Донецкий театр оперы и балета

Сегодня начинается седьмой сезон Донецкой оперы

«Борис Годунов»

К постановке в Донецком театре оперы и балета

Композитор Мусоргский своим «Борисом Годуновым» установил форму музыкально-драматического произведения для оперного театра. Мусоргский особенно хорош в музыкальном оформлении массовых сцен. Тут у него не будет соперников почти ни в одной оперной литературе мира.
Музыка «Бориса Годунова», её мелодика, ритм, интонации, юмор и певучесть русской речи – всё это у Мусоргского начинается ручейком, и переходит в могучий океан, в грандиозную музыкальную картину исторического разлома целой государственной системы под натиском бунтующей народной стихии.
Оперу «Борис Годунов» переработано Мусоргским из одноименной п'есы Пушкина. Много сцен и текста вольно пе- рекомпановано композитором и приспособлено к музыкальному произведению, но в основном Мусоргский придер- живается Пушкина, его идеи и характеров.
Работа над оперой «Борис Годунов» была начата Мусоргским в лучшие дни его жизни – в сентябре 1868 года, когда его талант начал входить в творческую зрелость. Через год (15 декабря 1869 года) Мусоргский поставил последний нотный знак в авторской партитуре.

Работая над нашей постановкой, мы, опираясь на основы социалистического реализма, хорошо помним, что эта "на- родная музыкальная драма" – часть истории. Поэтому мы пытаемся сохранить тот исторический колорит, который необходим постановке для полного раскрытия идей Пушкина и Мусоргского.

Заслуженный артист Республики,
Н. Боголюбов

газета «Луганская правда» за 5 октября 1935 года







«Борис Годунов»

Несомненно, что постановка «Бориса Годунова» в Донецком театре оперы и балета – культурное событие. Опера поставлена заслуженным артистом Республики Н.Н.Боголюбовым продуманно и правильно (оттенена темнота на- рода, слепо верующего, падающего ниц перед хоругвями, подчёркнуто и противоречие между царской властью и во- лей народа, столь резко проводимое в партитуре Мусоргским).

Конечно, как это часто бывает в сложных постановках, не учтены те или иные детали, иногда они исторически не- верны. Так, во второй картине одеяния духовенства не соответствуют церковному этикету (неудачные полосатые мантии). Сцена в келье Пимена явно неудачна. Пимен пишет за современным столиком, а не за аналоем. Но эти и подобные им детали не уменьшают общего прекрасного впечатления.

Очень приятное впечатление оставил оркестр под управлением заслуженного артиста Республики А.Г.Ерофеева. Звучание чистое, нюансировка отчётливая. Я бы лишь отметил необходимость более чёткого выделения струнных голосов, которые нередко трактуются Мусоргским как квинтет, и виолончелей, играющих в партитуре самостоятель- ную роль по сравнению с контрабасами. Необходимо отметить чувство меры, проявленное дирижёром в трактовке звучания тромбонов.
Есть промахи: оркестром ещё не освоен синкопирующий колокольный звон, иногда он расходится с оркестром. В целом, однако, оркестр и хор показали стройность и динамичность.

Из отдельных исполнителей отметим артиста Собинина. Им был показан образ Бориса в сочетании двух начал: царя и человека, мучимого совестью. Очень хорош, психологически выдержан образ иезуита Рангони в исполнении ар- тиста Мартыненко. Прекрасно была проведена сцена Марины (артистка Петрова) с иезуитом. Артист Лопатин даже в небольшой роли "юродивого" показал прекрасные голосовые данные. Артист Никитенко (как мы уже отмечали в прошлогодних рецензиях, несомненно, артист большого дарования) дал хорошо продуманную сцену в корчме и у фонтана. Сцена в келье проведена без достаточного динамического нарастания, так ярко отмеченного в партитуре Мусоргского. Даже в небольшой роли Щелкалова артист Колтон показал свои прекрасные голосовые данные. Отме- тим хорошо проведённую артистом Грушевским роль Варлаама.

Общее одобрение зрителей (и вполне заслуженное) вызвали декорации, исполненные художником Шуйским по макетам умершего художника Дмитриева.

В целом спектакль заслуживает одобрения, и наш массовый зритель должен его обязательно увидеть.
Небольшое замечание: мы порекомендовали бы дирекции, несмотря на наличие либретто, и специальной листовки «Луганской правды», перед началом спектакля проводить "Вступительное слово", а зрителю перед приходом на спектакль – прочитать текст Пушкина «Борис Годунов».

Профессор В.Скороход

газета «Луганская правда» за 8 октября 1935 года