Итак, занавес поднят. Театр показывает своим зрителям, переполнившим его зал, первый спектакль нового сезона – «Кармен» Жоржа Бизе. Сама опера вряд ли нуждается в каких-либо комментариях. Знаменитый французский компо- зитор создал произведение, многие годы не сходящее со сцен оперных театров мира. Этот шедевр классической му- зыкальной литературы ещё долго будет волновать нас своими неповторимыми мотивами, наполненными радостью, бодростью, весельем.
Советский зритель любит «Кармен» за то, что в основе её лежит правдивая история о неудачной любви двух прос- тых людей – Хосе и Кармен. Опера реалистична по своему содержанию, народна по своей музыкальности. Замеча- тельные арии «Хабанера», «Сегедилия» и другие давно вошли в круг любимых песен народа.
Оперный театр Ворошиловграда поставил «Кармен» в знаменательный день – в день 100-летия со дня рождения её творца Бизе. Это был, так сказать, юбилейный спектакль. Поэтому требования к нему должны быть более высокие, чем к обыкновенному спектаклю. Но, не будучи слишком придирчивыми, мы поговорим о первой работе театра, как об очередной постановке.
Если рассматривать премьеру с двух точек – музыкальной и вокальной, – то здесь мы найдём, как говорится, явное несоответствие. Оркестр театра, руководимый главным дирижёром Анатолием Канкаровичем, находился на высоте своего положения. С большим мастерством им была преподнесена слушателям музыкальная часть оперы, её бога- тейшая музыкальная фактура. Мы можем только благодарить дирижёра за то, что услышали «Кармен» в её настоя- щем, полнокровном звучании.
Однако с вокальной стороной дело обстоит гораздо хуже. Чрезвычайно слаб артист Р.Вольский (Эскамильо). Его внешние данные вполне соответствуют роли тореадора. Однако в вокальном отношении он стоит на весьма низком уровне. Неясность в произношении текста, пение на так называемом фальцете – отличительные черты этого певца.
От остальных исполнителей мужских партий – В.Десницкого (Данкайро), П.Воронко (Ремендадо), К.Серебрянского (Моралес), В.Бесарабенко (Цунига) мы также ждали много лучшего.
Пожалуй, единственным утешением может быть И.Верещагина, темпераментная и способная артистка. Проведённая ею роль Кармен заслуживает большой похвалы. В лице Верещагиной Ворошиловградский театр оперы и балета на- шёл замечательную певицу с недюжинным талантом, серьёзно и вдумчиво работающую над собой.
Хороша и Микаэла в исполнении артистки Т.Собецкой, известной нам по многим спектаклям этого театра.
И ещё два небольших замечания. Хочется отметить работу художника Е.Шуйского, с большим вкусом оформившего этот спектакль. Танцы, поставленные балетмейстером С.Владимировым, нисколько не украсили спектакль. Во всём чувствовалась натянутость и неслаженность. Танцы прошли очень бледно и вяло.
Премьера спектакля нас удовлетворить никак не может. Будем надеяться, что впоследствии недочёты спектакля сгладятся кропотливой работой всего коллектива.
Н. Упеник
газета «Ворошиловградская правда» за 10 октября 1938 года
|