Иван Сусанин
театр


театр


Иван Сусанин


Луганск


«Иван Сусанин»

Премьера Ворошиловградского государственного театра оперы и балета

Лишь через сто лет, в наше советское время гениальное произведение родоначальника русской национальной музыки М.И.Глинки «Иван Суса- нин», освобождённое от монархического либретто некоего барона Розена, зазвучало во всей беспредельной красоте. Глинка с потрясающей си- лой воспел мужество, гордость и доблесть русского народа, его горячую любовь к родине, его неукротимую ненависть к польским захватчикам русской земли. Главное действующее лицо в опере – народ. Выразитель его чувств – Иван Сусанин. Он собирательный образ русского человека. Композитор с особенной теплотой начертал этот образ.
Правящая клика Николая I встретила оперу Глинки, несмотря на приданный ей патриотический текст и название «Жизнь за царя», враждебно. Аристократия была шокирована появлением на сцене "мужиков". Официальный успех имела не "кучерская опера", как её называли тогда, а её текст и монархическое наименование.
Сейчас, после вековой фальсификации, опера Глинки возрождена во всём величии подлинного авторского замысла. Она поставлена в Москве, Ленинграде, Киеве и других города Советского Союза.

Основной задачей постановщика «Ивана Сусанина» является создание на сцене строгого единства замысла режиссёра, дирижёра и художника. Идея этого единства – героический дух народа, глубокие и благородные его чувства.
В основном, постановщик В.А.Брендер разрешает эту задачу, хотя его замыслы не всегда доводятся им до конца.
В первой картине ещё не чувствуется монолитности, единства действий. Народ, приветствующий в едином патриотическом порыве своё ополче- ние, как-то неопределённо топчется на месте. Эта сцена не подсказывает зрителю мысли о том, что Москва скоро будет освобождена от поляков.
Неудачна и последняя картина пятого действия. Она недоработана. Главное в этой картине – это ликование русского народа по поводу избавле- ния от польского ига, торжественный гимн своей родине «Славься, славься, ты, Русь моя». А у постановщика на первый план выпячен архаиче- ский элемент. Историческая действительность требует, конечно, участия в народном празднестве той эпохи колокольного звона, хоругвей и ду- ховенства, но это всё должно проходить перед зрителем как картина прошлого, а не заслонять остальное, суть финала.
Наиболее удалась постановщику третья картина (действие в избе Сусанина). Она глубоко волнует зрителя. То же можно сказать и о второй карти- не четвёртого действия (сцена в дремучем лесу).

Стиль и манера художника, создающего декорации к «Ивану Сусанину», должны быть подсказаны самой гениальной музыкой оперы. Он должен облечь свои рисунки в лирические и нежные тона широкой русской природы (первый акт), показать суровость и величавость дремучих лесов (четвёртый акт) и красочность тонов на площади в Москве (пятый акт). Художник В.А.Айвазян удачно справился с поставленной перед ним задачей. Особенно удались художнику декорации к четвёртому акту (дремучий леи и ворот посада). Неудачна лишь декорация к первому акту – село над рекой ранней осенью. Художник представил картину знойного лета с желтеющей рожью и деревьями... с увядающей листвой. Здесь фе- нология разошлась с кистью.

Чрезвычайно трудна и ответственна роль дирижёра. Глинковскую партитуру необходимо передать бережно и любовно, не подпадая под влияние установленных в прошлом и не всегда удачных традиционных темпов. Мы должны подчеркнуть, что дирижёр А.Ф.Ковальский прекрасно спра- вился с партитурой. Надо отметить его умение держать оркестр в должном звучании, проникновенность, хороший ритм и безупречные нюансы.
Особой похвалы заслуживает хор (хормейстер В.Г.Бричевский), поющий уверенно, чисто, свободно и согласованно. В целом, под руководством Ковальского, партитура Глинки была показана во всей теплоте и мелодичности её арий, хоров, ансамблей и замечательных увертюр.

Сусанин должен быть представлен обычным, ничем не выделяющимся из массы, русским человеком, мужественным, прямым, простым. Артист Ю.Д.Сабинин даёт великолепный образ Сусанина, особенно в сцене в лесу. Голос его звучит прекрасно, задушевно. Несколько не удалась Саби- нину сцена в первом акте, в которой он изображает Сусанина, скорее добрым дедушкой, чем горячим патриотом, с горечью говорящим, что "хо- чет враг на веки Русь заполонить".

Высокой похвалы заслуживает артистка Т.Д.Собецкая, исполнительница роли Антониды. Она создаёт прекрасный образ русской девушки, тро- гательно любящей свою родину, своего героя-отца. Артистка, даже в наиболее драматических местах сохраняет лирическую настроенность, так хорошо подчёркивающую образ Антониды.

Очень трогательный образ Вани создаёт артистка И.М.Верещагина. Она проводит свою роль просто, без театральной аффектации. Подкупающий своей теплотой образ артистки, делает образ Вани запоминающимся.

Образ "удалого характера", как определял сам Глинка, Богдана Сабинина не удался артисту Н.Н.Белокнели. Он скован в своих движениях, нере- шителен. Вокальная сторона исполнения у артиста Белокнели не находится на должной высоте. Недотягивание на верхах (в первом акте), не- твёрдое знание партии (в квартете пятого акта) свидетельствуют о том, что роль Сабинина артистом ещё недоработана.

Танцы в сцене на балу у короля Сигизмунда в постановке балетмейстера В.В.Новицкого поставлены красочно и интересно. Отметим всё же, что балетмейстер не замечает иногда однообразия и повторяемости рисунка танцев.

Несмотря на указанные недочёты, в целом, постановка «Ивана Сусанина» на сцене Ворошиловградского театра оперы и балета – большое куль- турное событие. Коллектив театра и постановщик В.А.Брендер проделали серьёзную творческую работу, с успехом показав волнующую эпопею о великом народе-богатыре и его беззаветной борьбе за свою родную землю.

В. Скороход

газета «Ворошиловградская правда» за 8 мая 1940 года



театр