перекоп
Перекоп


Начало сезона

Последние годы ознаменовались появлением новых советских опер. Вслед за произведениями Дзержинского на сценах оперных театров появились «Броненосец Потёмкин» Чишко, «Щорс» Лятошинского, «Перекоп» Мейтуса, Рыбальченко и Тица. Последней из названных опер начал свой сезон Ворошиловградский театр оперы и балета.

Обращение композиторов к темам революционного движения и особенно героике гражданской войны – явление весьма отрадное. Оперная форма, сочетающая в себе драматическое действие, вокал и музыку, даёт возможность наиболее ярко, красочно отразить героические события, показать характеры людей.
Понятно, что оперы, наполненные новым содержанием, требуют и новых средств музыкального выражения. И вот здесь нужно сказать, что композиторы наши этих средств ещё не нашли. Трудно согласиться с тем, что подобные оперы не должны быть напев- ными, что их достоинством является отсутствие законченных музыкальных номеров (арий, дуэтов и т.д.). А ведь именно это отсут- ствие напевности и характерно для многих наших опер.
Увлечение речитативом приводит к сухости, к тому, что у слушается очень мало остаётся в памяти. Герои становятся однообраз- ными (в музыкальном отношении), с их уходом со сцены прекращается их жизнь. Герои классических опер живут в памяти именно в силу арий, песен. Ленский, Герман, Татьяна, Кармен, заморские торговые гости из «Садко», например, каждый из этих оперных героев вызывает в памяти какую-нибудь для него характерную арию.
А что вызовут в памяти слушателя такие имена, как Оксана, Павел, командарм из оперы «Перекоп»? Правда, Оксана в четвёртой картине поёт песенку своему сыну, но почему обязательно в темпе марша? Неужели наши замечательные женщины в те суровые годы переставали быть нежными матерями, любящими жёнами? Конечно, нет.
Эти недостатки – быть может спорные, во многом снижают достоинство неплохой оперы «Перекоп». Героика боёв за отчизну в последней решительной схватке с белогвардейщиной и интервентами, высокие патриотические чувства нашли своё отражение в опере. Композиторам удалось показать, что на бой с врагом вышел весь народ – от мала до велика, что ненависть к врагам револю- ции об'единила под знамёнами коммунистической партии и русских, и украинцев, и татар. Интернационализм, нерушимая дружба народов нашли яркое отражение в музыке.

В пределах музыкального и литературного материала театр сумел создать хороший спектакль. Однако постановщикам и актёрам не все части его удались в равной мере. Так, сцена ухода бойцов на третий штурм – одно из переломных мест в спектакле – вышла очень бледно. Здесь много непродуманного.
Из актёров заслуживают внимания Верещагина (Оксана), Собецкая (Ширяева), Сабинин (старик Калинчук). Правда, артист Саби- нин принёс в образ простого, бесхитростного мужика многое из классических опер. Поэтому его Калинчук напоминает пророчес- твующего старикашку. С большим тактом исполнил роль командарма артист Кривченя.
Большую работу провёл дирижёр Е.М.Шехтман. Художник Е.М.Шуйский создал оформление простое, но вполне соответствующее содержанию спектакля.

З. Компаниец

газета «Комсомольское племя» за 2 октября 1939 года




Перекоп


Перекоп