В столичных и крупных городах Украины существовали профессиональные театральные коллективы различной художественной направленности (драматические, оперные, музыкальные, сатирические и др.). В небольших же про- винциальных городах не было такой возможности для их существования. Это было связано как с недостатком финансирования (местные бюджеты не могли в полном объёме субсидировать даже работу только одного какого-нибудь коллектива, который мог бы в какой-то степени конкурировать со столичными), так и отсутствием в окружных городах достаточного количества подходящих помещений для репетиций и выступлений. Например, в Донбассе только в четырёх в городах (Донецк, Макеевка, Луганск и Бахмут) имелись здания, приспособленные для театральных постановок – это здания городских театров. Поэтому удовлетворение культурных потребностей населения в различных видах и жанрах театрального искусства в провинции (наравне с цирком и кино) осуществлялось путём создания драматических любительских (самодеятельных) кружков в рабочих клубах и организацией гастролей квалифицированных столичных коллективов различной художественной направленности, выступления которых проходили в зданиях городских театров, согласно утверждённым планам театрально-художественной работы. При этом, гастроли профессиональных коллективов для провинциальных театров, как правило, были убыточны.
По состоянию на 1928 год одно гастрольное выступление Харьковского столичного оперного театра стоило более 500 рублей, что было не по карману большинству украинских учреждений и организаций, так как стоимость билетов на оперные спектакли (от 30 коп. до 1 руб. 75 коп. – в Сталино) не покрывала этой суммы. Это было связано, в первую очередь, с небольшой вместимостью театров. Так, например, здание зимнего городского театра в Сталино вмещало всего 600 человек. Кроме того, учреждения, в ведении которых находились здания театров, должны были платить немалые налоги. Поэтому организация гастролей, а это касалось не только оперных коллективов, но и драматических и пр., постоянно нуждалась в дотациях, которые выделялись местными горсоветами, окрисполкомами и профсоюзами.
В итоге, провинциальные города Украины, а также администрация клубов, принадлежащих тому или иному проф- союзу в этих городах, могли позволить себе приглашать на гастроли, как правило, не известные, а менее именитые театральные коллективы. Что в свою очередь сказывалось на качестве спектаклей, которое вызывало недовольство публики, предпочитавшей ходить в кинотеатры и цирк.
Что касается Луганска, то тут здание городского театра вмещало 800 человек, кроме того, стоимость билетов, напри- мер, на оперные спектакли, без абонементных скидок достигала 2 руб. 45 коп. Это позволяло организовывать гастроли различных театральных или музыкальных коллективов с небольшими убытками, а при аншлагах получать и кое-какой доход. От выступления же в городском театре местного луганского оперного коллектива он бы значительно возрастал.
|