луганский театр оперы и балета

Творческий путь Донецкой оперы

Установление диктатуры пролетариата, социалистическая индустриализация, коллективизация сельского хозяйства, ликвидация капиталистиче- ских элементов в Советском Союзе, создали исключительные возможности развития национальной по форме и пролетарской, социалистической по содержанию культуры.
Пролетариат СССР очень вырос культурно, и требует удовлетворения своих потребностей высококачественной, идеологически выдержанной, полноценной, художественной продукцией. А это ставит перед советской культурой и, в частности, театральной, очень большие и серьёзные за- дачи.

Пятилетняя работа Донецкой оперы на Донбассе – показатель того, как растёт, крепнет и развивается в условиях бурного роста нашей страны советское искусство вообще и оперное в частности. Можем увидеть большую разницу между тем, что мы имеем теперь, и тем, что представлял собой в прошлом Донецкий оперный театр.
Рост нашего театра, прежде всего, заключается в том, что коллектив театра и, в частности, его руководство пошли путём изыскания правдивых методов работы, чтобы решить вопрос социалистического реализма на сцене и преодолеть старые оперные традиции, что в свою очередь уско- ряет рост оперного коллектива, усиливает его социальную действительность.
Эта глубокая и серьёзная работа сказалась на постановке опер: «Борис Годунов», «Царская невеста», «Русалка», «Запорожец за Дунаем», «Наталка Полтавка», над которой сейчас работает коллектив театра. Все эти постановки – не рабское копирование, не голое экспериментирование, а классовое раскрытие идеи, выражение своего отношения к материалу. Мы совсем не хотим утверждать то, что наш оперный театр уже достиг определённых высот. Совсем нет. Утверждать это – значит задерживать рост театра. Наоборот, – мы критичны в своей работе.
В текущем сезоне перед Донецкой оперой стоит задача поставить оперы: «Наталка Полтавка», «Тихий Дон», «Снегурочка», «Черевички». Чтобы эту задачу выполнить, наш театр укрепил и пополнил свой актёрский состав, частично обновлены оркестр и хор, реорганизован балет. Коллектив Донецкой оперы осознает свою задачу, и на основе соцсоревнования и ударничества, при поддержке областных, местных партийных и обще- ственных организаций обеспечит её выполнение.

Главный дирижёр Донецкой оперы,
заслуженный артист Республики
А.Г.Ерофеев

газета «Ворошиловградская правда» за 23 октября 1936 года









Над чем работает оперный театр

Пять лет работает в Ворошиловграде театр оперы и балета, как стационарный театр. За эти годы театр был свидетелем бурного роста культурных запросов трудящихся Донбасса, беспрерывного роста их материального благосостояния. Сам факт существования в Ворошиловграде стационар- ного оперного театра свидетельствует о больших культурных запросах города, об исключительном внимании к ним областных и городских орга- низаций. Это возлагает на руководство театра и весь коллектив всё более сложные обязанности.
В связи с публикацией в «Правде» статей о формализме в искусстве, и теми дискуссиями, которые имели место по их поводу, коллектив театра признал, что некоторые из его предыдущих спектаклей («Севильский цирюльник», «Паяцы») не лишены формалистичных моментов, и осудил их.
Театр решил отменить спектакли, которые не имеют высококачественного художественного оформления («Травиата», «Сказки Гофмана»). Снята опера «Русалка», как спектакль, который не имеет определенного режиссёрского плана и выдержанного в определённом стили художественного оформления.
Опера «Евгений Онегин» пойдёт в основательной переработке и будет показана как новый спектакль, достойный великого пушкинского юбилея.
Вступая на путь проверки своих спектаклей, которые остались с прошлых сезонов, театр учитывает и события последнего времени на нашем художественном фронте. Главное из них – это постановление Всесоюзного комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР по поводу спектакля «Богатыри» в Камерном театре. Коллектив Донецкого театра оперы и балета понимает, что это постановление в той или иной мере касается всех театров.
Сейчас перед театром стоит задача подготовить ряд новых спектаклей. С большим воодушевлением решено начать работу над такими оперными спектаклями: «Тихий Дон» (опера советского композитора Дзержинского), «Демон» (классическое произведение), «Черевички» (опера, которая сделана на материале Гоголя, и даёт картину жизни старого украинского села). Из балетов пойдут «Корсар», «Лебединое озеро» и «Эсмеральда».
Оперы «Тихий Дон» и «Евгений Онегин» ставит известный режиссёр С.И.Каргальский (заслуженный артист Республики). Художественное оформление поручено художнику столичной оперы, орденоносцу Курочке-Армашевскому. Остальные спектакли театр сделает силами своих ре- жиссёров и художников. Эти новые спектакли будут, конечно, вводиться в репертуар постепенно, начиная со второй половины декабря (кроме «Корсара», который шёл 30 ноября).
На вторую половину сезона театр намечает новые спектакли: «Проданная невеста» (спектакль известного чешского композитора Сметана), со- ветский балет «Бахчисарайский фонтан», оперы «Кармен» и «Мазепа».
Руководство театра считает необходимым через оперные спектакли познакомить нашего зрителя с лучшими певцами и певицами, большими мас- терами оперного искусства: Петрусенко, Литвиненко-Вольгемут, Паторжинским, Донцом.
Такой план работы стоит перед театром. Коллектив театра прилагает все усилия, чтобы его реализовать.

А. Кудрин,
директор театра оперы и балета

газета «Ворошиловградская правда» за 9 декабря 1936 года




Репертуар Донецкого театра оперы и балета

1936-1937 г.г.


23 октября – опера «Наталка Полтавка»
24 октября – опера «Наталка Полтавка»
25 октября – опера «Царская невеста»
26 октября – опера «Русалка»
27 октября – опера «Русалка»


1 ноября – опера «Риголетто»
2 ноября – опера «Фауст»
3 ноября – опера «Царская невеста»
4 ноября – опера «Риголетто»
5 ноября – опера «Запорожец за Дунаем»
6 ноября – спектакля не было
7 ноября – опера «Запорожец за Дунаем»
8 ноября – опера «Фауст»
9 ноября – опера «Наталка Полтавка»
10 ноября – спектакля не было
11 ноября – опера «Царская невеста»
12 ноября – опера «Наталка Полтавка»
13 ноября – опера «Риголетто»
14 ноября – ?
15 ноября – опера «Наталка Полтавка»
16 ноября – опера «Риголетто»
17 ноября – опера «Чио-Чио-Сан»
18 ноября – опера «Наталка Полтавка»
19 ноября – опера «Русалка»
20 ноября – опера «Чио-Чио-Сан»
21 ноября – опера «Царская невеста»
22 ноября – опера «Наталка Полтавка»
23 ноября – опера «Чио-Чио-Сан»
24 ноября – опера «Запорожец за Дунаем»
25 ноября – опера «Риголетто»
26 ноября – опера «Пиковая дама»
27 ноября – опера «Наталка Полтавка»
28 ноября – опера «Фауст»
29 ноября – закрытый спектакль
30 ноября – балет «Корсар»

28 октября – опера «Наталка Полтавка»
29 октября – опера «Фауст»
30 октября – закрытый спектакль
31 октября – опера «Риголетто»

 
1 декабря – опера «Пиковая дама»
2 декабря – балет «Корсар»
3 декабря – опера «Риголетто»
4 декабря – опера «Наталка Полтавка»
5 декабря – закрытый спектакль
6 декабря – балет «Корсар»
7 декабря – опера «Чио-Чио-Сан»
8 декабря – спектакля не было
9 декабря – опера «Наталка Полтавка»
10 декабря – балет «Корсар»
11 декабря – опера «Фауст»
12 декабря – опера «Пиковая дама»
13 декабря – балет «Корсар
14 декабря – опера «Риголетто»
15 декабря – балет «Корсар»
16 декабря – опера «Царская невеста»
17 декабря – балет «Корсар»
18 декабря – опера «Фауст»
19 декабря – опера «Наталка Полтавка»
20 декабря – опера «Царская невеста»
21 декабря – опера «Запорожец за Дунаем»
22 декабря – балет «Корсар»
23 декабря – опера «Демон»
24 декабря – балет «Корсар» (день) и опера «Запорожец за Дунаем» (вечер)
25 декабря – опера «Наталка Полтавка»
26 декабря – ?
27 декабря – ?
28 декабря – ?
29 декабря – опера «Пиковая дама»
30 декабря – опера «Демон»
31 декабря – балет «Корсар»


1 января – оперы «Наталка Полтавка» (день) и «Демон» (вечер)
2 января – спектакля не было
3 января – опера «Царская невеста»
4 января – балет «Корсар»
5 января – балет «Корсар»
6 января – опера «Демон»
7 января – балет «Корсар»
8 января – опера «Наталка Полтавка»
9 января – опера «Чио-Чио-Сан»
10 января – балет «Корсар»
11 января – опера «Демон»
12 января – балет «Корсар» (день) и «Наталка Полтавка» (вечер)
13 января – опера «Запорожец за Дунаем»
14 января – опера «Царская невеста»
15 января – балет «Корсар»
16 января – опера «Запорожец за Дунаем»
17 января – опера «Борис Годунов»
18 января – опера «Демон»
19 января – опера «Запорожец за Дунаем»
20 января – балет «Корсар»
21 января – опера «Борис Годунов»
22 января – опера «Запорожец за Дунаем»
23 января – спектакля не было
24 января – ?
25 января – опера «Пиковая дама»
26 января – опера «Риголетто»
27 января – балет «Корсар»
28 января – опера «Чио-Чио-Сан»
29 января – спектакля не было
30 января – опера «Демон»
31 января – опера «Фауст»


1 марта – оперы «Риголетто» (день) и «Евгений Онегин» (вечер)
2 марта – спектакля не было
3 марта – опера «Демон»
4 марта – опера «Наталка Полтавка»
5 марта – опера «Запорожец за Дунаем»
6 марта – балет «Коппелия» (день) и «Наталка Полтавка» (вечер)
7 марта – спектакля не было
8 марта – опера «Чио-Чио-Сан»
9 марта – спектакля не было
10 марта – опера «Тихий Дон»
11 марта – опера «Тихий Дон»
12 марта – балет «Коппелия» (день) и опера «Тихий Дон» (вечер)
13 марта – спектакля не было
14 марта – спектакля не было
15 марта – опера «Тихий Дон»
16 марта – опера «Демон»

1 февраля – опера «Евгений Онегин»
2 февраля – опера «Наталка Полтавка»
3 февраля – опера «Евгений Онегин»
4 февраля – опера «Царская невеста»
5 февраля – опера «Наталка Полтавка»
6 февраля – оперы «Демон» (день) и «Евгений Онегин» (вечер)
7 февраля – спектакля не было
8 февраля – опера «Риголетто»
9 февраля – балет «Коппелия»
10 февраля – спектакля не было
11 февраля – опера «Евгений Онегин»
12 февраля – оперы «Евгений Онегин» (день) и «Пиковая дама» (вечер)
13 февраля – спектакля не было
14 февраля – опера «Борис Годунов»
15 февраля – опера «Евгений Онегин»
16 февраля – балет «Коппелия»
17 февраля – опера «Фауст»
18 февраля – оперы «Запорожец за Дунаем» (день) и «Демон» (вечер)
19 февраля – спектакля не было
20 февраля – ?
21 февраля – ?
22 февраля – опера «Пиковая дама»
23 февраля – опера «Запорожец за Дунаем»
24 февраля – балет «Коппелия» (день) и опера «Фауст» (вечер)
25 февраля – спектакля не было
26 февраля – балет «Корсар»
27 февраля – опера «Демон»
28 февраля – балет «Коппелия»





17 марта – опера «Тихий Дон»
18 марта – оперы «Запорожец за Дунаем» (день) и «Риголетто» (вечер)
19 марта – спектакля не было
20 марта – опера «Тихий Дон»
21 марта – балет «Корсар»
22 марта – опера «Запорожец за Дунаем»
23 марта – опера «Евгений Онегин»
24 марта – оперы «Наталка Полтавка» (день) и «Фауст» (вечер)
25 марта – спектакля не было
26 марта – балет «Коппелия»
27 марта – опера «Запорожец за Дунаем»
28 марта – опера «Демон»
29 марта – опера «Евгений Онегин»
30 марта – балет «Корсар» (день) и опера «Тихий Дон» (вечер)
31 марта – спектакля не было
1 апреля – опера «Наталка Полтавка»




Новые постановки в театре оперы и балета

Завтра в театре оперы и балета впервые в этом сезоне будет поставлена опера «Борис Годунов» в постановке заслуженного артиста республики Н.Н.Боголюбова. Дирижировать будет заслуженный артист Республики, главный дирижёр оперы А.Г.Ерофеев. В роли Бориса Годунова высту- пает артист Сабинин, в роли самозванца – Никитенко, в роли Шуйского – Орбанд, в роли Марины Мнишек – Пиотрович.
К пушкинским дням театр готовит новую постановку оперы Чайковского «Евгений Онегин». Оперу будет ставить украинский режиссёр С.И.Ка- рагальский, художественное оформление поручено художнику-орденоносцу Киевского орденоносного театра оперы и балета Курочке-Армашев- скому. Одновременно театр готовится к постановке оперы советского композитора Дзержинского «Тихий Дон», которая сейчас с большим успе- хом идёт в Москве, Киеве и других городах.

газета «Ворошиловградская правда» за 16 января 1937 года




Конец сезона в театре оперы

Вторая половина зимнего сезона театра оперы и балета многим интересным отличается от предыдущих месяцев. С февраля этого года дирекция театра взяла правильный курс, приглашая на гастроли выдающихся артистов союзных и республиканских театров. За это время ворошиловградцы услышали народного артиста Республики Кипаренко-Доманского и заслуженную артистку Республики, орденоносца Петрусенко.
Апрель в этом смысле обещает быть не менее интересным. В первых числах месяца в театре состоятся гастроли известного баса Стешенко. Он выступит в роли Мефистофеля в опере «Фауст» и в роли Бориса в опере «Борис Годунов». Предполагаются гастроли народной артистки СССР, орденоносца Литвиненко-Вольгемут и артиста Киевской ордена Ленина оперы Середы (лирический тенор). Таким образом, театр даст возмож- ность нашим зрителям познакомиться с работой больших мастеров вокального искусства.
Театр занят подготовкой к постановке новых спектаклей. Лишь недавно прошла новая премьера «Тихий Дон». Возобновлена в новой постановке опера «Евгений Онегин». Впервые в театре готовится к постановке опера «Черевички», музыка Чайковского. Следующей премьерой будет «Утоп- лена» («Майская ночь»), музыка Лысенко. Для постановки этой оперы приглашён режиссёр Днепропетровского театра Бутовский. Помимо новых опер возобновляется балет «Лебединое озеро». Этими постановками театр закончит свой зимний сезон.
Значительно повысилось качество художественного оформления спектаклей. Приглашённый художник-орденоносец Курочка-Армашевский внёс много новых элементов в него. Возвратившийся с учёбы в Большом театре художник Олесь Власюк занят переработкой своих старых постановок.
На лето театр получил много приглашений на гастроли – в Краснодар, Таганрог, Сталино, Курск и Тирасполь.

газета «Ворошиловградская правда» за 27 марта 1937 года




Театр оперы перед концом сезона

Весенний сезон в театре оперы и балета продлён до 24 мая. За это время театр покажет ворошиловградцам ещё две новых своих работы. В скором времени будет поставлен в новой постановке балет «Раймонда» и премьера оперы Чайковского «Майская ночь».
Кроме этого, театр приглашает на гастроли в оставшиеся дни видных артистов оперного искусства. 12 и 13 мая в операх «Запорожец за Дунаем» и «Наталка Полтавка» выступит заслуженный артист Республики, артист Киевского ордена Ленина театра оперы, орденоносец Донец (бас). Предстоят также гастроли заслуженных артистов Республики, солистов Московского государственного Большого театра Козловского и старого ворошиловградца Жадана.
Дирекция театра проводит ряд мероприятий по организации зрителя. С этой целью выпущены в продажу льготные абонементы на 20 спек- таклей, производится продажа постоянных мест с 20-процентной скидкой. Введена заблаговременная продажа билетов за 5 дней до спектакля, и доставка билетов на дом по предварительным заказам.

газета «Ворошиловградская правда» за 9 мая 1937 года