Около рабочего, так называемого оперного коллектива клуба им. Ленина сложилась сейчас такая нездоровая обстановка, что её не- обходимо обязательно разрядить. Нужно сказать, что в этом виноваты сами организаторы оперы своей кричащей рекламой, фото- афишами и очень неприятной шумихой, что совсем не к лицу рабочему коллективу. Второе – та установка, которую взял в своей работе коллектив, также немало поспособствовала этой нездоровой атмосфере.
Имеет ли хоровой кружок, из которого выросла эта рабочая опера, право называться оперой? Мы считаем, что ни в коем случае. Ни опыта, ни голосовых возможностей, ни умения, ни солистов коллектив не имеет, чтобы сразу взяться за такое серьёзное дело, как разыграть оперное произведение, хотя бы и одноактовую музыкальную пьесу Рахманинова «Алеко».
То, что мы видели этими днями в клубе металлистов, является только игрой в оперу, а не настоящей художественной работой. Мы не говорим уже о том, что «Алеко» с идеологической стороны ни в коем случае не может отвечать современным требованиям, ко- торые ставятся перед театром, как организатором масс на борьбу за социализм.
Понятно, что мы всячески приветствуем почин клуба металлистов в создании рабочей оперы. Мы с радостью слушали бы рабочих, выступающих в хоре, смотрели бы балетные сцены, так как развитие музыкальной культуры среди рабочих масс, приобщение ра- бочих к музыкальному труду, попытка использования этих кадров на смену профессиональным актёрам старой идеологии – это на- ша задача на культурном фронте. Но, когда при выполнении этой серьёзной задачи кое-кто пытается спекулировать, то мы должны решительно протестовать.
Что должен был сделать тов. Браславский со своим хоровым кружком? Он должен был подобрать лучших певцов, выучить неко- торые отрывки из новых опер и поставить эти отрывки на сцене, чтобы, таким образом, постепенно приобщить свой кружок к бо- лее квалифицированной музыкальной работе. Это был бы шаг вперёд.
Как же поступил тов. Браславский? Он сразу взялся за оперу, не имея для этого никакого основания, никаких возможностей. Более того, участники этой "оперы", как говорят, мечтают уже о гастролях по Донбассу, как показательной рабочей оперы. Считают себя за настоящих оперных артистов. Это есть не что иное, как головокружение от очень сомнительных успехов.
Оперу эту необходимо реорганизовать. Нужно снова сделать из неё хоровой кружок с театрализованными постановками отдель- ных оперных отрывков в рабочих клубах, да и то после серьёзной проработки, так как называть себя оперой рано.
Л. Рудин
газета «Луганская правда» за 22 ноября 1930 года
|