луганский театр оперы и балета

К открытию театрального сезона оперы Донбасса

Согласно постановлению Наркомпроса в Луганске создаётся стационарная государственная опера, которая начинает театральный сезон в первых числах октября.
Для широких трудящихся масс Донбасса создание Донбасской оперы является событием не абы какой важности. Опера Донбасса – это яр- кое доказательство завоеваний пролетариата в области культурной революции, доказательство строительства украинской советской куль- туры, которая в национальных формах пропагандирует интернациональную социалистическую культуру.
В своём плане работ, Донопера ставит задачей работать в направлении создания художественных ценностей, которые своим содержани- ем и формой актуально воздействовали бы на психику зрителя, организуя его энтузиазм в борьбе за строительство социализма. Чтобы осу- ществить это, опера строит свой план, главным образом, на фоне произведений социально-политического и культурного значения. В ре- пертуар включены такие произведения: современные украинские и советские оперы – «Разлом» (музыка Фемилиди), «Яблочный плен» (музыка Чишко), «Белый рейд» (музыка Потоцкого), старые украинские оперы – «Тарас Бульба» (музыка Лысенко), «Рождественская ночь» (музыка Лысенко), «Купало» (музыка Вахнянина) и украинизированные оперы – «Русалка» (музыка Даргомыжского), «Князь Игорь» (музы- ка Бородина).
Вместе с показом советских украинизированных произведений, опера выбирает из западно-европейского и российского репертуара всё то, что может быть полезно культурно-политическому и историческому воспитанию трудящихся масс. На основании использования в ин- терпретации этого репертуара марксистских методов, в этот цикл включены такие оперы: «Аида» (музыка Верди), «Риголетто» (музыка Верди), «Кармен» (музыка Бизе), «Фауст» (музыка Гуно), «Чио-Чио-Сан» (музыка Пуччини), «То́ска» (музыка Пуччини), «Севильский ци- рюльник» (музыка Россини), «Евгений Онегин» (музыка Чайковского), «Пиковая дама» (музыка Чайковского) и балеты: «Красный мак» (музыка Глиэра), «Ференджи» (музыка Яновского), «Лебединое озеро» (музыка Чайковского), «Дон Кихот» (музыка Минкуса).
Что касается художественно-руководящего состава, то на сегодняшний день опера обеспечена лучшими художниками, режиссёрами, дири- жёрами, исполнителями-певцами, хорошим оркестром, оперой и балетом.
Чтобы активизировать действенное участие рабочих масс в руководстве художественно-идеологической работы оперы, будет работать ху- дожественный совет при участии рабочих от станка и представителей пролетарской общественности.
Опера дорабатывает план общественного обслуживания широких трудящихся масс. Согласно этому плану предусмотрены доклады и кон- церты на предприятиях и в клубах. Большое внимание уделяет опера инструктажу самодеятельных кружков. Кроме того, намечены культ- походы в колхозы и части Красной армии.
Дело организации оперы в Луганске – молодое, и требует поддержки, как со стороны соответствующих организаций, так и трудящихся масс. Только при таких условиях коллектив оперы как следует осуществит задачу по созданию Донбасской оперы, которая не только долж- на отвечать новому времени, но и поднимать трудящиеся массы до высокого культурного уровня.
Надеемся, что коллектив оперы в дружеском сотрудничестве с трудящимися массами Луганска быстрыми темпами осуществит эту задачу.

Тараканов

газета «Луганская правда» за 27 сентября 1932 года