луганский театр оперы и балета






К осенне-зимнему театральному сезону

Перед поднятием занавеса

В этом году Ворошиловградский театр оперы и балета отмечает 10-летие своего существования. Сейчас он усиленно готовится к открытию нового сезона. Свою творческую программу театр строит, с одной стороны, на показе лучших опер и балетов советских композиторов, с другой – на использовании классического наследия и, прежде всего, тех произведений, которые никогда не стави- лись на нашей сцене.

В день открытия сезона – 29 сентября – будет показана опера украинских композиторов Мейтуса, Рыбальченко и Тица «Перекоп», написанная по либретто Бычко и Шелонцева. В этой опере, рассказывающей о героических победах Рабоче-Крестьянской Красной Армии, широко использованы народные мотивы, бытовые песни и песни бойцов.
Постановщики «Перекопа» – режиссёр А.А.Здиховский, дирижёр Е.М.Шехтман, художник Е.М.Шуйский, хормейстер В.Г.Бричев- ский, а также весь творческий и технический коллективы вложили много энергии в дело создания этого красочного героического спектакля.

Вторая советская опера «В бурю» написана молодым композитором Т.Хренниковым по мотивам романа Н.Вирта «Одиночество» (либретто А.Файко). Эта опера замечательна тем, что в ней отражены важнейшие мысли В.И.Ленина о крестьянстве, о строитель- стве социалистического сельского хозяйства, о союзе рабочего класса и трудящегося крестьянства. Впервые в оперной литературе советских композиторов показаны наши вожди – В.И.Ленин и И.В.Сталин.
Прекрасна в опере сцена приёма ходоков-крестьян в Кремле тов. Лениным в присутствии тов. Сталина, и последующая сцена – рассказ старого крестьянина Фрола об этом приёме.

Опера советского композитора А.Пащенко написана на сюжет великого русского сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина «Помпадуры». Это – первое сатирическое музыкальное произведение, представляющее огромный интерес, как для театра в силу своей трудности, так и для зрителя по своей текстовой и музыкальной фактуре.

Наш театр включил в свой репертуар величайшее произведение основоположника оперного реалистического искусства М.И.Глин- ки – «Иван Сусанин».

Из западного классического наследия, театр осуществит постановку оперы Джузеппе Верди «Бал-маскарад». В своё время (вторая половина XIX столетия) она создала целую эпоху в истории оперного искусства. Современники-итальянцы видели, как им каза- лось, на сцене отклики своей собственной борьбы и переживаемых социальных потрясений. В «Бал-маскараде», Верди, этот изу- мительный знаток сцены, всех восхищал своей мелодией. Опера интересна не только своей музыкальной линией и занимательным сюжетом. Она даёт возможность театру показать своих певцов.

В связи с предстоящим 100-летием со дня рождения великого русского композитора П.И.Чайковского, театр включает в репертуар одну из ярких его опер – «Чародейку», написанную на сюжет одноименной драмы Шпажинского в 1877 году. Уже имея в своём ре- пертуаре пять произведений Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Черевички» и балет «Лебединое озеро»), театр, таким образом, сможет достойно отметить юбилей устройством целой декады. Каждый спектакль будет сопровождаться вступительным словом, беседами со зрителями о жизни и творчестве великого композитора. Организуется выставка «Чайковский и его эпоха».

Театр также включил в репертуарный план балет «Соловей» белорусского композитора Кришнера (либретто написано Слоним- ским по повести белорусского поэта Борули). Другой новый балет – «Ромео и Джульетта» – принадлежит советскому композитору С.С.Прокофьеву. Написан он на сюжет величайшего английского драматурга Вильяма Шекспира. Будет поставлен и красочный ба- лет «Конёк-горбунок» (музыка Пуни) в новой оркестровке народного артиста РСФСР, орденоносца Б.В.Асафьева, написанный по известной одноимённой сказке Ершова.

Из старого репертуара, который будет пересмотрен музыкально и сценически, остаются: «Тихий Дон» и «Поднятая целина» Дзер- жинского, «Броненосец Потёмкин» Чишко, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Черевички» Чайковского, «Трильби» Юрасовского, «Дубровский» Направника, «Кармен» Бизе, «Демон» Рубинштейна. Последний спектакль возобновляется в связи с юбилеем великого русского поэта М.Ю.Лермонтова. Совершенно заново будут пересмотрены постановки украинских опер «Запорожец за Дунаем» и «Наталка Полтавка».

Будут возобновлены балеты «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, «Эсмеральда» Пуни (в новой оркестровке народного артиста СССР, орденоносца Глиэра), «Лебединое озеро» Чайковского.
Мы хотим поставить также спектакль, в котором будут заняты молодые силы театра – режиссёр, художник и солисты.
Мы убеждены, что намеченный нами репертуарный план вполне определяет пути дальнейшего творческого развития театра.

В нашем творческом составе произошли некоторые изменения и пополнения. В театр приглашены Н.С.Лотоцкая (лирико-драмати- ческое сопрано), Л.А.Лисовская (лирико-колоратурное сопрано), И.М.Штейнберг (лирическое сопрано), теноры: П.С.Крупидор и П.Н.Никитенко, баритоны: А.М.Колобов, А.Н.Покровский, И.Г.Зыбин, В.М.Ефименко, Г.С.Достов, басы: И.Я.Крымчак, К.Ф.Онип- ко, Г.Ф.Семижёнов.
Значительно пополнен и оркестр. Главным дирижёром приглашён А.А.Эйхенвальд, балетмейстером – Е.А.Пушкина. Состав балета также расширен.

Театр будет продолжать, как и в прошлом сезоне, выезды на предприятия для показа своей репетиционной работы, а также для проведения бесед о театре, об оперном искусстве.

В.А.Брендер,
художественный руководитель театра оперы и балета

газета «Ворошиловградская правда» за 22 сентября 1939 года