постоянно приводит к однообразию постановок, к штампу.
Вообще в театре царит засилье братьев Здыховских. Кто они такие? Их отец, который живёт в Ворошиловграде, в своё время пытался про- лезть на сцену, на первые басовые партии – бывший протодиакон московского "храма спасителя". Один из его сынов – главный режиссёр, постановщик театра, второй – главный администратор, третий – заведует бутафорской частью. Была ещё в опере и дочка Здыховского, но её вынуждены были уволить за антисемитские высказывания.
Вредная "теорийка" распространяется в театре: молодёжь, мол, нельзя допускать к исполнению ответственных партий. С этой "теорийкой" не борются, партийная организация не разоблачает её. Не удивительно, что молодой, способный дирижёр Бушуев, выходец из рабочей се- мьи, который окончил консерваторию, не допускается к дирижированию оперой «Броненосец Потёмкин». Несколько раз Ерофеев (дири- жёр этой оперы) болел, и тогда спектакли откладывались. Вообще, из четырёх дирижёров в театре, только Ерофеев имеет свои постанов- ки, а остальные дублируют его в некоторых второстепенных спектаклях.
К сожалению, ни областные, ни городские организации не интересуются состоянием театра. Начальник областного Управления искусств т. Похоженко вообще пришёл к мысли, что Донецкую оперу нужно сделать передвижной. Не нужно доказывать, что это не выдерживает ни какой критики.
Задумывались ли в Украинском Управлении искусств над положением этого важного в Донецкой области учреждения культуры? Коллек- тив театра нужно немедленно оздоровить, влить в него свежие силы, очистить от неквалифицированных артистов и обеспечить крепким художественным руководством.
Рабочий Донбасс должен иметь полноценный оперный театр, который бы удовлетворял возросшие требования широких масс трудящихся.
Я. Фальков
газета «Коммунист» за 20 марта 1938 года
|