Очень часто в поиске репертуара театры прибегают к
наследию прошлого. Оно заключает в себе немало ценностей. В области
музыки композиторы Люли, Рома, Гендель до сего времени сохраняют свою
свежесть, а Бах – гениальная величавость. К великим мастерам прошлого
следует отнести и Джузеппе Верди – популярнейшего итальянского
композитора, автора известных опер «Тра- виата», «Риголетто»,
«Трубадур», «Аида», «Отелло». Менее популярен его «Бал-маскарад»,
который включил в свой репертуар и 11 декабря показал зрителям
Ворошиловградский театр оперы и балета.
Эта опера относится к первому периоду творчества Верди. Она написана им
после «Риголетто», «Травиаты» и «Трубадура». Как и большинство его опер,
«Бал-маскарад» заключает в себе много возможностей для показа
вокального мастерства певцов. С этой точки зрения, опера, конечно,
интересна. Однако она не отражает яркого дарования Верди.
Не умаляя значение «Бал-маскарада», всё же следует сказать, что наше
оперное наследие прошлого не менее богато, чем наследие Италии. В лице
Серова, Даргомыжского, Направника, Глинки, Лысенко, Мусоргского,
Бородина, Чайковского мы имеем гениаль- ных композиторов. Почему же
театр забыл об этом? Мы тревожимся о том, чтобы театр, в поисках
репертуара, не потерял бы своё творческое лицо.
Обратимся теперь к постановке оперы. Несомненно, что главное в этом
спектакле – это подчинение музыке всего действия. С этой задачей
прекрасно справился дирижёр А.Ф.Ковальский. Он умело ведёт оркестр,
оттеняя мелодику инструментов и особенно пев- цов, создавая
увлекательный музыкальный рисунок. Отметим (а это особенно ценно), что
тов. Ковальский достиг хорошей чисто- ты звучания оркестра.
Роль главного персонажа оперы – графа Ричарда Варвика исполняет артист
Н.Н.Белакнели. Партия Ричарда – очень выгодная в вокальном отношении и,
вместе с тем, технически трудная. Однако с этим Белакнели вполне
справился. Ему следовало бы только освободиться от некоторой
напряжённости при исполнении арий.
В небольшой роли пажа Оскара очень хорошо показала свои голосовые данные
артистка Л.А.Лисовская. У неё приятный, ровный тембр голоса, без
излишней вибрации.
Артистка А.А.Мейер (колдунья Ульрика) несколько скованна в движениях и
однотонна. Также она излишне театрализована. По замыслу автора оперы,
Ульрика – негритянка. На сцене же она показана блондинкой, одетой в
костюм танцовщицы. В вокальном же исполнении, Мейер оставила очень
приятное впечатление.
Ведущими персонажами оперы являются также Ренато и его жена Амелия. Роль
Ренато исполняет артист А.М.Колобов. Ему следо- вало бы оживить своё
лицо более подвижной мимикой, ярче и глубже выражать свои переживания.
Как вокалист, Колобов заслу- живает высокой оценки. Амелия (артистка
О.С.Маринина) лишена той поэтической очарованности, которая вызывает у
Ричарда сильные чувства к ней. Между тем, приятный и чистый голос
артистки в большой степени содействовали общему успеху спек- такля.
В постановке следует отметить некоторые недочёты. Во втором действии,
например, Ричард должен быть переодетым и замаски- рованным. В спектакле
он переодет, но не замаскирован. Сцена у колдуньи происходит так, что
граф остаётся всё время на виду у колдуньи. Несколько недоработано
третье действие: чувства Амелии и Ричарда не выразительны, в них нет
подлинной взволно- ванности. Следовало бы также подумать и над костюмами
некоторых персонажей, особенно, Ренато, колдуньи и Амелии.
В целом, несмотря на недочёты, которые легко устранить, спектакль
смотрится с большим интересом. Немалая заслуга в этом пос- тановщика –
художественного руководителя В.А.Брендера. Отметим также, что хор звучит
чисто и слаженно. Заслуживают похва- лы декорации художника
В.А.Айвазяна.
В. Сергеев
газета «Ворошиловградская правда» за 14 декабря 1939 года
Шаг вперёд
«Бал-маскарад» в Ворошиловградском театре оперы и балета
Вторая премьера Ворошиловградского театра оперы и балета, показанная в этом сезоне, была первым серьёзным экзаменом для коллектива. Исполнителям, занятым в нём, предстояло показать всё своё вокальное мастерство, и притом на произведении такого крупного итальянского вокалиста, каким является Джузеппе Верди.
Опера
«Бал-маскарад» создана композитором в 50-х годах прошлого столетия, во второй период его творчества. Этот период в от- ношении мастерства характерен яркой самобытностью. Композитор уже пережил годы ученичества и подражания, чётко выявив своё индивидуальное творческое лицо. В политическом отношении этот период характерен полосой социально-освободительного движения. Оба эти момента ярко отразились в опере «Бал-маскарад».
Герцог Ричардо – правитель, любящий народ и дорожащий его мнением. Последние слова, которые он произносит в предсмерт- ный час: родина, народ. И можно только сожалеть, что произведение построено не на большом социальном, а на наивном любов- ном конфликте. Но такова уж была традиция!
Постановщик спектакля – художественный руководитель театра В.А.Брендер нарочито подчёркивает эту наивность, театральность. С такой трактовкой вполне можно согласиться. Нужно также признать, что для реализации своего замысла режиссёр проявил мно- го остроумия и изобретательности. Радует и то, что взятая линия выдержана во всех частях спектакля, ей соответствуют и костю- мы, и художественное оформление. Это и создаёт спектаклю, не скажем высокую, но значительную культуру, выгодно отличает его от всех прежних постановок.
Большую работу проделал дирижёр Ковальский. Оркестр звучит ярко, чётко, замечательно раскрывая содержание музыки. Зритель всё время чувствует её итальянский дух. И главное, – оркестр ни разу не заглушал певцов, мягко
аккомпанируя им. Для ворошилов- градского театра это является большим достижением.
Об исполнителях. Мы уже говорили выше, что они в этом спектакле держали большой и серьёзный экзамен. Нужно сказать, что справились они с ним хорошо. В первую очередь хочется отметить артиста Белакнели (Ричардо). Мягкость исполнения, чёткий ритм, ясная дикция и тонкая нюансировка – вот что выгодно отличало его от других артистов. Особенно запомнилась исполнен- ная им песенка второго акта (у гадалки).
Хороша была и
артистка Лисовская (паж). Зритель мог убедиться, что она обладает большими вокальными способностями. Артис- тов Колобова, Мейер и Маринину можно упрекнуть только в том, что они несколько суховаты.
Спектакль «Бал-маскарад», тепло принятый присутствующими на премьере, большой шаг вперёд для коллектива театра. Зритель вправе ожидать, что это не случайность, а начало уверенного и серьёзного творческого роста.
З. Компаниец
газета «Комсомольское племя» за 16 декабря 1939 года
|