луганский театр оперы и балета

Репертуар театра

Ещё в августе газета «Комсомольское племя» сигнализировала о том, что театры области не имеют репертуарных планов, что от- делом искусств ничего не сделано для широкого обсуждения планов на будущий год. И вот, только на днях областной отдел ис- кусств организовал обсуждение репертуарного плана театра оперы и балета.
Два дня, 17 и 20 октября обсуждали участники производственного совещания репертуарный план театра на 1939-1940 год. Худо- жественный руководитель театра тов. Брендер сообщил, что дирекция наметила к постановке 8 новых опер, из них 3 – до 1 января 1940 года.
Доклад тов. Брендера не удовлетворил собравшихся. В нём не было указано на основе каких соображений выбраны названные, а не другие оперы, как репертуар обеспечит творческий рост коллектива, не были указаны также точные сроки осуществления всех постановок.
Обсуждение доклада вскрыло, что репертуар составлялся кабинетным порядком, без предварительного обсуждения среди ведущих работников театра (режиссёров, дирижёров и т.д.). Режиссёр-администратор тов. Крамский наглядно показал, что план составлен без учёта производственных возможностей театра.

Здесь же на совещании был вскрыт ряд вопиющих безобразий в организации производственного процесса, расстановке кадров. Как это ни странно, но художественное руководство театра абсолютно не считается с дирижёрами, ни с режиссёрами. При назна- чении актёров на ту или иную партию, мнения этих работников не спрашивают. О безобразной организации производственного процесса говорит и тот факт, что до сих пор не сумели подготовить ни одного балета.

Переработки актёров, этот бич театров, – здесь до сих пор не изжиты. Вот несколько примеров. По существующему плану дирижёр Шехтман в этом месяце дирижирует 19 раз, дирижёр Ковальский – только 4, Бушуев – 3. В этом же месяце актёр Колобов при ставке в 1800 руб., заработает 4000 руб. Актриса Верещагина не имеет дублёра в опере «Кармен», хотя в театре 6 меццо-сопрано. Здесь же были приведены факты произвольного установления окладов.

Все эти факты имеют место только потому, что в театре кое-кто не любит критики, как об этом сказал артист Белокнели. Это чув- ствовалось и на производственном совещании. Дирижёры Шехтман и Ковальский говорили с оглядкой, с реверансами в сторону директора и художественного руководителя.
Странно также то, что на этом совещании не было слышно голоса комсомольцев. Неужели для комсомольской организации и её секретаря тов. Журавлёва все эти факты неизвестны?

Репертуарный план, представленный дирекцией, совещание не утвердило. Было принято решение переработать его, и сегодня, 22 октября представить на обсуждение и утверждение общего собрания работников театра.
Нужно, чтобы сегодня план и вся работа театра были подвергнуты резкой критике. Только такая критика поможет, наконец, устра- нить все вопиющие безобразия в работе театра.

З. Компаниец

газета «Комсомольское племя» за 22 октября 1939 года