Литература – в широком смысле это совокупность любых письменных текстов, но чаще всего под литературой понимают художественную литературу, как вид искусства.

*   *   *

В интернете имеется ряд публикаций о развитии художественной литературы в Донбассе за отдельные годы, а также о творческой деятельности некоторых писателей Луганщины. Насколько можно по ним судить, изложенная ниже информация будет являться первой наиболее полной работой (конечно же, не без пробелов) о развитии литературного процесса в городе Луганске в первой половине ХХ века и об истории союза пролетарских писателей и поэтов Донбасса «Забой».
По мере получения новой информации, эта работа будет дополняться и уточняться.



досоветский период

еврейская литература

Началу развития еврейской художественной литературы в Луганске положил переезд в город в 1906 году Левнера Израиля Моисеевича (1862-1916 г.г.), который стал тут общественным раввином. Им было написано ряд произведений, в частности: рассказ для детей «Алмаз» (1898 г.), «Еврейские легенды по Талмуду, Мидрашим и другим первоисточникам» (1903 г.), восточное предание «Лучезарный ангел» (1903 г.), рассказ из жизни еврейских детей в Марокко «Синяя марка» (1904 г.), сказка «Ядовитое тело» (1907 г.), «Правдивое слово истинно русским людям о евреях и их учении» (1907 г.), легенда «Светозарный херувим» (1910 г.), «Отечественная война 1812 года и евреи» (1912 г.), «Рассказы еврейским детям» (1912 г.).

В Луганске было образовано Еврейское литературно-художественное общество (1907-1917 г.г.), а также стали издаваться детские журналы: «Гапрохим» (1907-1913 г.г.), «Юный Израиль» (1909-1912 г.г.), «Цветник Иудеи» (1912-1913 г.г.).
Информации о Луганском еврейском литературно-художественном обществе удалось найти совсем немного, но о его деятельности можно составить примерное представление на основании Петербургского еврейского литературного общества (1908-1911 г.г.).

русская литература

Во время русско-японской войны (1904-1905 г.г.) в Луганске устраивались благотворительные литературно-музыкальные вечера в пользу Красного Креста.

17.10.1906 в Луганске вышел первый номер еженедельника «Донецкий колокол» под редакцией Розловского Д.М., симпатизировавшего большевикам. Была открыта подписка на это издание и начат приём литературного материала. Предполагалось, что это издание будет выходить в виде журнала объёмом 24-32 страницы. Его первый номер вышел в укороченном виде – как экстренный выпуск, приуроченный к годовщине царского Манифеста от 17.10.1905, даровавшего гражданам России политические права и свободы. Однако со второго номера, который вышел 19.11.1906, «Донецкий колокол», став органом луганского комитета РСДРП(б), печатался в газетном формате, что было обусловлено потребностью партии именно в газете. Выпуск журнала был отложен до более благоприятного времени, которое так и не наступило. В конце января 1907 года «Донецкий колокол» был закрыт по распоряжению губернатора.

В сентябре 1911 года вышел единственный номер журнала «Донецкие вести». Можно предположить, что на литературный процесс в Луганске он особого влияния не оказал.

В 1913-1914 г.г. в Луганске непродолжительное время существовал литературно-драматический кружок, работу которого хотели возродить осенью 1916 года, но безуспешно.

Графу Толстому И.Л. было разрешено прочесть в Луганске 10.05.1914 лекцию о своём отце Толстом Л.Н. на тему: «Мысли и воспоминания об отце».
В концерте певицы Плевицкой Н.В., который прошёл в Луганске 09.11.1916, принял участие и поэт Клюев Н.А., выступивший со своими стихами.

Образованное в Луганске 15.04.1917 общество разумных развлечений регулярно устраивало на протяжении года музыкально-литературные вечера, первый из которых состоялся 18 апреля.

украинская литература

До 1917 года какого-либо развития в Луганске украинская литература не получила. В апреле 1917 года в Луганске было образовано украинское общество «Просвiта» («Просвещение»), которое стало проводить культурно-просветительную работу среди украинцев (как в городе, так и в уезде), направленную на национально-территориальную автономию Украины. В частности, этим обществом проводились мероприятия: по чествованию украинских писателей Шевченко Т.Г., Карпенко-Карого И.К. и др., продажа их портретов, украинских книг, брошюр; читались лекции по украинской литературе (в рамках цикла лекций по украиноведению); открывались избы-читальни в украинских сёлах.
В целом данные мероприятия относятся к развитию культуры, а не художественной литературы.

*   *   *

Если кратко подытожить досоветский период, то можно сделать следующий вывод. На развитие литературного процесса существенное влияние оказывал статус города. Статус уездного города, каким был Луганск, являлся недостаточным для развития тут художественной литературы, и единственным условием хоть какого-то её развития в таком городе должно было быть наличие талантливого писателя, который и становился центром формирования литературного процесса.


первая половина 1920-х г.г («дозабойский» период)

После окончательного установления в Донбассе советской власти в начале 1920 года, тут началось развитие культуры и различных видов искусства. Литература – не стала исключением. Она стала развиваться стихийно. И, конечно же, развитию литературы способствовал статус Луганска: в 1920 году – центр губернии, с 1923 года – центр округа.

Пролеткульт

С осени 1917 года в России, на территории, где действовала советская власть, стали образовываться различные организации Пролеткульта – массовой культурно-просветительной и литературно-художественной организации пролетарской самодеятельности, проводившей свою работу в основном по трём направлениям: литература, музыка, театр. В Украине работа по созданию организаций Пролеткульта проводилась в первой половине 1919 года во многих городах, но была прекращена из-за взятия их Добровольческой армией белых летом 1919 года. По мере отступления Белой армии, начавшегося в конце 1919 года, в крупных городах, где устанавливалась советская власть, стали снова возникать организации Пролеткульта. В Украине они образовались в Харькове (декабрь 1919 года), Луганске (январь 1920 года), Екатеринославе и Одессе.
В Луганске Пролеткульт образовал организацию под названием «Союз деятелей литературы». «Союзом» предполагалось издание журнала, организация лекций, вечеров, среди учащихся был объявлен литературный конкурс. Но, по всей видимости, столкнувшись с трудностями военного времени, без какой-либо поддержки со стороны эта организация самоликвидировалась весной 1920 года, так и не сумев развернуть своей работы.
К осени 1920 года существовало порядка 300 провинциальных организаций Пролеткульта. В октябре 1920 года на всероссийском съезде Пролеткульта было принято решение о вхождении его в Наркомпрос РСФСР в качестве отдела. Кроме того, была принята резолюция о необходимости перехода в литературном творчестве от любительства к мастерству, для чего создалась центральная литературная студия и литературно-издательский отдел. Также были отмечены тяжёлые условия работы провинциальных организаций Пролеткульта в течение 1920 года, в частности, отсутствие помещений, недостаток работников, в том числе из-за их мобилизации на фронт, и неналаженность работы литературно-издательского отдела ЦК Пролеткульта.

Первая всеукраинская конференция Пролеткульта прошла в Харькове 9-11 декабря 1922 года. На ней присутствовало 47 делегатов: 30 – с решающим голосом, 17 – с совещательным. На конференцию прибыли делегаты не только из Харькова, Екатеринослава и Одессы, где действовали организации Пролеткульта, но и из Полтавы, Лебедина (Сумщина), Волыни и Донбасса. Причём открытие конференции, которая должна была начаться 8 декабря, перенесли на один день из-за неприбытия вовремя делегатов из Донбасса из-за задержки поезда.
В 1922-1924 г.г. украинский Пролеткульт никакой работы по созданию своей литературной организации в Донбассе не проводил, и она так и не была тут создана. В июне 1924 года было принято решение о тесном сотрудничестве между Пролеткультом и «Плугом» в качестве первого шага к их объединению в будущем.

комсомол

В сентябре 1920 года в Луганске прошёл 2-й губернский съезд комсомола Донбасса, на котором обсуждались задачи, стоящие перед КСМУ. Одной из них являлась задача по обучению, просвещению и воспитанию комсомольцев с целью подготовки их к строительству нового социалистического общества. Учитывая, что в этом процессе немаловажное значение имела литература, как могучее идеологическое оружие в борьбе за формирование и воспитание нового человека, губернским комитетом комсомола через газету «Всероссийская кочегарка», где выходила постоянная рубрика «Страничка рабочей молодёжи», в октябре месяце был объявлен литературный конкурс, основной целью которого являлось выявление молодых литературных талантов. На конкурс, который проходил до 01.12.1920, принимались произведения в форме рассказов, повестей и фельетонов из жизни комсомола и молодёжи (информации об итогах этого конкурса не найдено).
В дальнейшем в Бахмуте (Артёмовске) стала издаваться уже еженедельная газета Донецкого губкома КСМУ «Молодой шахтёр», на страницах которой размещался литературный и художественный материал. При этом отдельная литературная страничка стала выходить в газете только с апреля 1924 года. Направляли свои произведения в редакцию «Молодого шахтёра» и луганчане. К осени 1924 года вокруг редакции газеты сформировалась постоянная группа поэтов и писателей из наиболее талантливой молодёжи в количестве порядка 15-ти человек, работу с которыми стал проводить союз писателей «Забой», созданный 28.10.1924.

клубы

После установления в Донбассе советской власти тут стали открываться клубы, где проводилась работа по культурному обслуживанию населения и его воспитанию в духе коммунистической идеологии, как строителя социалистического общества. Клубная работа начала проводиться в Луганске с самого начала июня 1920 года, и к сентябрю месяцу в городе работало порядка 10-ти клубов: заводских (рабочих), работников искусства, красноармейцев, железнодорожников, работников пищевой промышленности. Работа в клубах проводилась в секциях. Среди основных секций в то время была и секция искусств, где работали кружки́ разной направленности по различным видам искусства.
Несмотря на то, что в Луганске были самодеятельные поэты и писатели, о чём свидетельствуют и попытка организации работы «Союза деятелей литературы», и публикации в издававшейся в городе газете «Всероссийская кочегарка» двух стихотворений в августе 1920 года – Погребного С.И. и красноармейца Бобыля, ни в одном из городских клубов литературного кружка́ образовано не было. Одной из основных причин сложившейся ситуации, скорее всего, являлось отсутствие опытных работников, которые могли бы взять на себя ведение работы в таких кружка́х.
Перенос центра Донецкой губернии в Бахмут и начавшийся в стране голод негативно отразились на развитии в Луганске литературного процесса в клубной работе, который сдвинулся с мёртвой точки только в 1922 году. В июне того года в клубе железнодорожников Луганский учкультран организовал литературный кружок, членами которого стали 22 человека. Осенью 1923 года литературный кружок был образован в партшколе, в декабре 1924 года – в центральном рабочем клубе им. Карла Маркса, в конце января 1925 года – в партклубе.

рабкоры

К первому вседонецкому съезду рабкоров (30-31.12.1923) и 1000-му номеру газеты «Всероссийская кочегарка» (30.12.1923) Луганское бюро рабкоров – членов литсекции «Всероссийской кочегарки» выпустило первый номер рукописного двухмесячного журнала «Первый расцвет», в котором публиковались художественные произведения. В течение какого времени выходил журнал информации не найдено.

газета «Луганская правда»

С сентября 1924 года по март 1925 года, как правило, в субботних и воскресных выпусках газеты «Луганская правда» вышло несколько литературных страничек под названием «Рабочее творчество»: 21.09.1924, 28.09.1924, 12.10.1924, 07.11.1924, 23.11.1924, 11.01.1925, 14.03.1925, где были опубликованы произведения и некоторых будущих «забойцев».

5 мая 1925 года в Луганске состоялся литературно-музыкальный вечер, посвящённый дню печати и 8-й годовщине «Луганской правды», на котором выступали луганские поэты-любители.

«Гарт»

В феврале 1925 года студентами Донецкого института народного образования (ДИНО) был образован украинский литературный кружок, члены которого вступили в литературную организацию украинских писателей «Гарт» (Харьков). Кружок был преобразован в литературную студию «Гарта». Среди членов литстудии были: Павел Полеводин, Пётр Гребенник, Хрисант Тищенко, Мария Максимова, Николай Спатарь, Василий Билбас.
В декабре 1925 года после смерти основателя и руководителя «Гарта» Эллана-Блакитного В.М. (04.12.1925), эта организация распалась, в связи с чем прекратила существование и Луганская литературная студия этой организации.



союз «Забой» (1924-1932 г.г.)

С целью удовлетворения потребности жителей Донбасса в художественно-литературном материале для их культурного и духовного развития, тут с сентября 1923 года стал выходить журнал «Забой», который стала выпускать в Бахмуте редакция газеты «Всероссийская кочегарка» (позже – «Кочегарка») в качестве своего литературного приложения. Но уже в 1924 году ситуация существенно изменилась. Во-первых, встал вопрос по журналу «Забой». Необходимо было либо прекращать его выпускать, либо менять его редакционную политику, что и было в итоге сделано с майско-июньского совмещённых номеров. Во-вторых, в редакцию «Кочегарки» стали массово поступать для публикации литературные произведения самодеятельных авторов, как правило, низкого художественного уровня. Летом у работников «Кочегарки» постепенно назрела мысль о необходимости создания в Донбассе литературной организации, которая бы стала руководить стихийно возросшим литературным процессом, так как у редакции журнала такой возможности не было. Правда, сначала не было понимания, в каком направлении двигаться в этом вопросе. Конкретный план был выдвинут Алексеем Селивановским, который являлся сотрудником редакции газеты «Кочегарка» с февраля 1924 года. После обсуждения этого плана на совещании инициативной группы, вопрос об объединении литературных сил Донбасса в единую организацию был вынесен на широкое обсуждение в августовском номере журнала «Забой» и в сентябре в газете «Кочегарка». Было принято решение о создании литературной организации во время работы 2-го вседонецкого съезда рабкоров (28-31.10.1924), прибывшими на него делегатами.
Первый организационный съезд литературных сил Донбасса прошёл 28.10.1924 в Артёмовске (Бахмуте) после завершения работы первого дня рабкоровского съезда. На съезде было 27 человек (группа делегатов съезда рабкоров). Был принят устав союза пролетарских писателей и поэтов Донбасса, составлено обращение съезда, избран президиум организации из пяти человек: Селивановский (Артёмовск), Трейдуб (Артёмовск), Горбатов (Артёмовск), Ковалевский (Константиновка), Заходяченко (Первомайский рудник), кандидаты в члены президиума: Таёжный (Мариуполь) и Власов-Грудин (Таганрог). Президиум союза находился в Артёмовске при редакции газеты «Кочегарка». Членами созданной литературной организации, которую назвали «Забой», стало 24 человека, её руководителем был избран Алексей Селивановский. Печатным органом организации стал журнал с одноимённым названием.

Члены президиума союза «Забой» Ковалевский, Заходяченко и Горбатов были делегатами на всесоюзной конференции пролетарских писателей в Москве (06-11.01.1925). Горбатов там стал членом правления Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей (ВАПП) от «Забоя», и остался работать в Москве.
В апреле 1925 года члены президиума «Забоя» Селивановский, Трейдуб, Ковалевский вошли в состав центрального бюро Всеукраинской ассоциации пролетарских писателей (ВУАПП). Тогда была предпринята неудавшаяся попытка создания единого центра пролетарской литературы на Украине. В том же месяце Политбюро ЦК КП(б)У признало создание единой пролетарской организации писателей в Украине преждевременной из-за отсутствия для этого соответствующих условий.

В апреле 1925 года из печати вышел первый сборник произведений «забойцев». Из 18-ти авторов, двое: Заходяченко и Ерёмин – были будущими членами Луганской городской ячейки «Забоя» (Диманштейн мной не учитывался).

Работа по созданию в Луганске ячейки «Забоя» стала проводиться с начала 1925 года, однако, этот процесс сдвинулся с мёртвой точки только летом, когда руководитель союза «Забой» Селивановский А.П. с 26.06.1925 стал редактором газеты «Луганская правда». Это назначение повлияло на то, что Луганск ненадолго стал центром литературного процесса в Донбассе (до декабря 1926 года). Рабочая тройка президиума союза «Забой», состоящая из председателя, секретаря и оргработника, которая руководила работой организации между пленумами президиума, разместилась при редакции газеты «Луганская правда», также тут разместилась и редакция журнала «Забой», хотя печатался он по-прежнему в типографии в Артёмовске.
Первое организационное собрание Луганской городской ячейки союза «Забой» состоялось 09.08.1925 в редакции газеты «Луганская правда». На нём присутствовало 12 человек. В дальнейшем в редакции газеты проходили и другие собрания ячейки (по декабрь 1926 года).
С 06.08.1925 в газете «Луганская правда» стала регулярно выходить литературная страничка Луганской организации союза «Забой», где печатались не только произведения, но и давались краткие ответы начинающим авторам, а также публиковалась (до 1927 года) информация о деятельности союза «Забой» и статьи учебно-воспитательной направленности, касающиеся, в частности: массовой работы, критики (самокритики), условий жизни и труда писателей и поэтов, отношения комсомола к молодым писателям.

По состоянию на конец августа 1925 года в союзе «Забой» было 12 ячеек: в Артёмовском округе – 6, в Сталинском округе – 3, в Луганском округе – 2 (Луганская и Краснодонская), в Мариупольском округе – 1.
К своей первой годовщине (28.10.1925), в союзе «Забой» было 15 ячеек, членами которых было порядка 250 человек. Из 15-ти ячеек только одна была из села (другая сельская ячейка прекратила существование), поэтому в «Забое» было принято решение о том, чтобы под лозунгом «Лицом к молодому литературному селу» развернуть свою работу и в сельской местности, о необходимости которой было заявлено ещё в мае 1925 года. Вместе с тем, практических значимых результатов в этом вопросе достигнуто не было.
В соответствии с решением пленума президиума союза «Забой», состоявшемся 18.10.1925, который утвердил проект учебной программы для студий «Забоя», с 15.11.1925 начала свою работу учебная студия в Луганске (работала по 1926 год).

В конце ноября 1925 года из печати вышел очередной сборник произведений «забойцев» – «Песни о чёрном золоте» (поэзия). Из 13-ти авторов, членом Луганской городской ячейки «Забоя» являлся один человек – Ерёмин. Но поскольку количество опечаток в сборнике превысило все допустимые нормы, то он был переиздан в начале 1926 года.

В 1925 году Всесоюзная ассоциация пролетарских писателей всецело поддержала платформу «Октября», а поскольку «Забой», входивший в ВАПП, этого не сделал, то между ними в конце 1925 года на этой почве возник конфликт. Правление ВАПП потребовало, чтобы была переизбрана рабочая тройка «Забоя» и чтобы «Забой» полностью принял платформу «Октября». Так как данное требование в «Забое» (поддержанное только одним его членом – Горбатовым, который разделял «напостовские» взгляды) было отвергнуто, как расходящееся с политикой партии, то в начале 1926 года союз «Забой» вышел из ВАПП.

В конце ноября 1925 года рассматривался вопрос о разукрупнении Луганской ячейки на три, но решили сократить количество её членов, которое достигло 50-ти человек. Из ячейки были переведены в литературные кружки́ те, кто не занимался непосредственно литературным творчеством. В 1925-1926 г.г. Луганской городской ячейкой было проведено несколько литературных вечеров, и осуществлялась литературная консультация.
По состоянию на февраль 1926 года членами Луганской городской ячейки «Забоя» являлось 18 человек: Григорий Пальмский, Панежа, Иван Резвый, Евгения Шуэр, Павел Есельсон, Михаил Диманштейн, Дмитрий Неволя, Дмитрий Горобец, Арсений Заходяченко, Л.Заломанов, Виктор Головин, Юрий Черкасский, Николай Кондомихало, Праздников, Доннер, Георгий Дьяченко, Фома Ерёмин, Иван Хворов. Весной 1926 года членами Луганской ячейки «Забоя» стали: Анатолий Дальский и Николай Гарский, летом – Матвей Матусовский.

25.04.1926 пленум президиума «Забой» постановил оставить рабочую тройку в Луганске, а не переводить её в Артёмовск, и принять меры к перенесению в Луганск издания журнала «Забой» (что так и не было сделано). Такие решения были обусловлены тем, что не удалось найти замену Селивановскому в качестве руководителя союза «Забой», который не мог покинуть Луганск и переехать в Артёмовск для осуществления оттуда руководства литературной организацией.

К весне 1926 года в союзе «Забой» наметился спад работы во многих ячейках (в том числе и луганской), вызванный творческим кризисом "старых" «забойцев» («забойцев» первой волны), некоторые из которых поехали в Москву за славой и успехом (в целом этот кризис был изжит к концу 1926 года).

В мае 1926 года союз «Забой» выступил инициатором объединения пролетарских писателей Украины, однако, организовать проведение всеукраинского съезда ему не удалось. Летом 1926 года союз «Забой» повторно вошёл во Всесоюзную ассоциацию пролетарских писателей. Горбатов стал одним из секретарей ВАПП и представителем «Забоя» в правлении ВАПП.

05.12.1926 состоялся очередной пленум президиума союза «Забой», на котором был переизбран его руководитель (Селивановский А.П.), в связи с его предстоящим отъездом из Донбасса к новому месту работы. Новым руководителем организации стал Борис Горбатов, который незадолго до этого вернулся в Донбасс из Москвы, он же возглавил и редколлегию журнала «Забой». Также было принято решение о переносе центра организации и редакции журнала из Луганска в Артёмовск.

После того, как в декабре 1926 года редактор «Луганской правды» и председатель союза «Забой» Селивановский убыл в Москву для дальнейшей там работы, собрания Луганской ячейки проходили в разных местах (до лета 1929 года), где были свободные помещения, так как последующие редакторы газеты (до Орлова Е.П.) помощи ячейке в этом вопросе практически не оказывали (за редким исключением). Это касалось и юношеской секции, которая была создана при Луганской городской ячейки «Забоя» в конце 1926 года.

25-28 января 1927 года в Харькове прошёл первый всеукраинский съезд пролетарских писателей, на котором был создан единый фронт пролетарской литературы на Украине. На этом съезде союз «Забой» вошёл во Всеукраинский союз пролетарских писателей (ВУСПП), в связи с чем «Забою» (как и другим организациям) были предъявлены требования по повышению художественного уровня произведений своих членов.

06.03.1927 в Луганске прошёл первый (и единственный) окружной съезд «Забоя», на котором была создана Луганская окружная организация, состоящая из двух ячеек: Луганской и Кадиевской, а также четырёх литкружков: Алмазнянского рудника, рудника имени Фрунзе, Луганской индустриальной профшколы (четвёртый – не установлен). Членами окрбюро организации стали: Резников, Есельсон, Заходяченко, Калюжный, Мозжухин, кандидатами в члены бюро: Беспощадный, Попов; рабочая тройка президиума: Резников (председатель), Есельсон (секретарь), Калюжный (оргработник).
В ноябре 1927 года Луганская окружная организация союза «Забой» выпустила единственный сборник произведений своих членов «Десять октябрей». Своё существование окружная организация прекратила осенью 1928 года во время кризиса, охватившего весь союз «Забой» (в частности, прекратила существование Кадиевская ячейка, а других, кроме Луганской городской, в округе создано не было).

В марте 1927 года по решению агитпропколлегии Артёмовского окрпарткома количество членов бюро союза «Забой» было увеличено на три человека – по одному человеку от агитпропотдела окружкома партии, окружного совета профсоюзов и редакции газеты «Кочегарка». Резолюция этой коллегии легла в основу плана дальнейшей работы союза «Забой»: учёба «забойцев», усиление самообразования, а также воспитательной и политической работы среди них, повышение качества произведений и пр.

С начала 1927 года в Советском Союзе началось обсуждение упадничества ("есенинщины"), в том числе и в художественной литературе, а также борьбы с этим явлением. На собраниях Луганской ячейки этот вопрос обсуждался в феврале и марте 1927 года. В союзе «Забой» этому вопросу было уделено внимание летом 1927 года в статье Селивановского «Литература и искусство: залп по есенинщине» (журнал «Забой» № 9 за июль 1927 года). В этой статье упадничество, как явление, рассматривалось в общем, без каких-либо примеров из «Забоя».

Своё трёхлетие союз «Забой» встречал с оптимизмом и верой в то, что их дальнейшему творческому развитию в ближайшее время ничто не будет угрожать.

18-19 марта 1928 года прошёл 2-й вседонецкий съезд «Забоя», который сначала планировали провести ещё в конце 1925 года, а потом – летом 1927 года. На съезде было рассмотрено два основных вопроса: «Культурная революция и задачи пролетарского писателя» и «Состояние и пути «Забоя». Также было переизбрано бюро союза. Руководителем организации, а также ответственным редактором журнала «Забой» стал Юрий Аронов, который являлся редактором газеты «Кочегарка». Бориса Горбатова избрали ответственным секретарём союза «Забой» (через несколько месяцев он по решению ЦК ВЛКСМ был направлен представителем ЦК в Госиздат, и уехал в Москву).
На съезде было отмечено, что перед «Забоем» стоят задачи по его участию в строительстве как культурной революции в целом, которая проводилась в СССР, так и национальной украинской культуры. При этом русскоязычные «забойцы» также являются участниками строительства украинской культуры наравне с украиноязычными, в связи с чем должны знать украинский язык, историю Украины, интересоваться её культурой. «Забойцами»-украинцами на съезде поднимался вопрос о том, что им нужна помощь со стороны ВУСПП в их литературной деятельности.
29.04.1928 в Харькове прошёл 2-й всеукраинский съезд пролетарских писателей, на котором с докладом о творческой деятельности «Забоя» выступал Горбатов. Поднимался ли на съезде вопрос о помощи «Забою» в деле развития украинской культуры в Донбассе, не установлено.

По состоянию на март 1928 года союз «Забой» оставался крепкой организацией, что и было отмечено на 2-м его съезде. Однако уже через несколько месяцев «Забой» оказался в глубочайшем кризисе, который поразил не только руководство организации, но и ячейки на местах. С августа месяца перестал выходить журнал «Забой», а также, в частности, литературная страничка в газете «Луганская правда» (не выходила полгода), которая в первой половине 1928 года, а потом и в 1929 году перестала быть литстраничкой только Луганской организации союза «Забой». В ней публиковались уже произведения различных авторов, которыми компенсировался недостаток в "местной" поэзии и прозе для заполнения свободного пространства. Осенью 1928 года была прекращена работа многих ячеек союза «Забой».
С лета 1928 года в Украине существенно усилились темпы украинизации, и ужесточилась ответственность за невыполнение директив правительства в этом вопросе. Продолжать выпускать в таких условиях свой журнал на русском языке союз «Забой» уже не мог, как и не смогли быстро украинизироваться донбасские писатели и поэты, творчество которых на русском языке уже в целом оказалось не только не актуальным в Донбассе, где усиленными темпами развивалась национальная украинская культура, но и могло рассматриваться, как антипартийная деятельность.
Решения о путях выхода из кризиса, приведшего к таким катастрофическим для организации последствиям, были приняты только через полгода – на 3-м вседонецком съезде «Забоя», который прошёл 28.04.1929, и был созван по инициативе партии. На этом съезде, в частности, было принято решение о превращении «Забоя» из русской – в украинскую писательскую организацию, с русской и еврейской секциями.
При рассмотрении причин кризиса было отмечено, что «Забой», являясь русскоязычной организацией, оказался в целом в стороне от украинизации и активного развития в Донбассе национальной украинской культуры. Отмечались также и другие причины кризиса.
На 2-м съезде ВУСПП (26-31.05.1929) делегаты «Забоя» настоятельно попросили прислать в Донбасс для укрепления «Забоя» лучших украинских пролетарских писателей. В результате для руководства союзом «Забой» был прислан писатель Иван Ле, а сам «Забой» в сентябре 1929 года стал Донбасским филиалом ВУСПП.
Деятельность союза «Забой» после своего 3-го съезда разворачивалась очень медленно и только осенью 1929 года возобновилась прежняя работа в организации. После перерыва выпуск журнала «Забой» (как ежемесячника) был возобновлён с сентября 1929 года (ответственный редактор – Григорий Баглюк). Были определены четыре основных направления работы «забойцев»: учёба, творчество, массовая работа и украинизация, которые требовали плановости, организованности, руководства и помощи. Все эти вопросы были рассмотрены на вседонецкой конференции «Забоя» 21-22.01.1930. По реализации первых двух линий работы было принято решение о проведении, в частности, периодических учебно-творческих конференций, первая из которых состоялась в январе 1930 года.

Состав Луганской городской ячейки «Забоя» обновился более чем наполовину. По состоянию на осень 1929 года её членами были: Кондомихало, Черкасский, Дальский, Пальмский, Проскурин, Гольдман, Милославский, Ладыженский, Борнштейн, Делиев, Дружинин, Симаков, Гельман, Шушурин, Матусовский (старший), Шуэр, Леви, Фельдман, Анненков, Поляков, Алексеев.
22.12.1929 было избрано новое оргбюро Луганской городской организации, её руководителем стал Григорий Пальмский. В декабре 1929 года и начале 1930 года Луганской ячейкой было проведено несколько литературных вечеров, восстановлена работа литературного кружка́ на паровозостроительном заводе, открыты новые на патронном и эмалировочном заводах.

В начале 1930 года перед литературными организациями страны партией было поставлена задача – ликвидировать отставание на литературном фронте от социалистического строительства, и стать более острым действенным орудием в борьбе за построение социалистического общества. При этом было отмечено, что руководство «Забоя» не в состоянии само обеспечить выполнение этой поставленной задачи в Донбассе, и нуждается в руководителях своих местных ячеек и кружков, которых нужно прислать из других литературных организаций. Сам же «Забой» и не пытался это скрывать. Он постоянно просил, чтобы ВУСПП присылал в Донбасс украиноязычные литературные кадры, как для работы среди трудящихся, так и среди донбасских писателей, в том числе и по их обучению. И различная помощь «Забою» со стороны ВУСПП оказывалась, как правило, присылкой в Донбасс бригад в составе 2-4 человек на различный по продолжительности период времени.

В связи с ликвидацией в стране округов, в сентябре 1930 года на пленуме бюро союза были упразднены окружные организации «Забоя», а основной центр работы союза был перенесён в ячейки.

В октябре 1930 года по стране прозвучал призыв «Рабочих-ударников от станка – в литературу». Начало этой кампании положило постановление секретариата Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП) от 29.09.1930, поддержанное на следующий день секретариатом ВЦСПС. 24.10.1930 вышел специальный номер «Литературной газеты», посвящённый призыву рабочих-ударников в литературу, где было сказано, в частности: «Надо всячески приветствовать приход нового писателя в советскую литературу, – писателя – рабочего-ударника, который, разумеется, полнее и искреннее, чем любой мастер художественного слова, сумеет показать героику реконструктивных будней и рассказать, как и чем надо драться за выполнение социалистического промфинплана, а ведь это самое главное сегодня».
В Украине этот призыв также был поддержан. На внеочередной конференции «Забоя» (24-25.10.1930) был объявлен призыв ударников в литературу на Донбассе. Вся организация «Забой» была объявлена ударной, в связи с чем перед «забойцами» были поставлены боевые задачи по работе в новых условиях, сложившихся в стране, по наступлению на остатки капиталистических элементов в экономике, а также по выполнению промфинплана шахтами и предприятиями. Между ячейками «Забоя» было объявлено социалистическое соревнование и заявлено о перестройке всей работы организации.
В результате призыва в ряды «Забоя» в первые месяцы влилось более 400 рабочих, и организация увеличилась на 12 новых ячеек – до 27-ми к январю 1931 года. На Луганщине новые ячейки образовались на заводе «Донсода» и Тошковском руднике, в городе Луганске – на заводах имени Октябрьской революции (паровозостроительный) и имени Косиора (сейчас – имени Пархоменко). В течение первого квартала 1931 года количество ячеек «Забоя» за счёт ударников, призванных в литературу, ещё больше увеличилось.
В Луганске первое общегородское собрание рабочих-ударников, призванных в литературу, состоялось 09.02.1931. Было образовано оргбюро. После того как была налажена соответствующая работа в масштабах города, которая осуществлялась при непосредственном участии бригады ВУСПП, в конце февраля 1931 года в Луганске было образовано ещё две «забойских» ячейки – на заводах № 60 (патронный) и имени Артёма (эмалировочный). Таким образом, по состоянию на весну 1931 года в Луганске действовало четыре ячейки «Забоя», которые были созданы на заводах города из рабочих-ударников, призванных в литературу.
В отчёте ЦК, представленном Сталиным 27.06.1930 XVI съезду ВКП(б), было сказано, что труд в СССР становится делом чести, славы, доблести и геройства. И в связи с этим, основная задача, которая ставилась перед призывниками в литературу, чтобы они это показали в своих художественных произведениях, т.е. – ударный труд на предприятиях и шахтах, а также конкретных ударников, новаторов и героев трудового фронта. Как написала газета «Правда» 06.03.1931 – страна должна знать своих героев.
22-23.05.1931 состоялся первый вседонбасский слёт рабочих-ударников, призванных в литературу.

Как уже было отмечено выше, с осени 1929 года «Забой» являлся Донбасским филиалом ВУСПП, но поддерживаемая связь между этими организациями не была тесной. «Забой» существовал самостоятельно, как автономная единица. ВУСПП мало уделял внимания «Забою», почти не вникая в его внутренние дела, направляя своё внимание на борьбу с разными антипролетарскими проявлениями на литературном фронте со стороны организаций и отдельных писателей. От «Забоя» в совет ВУСПП входило два человека, с конца апреля 1930 года это были Г.Баглюк и Г.Шишов.
25 декабря 1930 года на расширенном пленуме «Забоя» с предложением о консолидации пролетарских литературных сил выступил представитель ВУСПП. В своей резолюции по итогам пленума «Забой» отметил, что сейчас в период развёрнутого социалистического строительства и обострения классовой борьбы, пролетарский литературный фронт должен быть как никогда крепким, сильным и единым в борьбе за генеральную линию партии, и что сейчас назрел вопрос об об'единении с ВУСППом всех действительно пролетарских литературных сил, в частности, «Забоя» и «Молодняка».
В феврале 1931 года «Забой» слился с ВУСПП и, таким образом, фактически перестал существовать как самостоятельная литературная организация. Официально он стал называться: Донбассовская организация ВУСПП–«Забой», его ответственным секретарём стал Семёнов Д.З. (до 02.09.1931). Помимо общего руководства, которое осуществлялось над «Забоем», «забойцы» в своей работе также пользовались и различными обучающими программами, разработанными ВУСПП.

15.04.1931 на расширенном пленуме «Забоя», в частности, была реорганизована система руководства на местах. Были учреждены должности секретарей организации, которые работали в Сталино (сейчас – Донецк), Луганске, Артёмовске, Рыково (сейчас – Енакиево), Горловке, и руководили тут всем литературным процессом.
Летом 1931 года был организован месячный учебный семинар для повышения квалификации руководителей ячеек и литературного актива, который планировался на выдвижение на место руководителей ячеек.

К концу лета 1931 года в союзе «Забой» наметился спад по разным направлениям: учёбе, руководстве, призыве рабочих-ударников в литературу, показе в произведениях героев пятилетки. В связи с чем, 02.09.1931 состоялся очередной пленум совета организации, на котором рассматривалось состояние дел в «Забое». На пленуме было принято ряд решений. Так, вместо Семёнова, ответственным секретарём «Забоя» стал Иван Ле, кроме того, в секретариат были введены Ю.Чёрный и Ф.Байдаченко. Секретариату было поручено разработать план по показу в произведениях героев пятилетки. Принято решение о созыве в октябре месяце расширенного пленума, на котором рассмотреть творческо-организационные задачи «Забоя». С одобрением было встречено решение Донбасского филиала «Молодняка» объединится с «Забоем».
В начале октября решили вместо расширенного пленума провести конференцию 08.01.1932 с аналогичной повесткой.

В декабре 1931 года, «Забой», поддержав призыв редакций газет «Комсомольской правды» и «Комсомольца Украины», объявил смотр комсомольской литературы в Донбассе – по показу в художественной литературе комсомольцев-героев социалистического строительства.

По состоянию на начало 1932 года в Луганске действовало шесть ячеек «Забоя»: центральная (общегородская), одна – в педагогическом институте и четыре – заводских.
Несмотря на то, что «Забой» являлся структурным подразделением ВУСПП, некоторых луганчан-«забойцев» принимали ещё и непосредственно в члены ВУСПП. Так, 11.02.1931 членами ВУСПП стали: И.Гончар, Н.Сабура, В.Безродный.
Из рабочих-ударников, призванных в литературу в 1930-1931 г.г., как наиболее талантливых можно отметить двух луганчан: Николая Упеника (патронный завод № 60) и Михаила Подлащика (механический завод им. Косиора). В целом же, призыв рабочих-ударников в литературу в Донбассе был проведён неудачно и малоэффективно.

23.04.1932 вышло постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», согласно которому в числе других в мае месяце был ликвидирован ВУСПП, соответственно, и – «Забой». Всё имущество, финансы и документация ВУСПП были переданы организационному комитету союза советских писателей Украины, созданному на совещании представителей литературных организаций Украины: ВУСПП, «Плуга», «Молодняка» и ЛОКАФ.



вторая половина 1920-х – начало 1930-х г.г.

В силу различных причин Луганская городская ячейка (позже – горбюро) союза «Забой» во второй половине 1920-х г.г. не стала в центре литературного процесса в Луганске, поэтому некоторые события в культурной жизни города прошли без её участия.

В начале 1926 года Луганским окрпросом проводилась работа по изучению условий жизни и труда писателей и поэтов, проживающих в Луганском округе.

09.10.1927 при Доме просвещения в Луганске был образован литературно-художественный кружок. По состоянию на 1928 год литературные кружки́ также работали в ДИНО, у железнодорожников и на патронном заводе № 60. В марте 1929 года при центральной (окружной) библиотеке был организован кружок украинской литературы, работавший под руководством преподавателей ДИНО.

28.04.1928 на литературном диспуте в Доме работников просвещения обсуждался роман Винниченко В.К. «Солнечная машина», который в то время был очень популярным в Украине. В октябре 1928 года в ряде рабочих клубов прошли вечера художественного слова; в 1929 году прошли два вечера еврейской литературы: 10.04.1929 и 07.12.1929.
Также в Луганске прошли вечера, посвящённые: Алейхему (24.05.1926), Пушкину (12.02.1928), Горькому (01.04.1928), Коцюбинскому (26.05.1928), Толстому (осень 1928 года), Шевченко (март 1929 года).

В Луганск приезжали:
Маяковский и Кирсанов (27-28.07.1927), Тычина, Панч, Микитенко, Сосюра, Вышня (апрель 1928 года), Серафимович (22-23.04.1928), Кириллов, Рахилло, Прокофьев (14-16.08.1928), Кириллов и Герасимов (июль 1929 года), Божко (март-апрель 1930 года), Штангей и Гаско (25-26.05.1930), Крижановский, Майских, Квашук (июль 1930 года).

Украинизация, проходившая в это время в Украине, оказывала влияние и на культурные процессы в Луганске. Так, весной 1929 года были проведёны месячник украинской книги и конференции читателей украинских книг, в марте 1930 года – тираж 2-й всеукраинской книжной лотереи, 05.06.1930 – литературный вечер, посвящённый украинской пролетарской литературе. При галереи украинской литературы, открытой 01.11.1930 в Доме науки и техники, в ноябре 1930 года был образован кружок по истории украинской литературы.

На фоне кризиса, поразившего «Забой», в октябре 1928 года при Луганском окружном комитете комсомола предполагалось создать Луганский филиал литературной организации комсомольских писателей Украины «Молодняк», но в отличие от других городов Украины, в Луганске он так и не был создан.

В декабре 1929 года секцией старых партизан при Луганском окрсовете Осоавиахима была начата подготовительная работа к изданию сборника о подвигах красных партизан Луганщины в годы гражданской войны (информации о том, был ли издан такой сборник, не найдено).



1930-е г.г.

После ликвидации союза «Забой» в мае 1932 года, Луганские ячейки организации в том же месяце были преобразованы в литературные кружки́: центральный – при редакции газеты «Луганская правда», позже он стал работать при Луганском горкоме комсомола, остальные – по месту своего нахождения. В июле того же года при редакции газеты «Луганская правда» был создан рецензентский кружок (о его деятельности информации не имеется).

В течение 1932 года половина литкружков в Луганске распалась, и их осталось три: при горкоме комсомола (числ. 20 чел.), на паровозостроительном заводе (числ. 12 чел.) и в педагогическом институте. В начале декабря 1932 года в Луганске была создана городская литературная организация (она просуществовала недолго). К 1933 году на Луганщине литкружки остались: в Ровеньках, Лисичанске, Кадиевке.

Писательский (литературный) актив Донбасса сгруппировался вокруг журнала «Литературный Донбасс» (бывший «Забой»). Из луганчан в актив входило пять человек: Юрий Черкасский, Михаил Подлащик (до июля 1933 года), Николай Упеник, Матвей Матусовский, Иван Гадаев. В апреле 1933 года редакция журнала прикрепила писателей-активистов к конкретным литературным кружкам для оказания им учебно-творческой помощи.
Произведения донбасских писателей, которые вышли в течение года, после постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», свидетельствовали о том, что донецкая литература, идя путём социалистического реализма, развивалась в правильном с точки зрения компартии направлении. Вместе с тем, в произведениях совершенно не была отражена классовая борьба на селе в ходе сплошной коллективизации сельского хозяйства и ликвидация кулачества как класса, что было отмечено в качестве существенного недостатка.

Редакция журнала «Литературный Донбасс» и донбасские писатели-активисты не в состоянии были охватить прежний объём работы союза «Забой». Проседало, в частности, массовое литературное движение и работа по призыву в литературу рабочих-ударников.
Массовое литературное движение в Донбассе решил возглавить комсомол. 02.04.1933 вышло постановление Донецкого обкома комсомола «О задачах комсомола в литературном движении Донбасса». Кроме того, 23.06.1933 Донецкий обком комсомола обратился ко всем писателям Советского Союза с предложением организовать всесоюзный конкурс на лучшее произведение о комсомоле и молодёжи Донбасса, которое поддержали донбасские писатели, взяв при этом на себя ряд обязательств. Результатом этого обращения явилось создание во Всесоюзном оргкомитете союза советских писателей постоянной группы для поддержания творческой связи с литературным активом Донбасса.

В июне 1933 года в Донбассе начался конкурс на лучший литературный кружок, объявленный оргкомитетом союза советских писателей Украины. Некоторые кружки́ вызвали друг друга на соревнование.
По случаю 10-й годовщины начала выхода журнала «Забой», в октябре 1933 года в крупных городах Донбасса (в том числе и в Луганске) прошли выставки художественных произведений бывших «забойцев».

20-23 ноября 1933 года в Сталино прошёл первый вседонецкий съезд писателей и литкружковцев. По лицам, принимавшим участие в работе съезда, по принятым на нём решениям, можно констатировать, что он явился важным событием для дальнейшего развития литературного процесса в Донбассе. На съезде, в частности:
– образована организация, возглавившая литературный процесс в Донбассе – областной комитет союза советских писателей Донбасса (в сентябре 1934 года он был преобразован в Донецкое отделение союза писателей Украины);
– очерчены задачи, стоящие перед донбасскими писателями;
– намечены пути активизации литературного процесса и помощи литературным кружка́м;
– новым редактором журнала «Литературный Донбасс» временно (на два месяца) назначен Алексей Селивановский (бывший редактор журнала Григорий Баглюк и его заместитель Василий Гайворонский были обвинены в контрреволюционной деятельности, украинском национализме, троцкизме и развале литературного движения в Донбассе);
На съезде было отмечено, что произведения в частности, самых талантливых из луганских писателей и поэтов: Черкасского, Заходяченко, Матусовского (старшего), Упеника, – в полной мере не отвечали потребностям советской литературы в идейно-художественном и техническом плане.

Cталино, как центр созданной в июле 1932 года Донецкой области, после этого вседонецкого съезда стал и центром литературного движения в Донбассе. Так, в течение 1934-1935 г.г. в Сталино прошли различные семинары, совещания, курсы, направленные на повышение писательского мастерства начинающих донбасских писателей. 02-04.12.1935 прошёл вседонецкий слёт молодых писателей, в конце которого на литературном вечере с чтением своих произведений выступали, в частности, и луганские поэты Черкасский и Упеник. Кроме того, в феврале 1934 года в Сталино был создан кабинет рабочего автора. В основу его работы было положено методическое руководство литературными кружками, консультация произведений, помощь молодым писателям Донбасса. Аналогичный кабинет был создан и в луганском ДК им. Ленина для членов литкружка паровозостроительного завода.

В конце 1934 года литературный кружок был воссоздан на Луганском патронном заводе № 60, в сентябре 1935 года образован в Луганском огородном институте. В 1937 году при Луганской городской библиотеке им. Горького был образован литературно-рецензентский кружок.
По состоянию на конец 1937 год работой с начинающими писателями в Луганске занималась редакция газеты «Ворошиловградская правда», где была образована для этой цели литературная группа. В январе 1938 года при редакции «Ворошиловградской правды» для начинающих авторов был организован лекторий.
То обстоятельство, что в центре работы с начинающими авторами оказалась редакция городской газеты, на мой взгляд, говорит об упадке литературного процесса в Луганске по сравнению с предыдущими годами. Об этом свидетельствует также и тот факт, что к этому времени уже распались литературные кружки́ на паровозостроительном и патронном заводах. В городе существовало два литературных кружка́: в сельскохозяйственном (в прошлом – огородный) и педагогическом институтах.
После того как «Ворошиловградская правда» стала областной газетой (01.07.1938), её редакция уже не в состоянии была в достаточной мере уделять внимание самодеятельным авторам, корреспонденция от которых стала поступать в газету не только из Луганска (и района), но и со всей области, так как работой с молодыми писателями в районах по сути никто не занимался. Редакция «Ворошиловградской правды» оказалась в такой же ситуации, как в 1924 году – редакция газеты «Кочегарка», которая была завалена произведениями самодеятельных писателей низкого художественного уровня, а также просьбами о советах и творческой помощи. В октябре 1938 года на страницах «Ворошиловградской правды» был поднят вопрос о необходимости создания в городе кабинета рабочего автора для проведения систематической работы с начинающими писателями. Поскольку этот вопрос остался без внимания, то в начале января 1939 года «Ворошиловградская правда» теперь уже конкретно обратилась к Управлению по делам искусств при оргкомитете Верховного Совета УССР по Луганской области с просьбой о создании в Луганске кабинета рабочего автора.
Поскольку кабинет рабочего автора так и не был создан, а подавляющее большинство начинающих писателей являлось комсомольцами, то работой с ними с 1939 года стала заниматься редакция газеты «Комсомольское племя» (ул. Карла Маркса, 26), которая начала выходить в Луганске после образования Луганской области (03.06.1938). При редакции газеты для этой цели была образована литературная группа.
В ноябре 1940 года литературный кружок был образован в Луганской СШ № 6, он выпускал общешкольную литературную стенгазету, а литературный кружок, существовавший в пединституте, с октября 1940 года стал выпускать свой литературный альманах. В 1940 году было несколько выступлений по местному радио луганских начинающих поэтов и прозаиков.

На состоявшемся 27.04.1941 в Сталино совещании писателей Донбасса, которое проводилось Донецким отделением союза писателей Украины, было отмечено, что уже назрела необходимость образования в Луганске областного отделения союза писателей Украины. Также на совещании обсуждался вопрос о выпуске альманаха писателей Донбасса, но этому помешала начавшаяся Великая Отечественная война.

*   *   *

В 1934 году Луганский педагогический институт из студентов литературного факультета организовал экспедицию по сбору и изучению фольклора на территории Луганщины. Часть собранного материала была опубликована 06.07.1935 в «Луганской правде», а также включена в сборник поэзии «Песни Ворошиловграда», который вышел из печати в октябре 1936 года. В июле 1938 года пединститутом была организована ещё одна аналогичная экспедиция.

Во второй половине 1930-х г.г. город Луганск и его боевое революционное прошлое стали активно освещались в поэзии. Так, в феврале 1936 года была опубликована «Песня про Ворошиловград» Тереня Масенко, как уже было сказано выше – был издан сборник поэзии «Песни Ворошиловграда», в который кроме фольклора были включены и произведения семи поэтов (в том числе и Александра Кравцова), несколько стихотворений, посвящённых Луганску, написали Михаил Матусовский (младший), Николай Упеник, Лев Галкин и начинающие луганские поэты Валентин Артюшенко, Пётр Иванов, Григорий Савченко.

С 20.11.1937 по 01.05.1938 Луганские горком партии и горсовет, а также редакция газеты «Ворошиловградская правда» проводили конкурс на лучшую песню о городе Луганске и Ворошилове К.Е.
Первой песней, поступившей на конкурс, стала песня о городе на слова Л.Мальцева и музыку Н.Бережного. Также на конкурс поступила песня «О луганском слесаре», написанная в 1937 году на слова Виктора Гусева (музыка братьев Покрасс), новую музыку к которой написал московский композитор Леонид Бакалов. Кроме того, упомянутый выше Пётр Иванов перевёл текст этой песни на украинский язык.
Информации о результатах конкурса не имеется.

В октябре 1938 года Луганское областное управление по делам искусств вышло с инициативой к луганским композиторам и литераторам о коллективном создании к 20-летию обороны Луганска (апрель 1939 года) оперы «Оборона Луганска». На этот призыв откликнулся, в частности, поэт Лев Галкин из Сталино, который свой творческий путь начинал в Луганске в начале 1930-х г.г., учась в пединституте, и являясь членом литературного кружка́. Однако опера написана не была.

В конце июля 1941 года Луганский областной отдел по делам искусств объявил конкурс на создание боевой песни луганских ополченцев.
Первая премия за музыку никому не была присуждена, так как представленные на конкурс музыкальные произведения не отвечали требованиям простоты и доступности для массового исполнения. Первая премия за тексты присуждена Медведеву и Лужневу, вторая – Недодаеву, третья – Гольдину. Вторую премию за музыку на слова Михаила Лужнева получили Борис Сироткин и Ф.Воронин.

*   *   *

В Луганске (как и по всей стране) прошли мероприятия, посвящённые, в частности:
40-летию литературной деятельности Максима Горького – сентябрь 1932 года;
– смерти Островского Н.А.конец января 1937 года;
100-летию со дня гибели Пушкина А.С.январь-февраль 1937 года;
– 60-летию со дня смерти Некрасова Н.Аянварь 1938 года;
– 20-летию Красной армии – февраль 1938 года;
– 70-летию со дня рождения Максима Горького – март-апрель 1938 года;
– 20-летию ВЛКСМ – октябрь 1938 года;
– 125-летию со дня рождения Шевченко Т.Г. – 1938-1939 г.г.;
– 80-летию со дня смерти Шевченко Т.Г. – март 1941 года.



1942-1943 г.г. (оккупация)

После оккупации Луганска немецко-итальянскими войсками (15.07.1942) тут с 18 августа стала выходить газета «Нове життя» («Новая жизнь») – орган местной городской управы (с № 11 за 11.09.42 – орган перестал указываться).
Первый литературный материал появился уже в третьем номере газеты – поэзия и частушки. В газете вышло несколько литературных страниц: 01.11.1942, 29.11.1942, 13.12.1942, 20.12.1942, 25.12.1942, 17.01.1943, 31.01.1943. Кроме того, отдельные стихотворения и проза публиковались и вне литстраниц: 25.10.1942 и 08.11.1942 был напечатан отрывок из повести «Кровавый туман» (автор А.Полтавец), 25.12.1942 – отрывок из рассказа «Бандит» (автор М.(Н.)Мишин).
Последний номер газеты вышел 7 февраля 1943 года – её выпуск был прекращён в связи с освобождением Луганска Красной армией (14.02.1943).



середина 1940-х г.г. (послеоккупационный период)

В 1944 году при редакции газеты «Ворошиловградская правда» было образовано литературное объединение, собрания которого проходили еженедельно.

Последнее обновление страницы – 28.03.2021

Варианты
Навигация
Яндекс.Метрика