К концу XVIII века на территории Украины работало два металлургических предприятия: литейный двор в Херсоне, где производили медные пушки для Черноморского флота и оружейный завод в Кременчуге. Эти небольшие предприятия были не в состоянии обеспечить растущие потребности флота и но- вых крепостей, которые возникали на южных границах Российской империи. Для строительства крупного завода не хватало угля и разведанных запасов руд. С этой целью было организовано ряд экспедиций по поиску месторождений полезных ископаемых и их добыче на Донбассе, в том числе и на терри- тории современной Луганщины. Так, в частности, в 1790 году по инициативе Потемкина Г.А. была организована экспедиция под руководством профессора Ливанова М.Г., а в 1791-1792 г.г. – под руководством горного специалиста Аврамова Н.Ф.
Для оценки полученных сведений о запасах угля и качестве руд, шотландскому инженеру Карлу Гаскойну, приглашенному на российскую службу, было поручено в 1794 году провести разведку залежей полезных ископаемых в районе Славяносербии и определить удобное место для строительства крупно- го металлургического завода. Гаскойн выполнил поручение и заверил правительство, что "найденные прииски железной руды и каменного угля по освиде- тельствованию обещают богатейшее количество сих минералов в наилучшем качестве".
14 ноября (по старому стилю) 1795 года императрицей Екатериной II был издан Указ об основании чугунолитейного завода, с сооружением которого в долине реки Лугань и связано возникновение города Луганска. Сёла Каменный брод (основано в 1755 году) и Вергунка были первыми населенными пунктами, принявшими весной 1796 года строителей и рабочих Луганского литейного завода, которыми были: арестанты с Херсона, поляки (участники вос- стания Тадеуша Костюшко), рабочие и мастеровые с Олонецких и Липецкого казенных заводов, а также плотники и каменщики из Ярославской губернии. Для выполнения гужевой повинности указом от 25.02.1796 к заводу было приписано более двух тысяч крестьян из окрестных сел.
В 1797 году возникшее вокруг завода поселение получило название – посёлок Луганский завод. Завод был построен в довольно короткий срок и в 1798 году на нем начали отливку пушек малого калибра из уральского чугуна и металлического лома, который доставлялся из Херсона и Таганрога, так как ка- чество местной железной руды не оправдало надежд. Для организации эффективной плавки на Луганский завод в 1799 году прибыл известный литейный мастер Джон Уокер, но и он ничего не смог сделать. Конфликтуя с Уокером, Гаскойн настаивает на строительстве доменных печей, которые начали работу на Луганском заводе 4 октября 1800 года. Однако, отлитые ядро, граната и бомба, которые были торжественно отправлены в Берг-коллегию, не выдержа- ли испытаний, так как чугун оказался низкого качества. До конца своей жизни Гаскойн совершенствовал луганские домны, проводил опыты по отливу чугуна на коксе из местных руд, но промышленную отливку чугуна наладить так и не удалось – Луганский завод работал на привозном сырье. В 1803 году на заводе было изготовлено 120 мортир, в следующем году – уже 250. К 1812 году значительная часть российских пушек была изготовлена на Лу- ганском заводе.

К 1827 году литейный завод пришел в такое плачевное состояние, что на высочайшем уровне возникли сомнения в целесообразности его дальнейшей эксплуатации ввиду его полной бесперспективности. И то, что Луганск существует до сих пор в качестве крупного административно-промышленного и культурного центра, является исключительной заслугой одного единственного человека – будущего министра просвещения Российской Империи Кова- левского Е.П. Именно Ковалевский тщательно изучил состояние дел на луганском заводе, определил причины, приведшие к его упадку, и наметил пути вывода завода из кризиса, благодаря чему завод избежал закрытия. А вместе с ним был "спасен" и город Луганск, как будущий уездный, а, со време- нем, и областной индустриальный центр, от неизбежного упадка, связанного с закрытием градообразующего предприятия.

Выгодное географическое положение на путях между центральными губерниями России и портовыми городами Ростовом и Таганрогом способствовало развитию торговли. Вокруг завода возникли торгово-ремесленные заведения, школы, строились предприятия, а также открылась железная дорога Лу- ганск–Дебальцево.

Луганский литейный завод

По состоянию на январь 1858 года в селении при Луганском заводе прожи- вало 5160 человек, домов было 907, также более 6-ти тысяч человек прожи- вало в двух прилегающих селениях Каменном Броде и Высшем, и трёх руд- никах: Лисичанском, Успенском и Городищенском, принадлежащих заводу.
Во второй половине XIX века, из-за убыточности, литейный завод несколько раз находился на грани закрытия, в частности, в 1876 году. По случаю чего была выпущена медаль.

3 сентября 1882 года по ходатайству местного купечества и дворянства, им- ператор Российской Империи утвердил положение об основании на базе по- сёлков Луганский завод и Каменный Брод – города Луганск (статус – уезд- ный город).
20.06.1887 Луганский литейный завод всё же был закрыт. Но город не успел прийти в упадок. Политика Российского правительства в конце XIX века спо- собствовала тому, что иностранные капиталисты стали рассматривать варианты размещения своих производственных мощностей непосредственно на территории России и в частности на Донбассе. Важную роль в развитии промышленности Луганска как раз и сыграло привлечение в Россию иностранного капитала в то время. Английские, германские, французские, бельгийские предприниматели создавали в Донбассе многочисленные акционерные общест- ва, строили заводы, разрабатывали месторождения угля и руд.
В 1895 году, вслед за французами, интерес к российскому транспортному рынку проявил и немецкий промышленник Густав Гартман, купивший летом это- го же года на окраине Луганска участок земли для строительства двух заводов, в том числе и по выпуску паровозов. Их строительство было начато в 1896 году, после того как Гартман получил разрешение учредить «Русское общество машиностроительных заводов Гартмана» (РОМЗГ). В дальнейшем именно это предприятие становится основным градообразующим предприятием города.
В 1900 году на железнодорожные магистрали вышел первый построенный в Луганске товарный паровоз.
В 1909 году в Луганске проживало около 53 тысяч человек.
Согласно справочника 1912 года, по состоянию на 01.01.1911 в Луганске проживало 61400 человек, в городе было 12 промышленных предприятий, 11 церквей, 4 больницы, 7 гимназий и других средних учебных заведений, 31 начальная школа, 8 культурно-зрелищных учреждений, 86 объектов торговли, жилой фонд города составлял 1993 дома.
12.02.1918–27.04.1918 город Луганск и прилегающая территория находится в составе Донецко-Криворожской советской республики (республика фор- мально существовала до 17 февраля 1919 года).
28.04.1918–05.11.1918 первая немецкая оккупация города.
27.05.1919–23.12.1919 власть в Луганске принадлежала ВСЮР.
05.11.1935 – город переименован в Ворошиловград, именем советского военного и политического деятеля К.Е.Ворошилова, чья деятельность была свя- зана с Луганском.
03.06.1938 – город становится областным центром.
17.07.1942–14.02.1943 вторая оккупация города немецкими войсками.
05.03.1958 – городу возвращено историческое название – Луганск.
В 1970 году, после смерти Ворошилова (02.12.1969), город снова переименовали в Ворошиловград.
04.05.1990 – городу возвращено его первоначальное название – Луганск.
12.05.2014 – на части территории Луганской области провозглашена Луганская Народная Республика, с центром в городе Луганске.

Последнее обновление страницы – 27.12.2016

Варианты
Навигация