На музыкальном фронте Луганска произошло большое культурное событие –
начал свою работу постоянный симфо- нический оркестр. Состав оркестра, в
котором недавно было 25-30 человек, сейчас вырос до 54 участников. С
таким сработанным почти пятилетней работой в оперном театре коллективом
можно овладеть сложнейшими музыкальны- ми произведениями Бетховена,
Чайковского, Вагнера и других великих композиторов.
Первый концерт 23 октября под руководством заслуженного артиста
Республики А.Г.Ерофеева прошёл с соответст- вующим успехом. Исполнялась
4-я симфония Чайковского, одно из выдающихся произведений гениального
компо- зитора. Чудесная по своей глубине и доскональной разработке, эта
симфония является как бы экзаменом для каждого оркестра. Этот экзамен
оркестр выдержал, хотя определённые недоработки в исполнении были. Так, в
первой части, начиная с вводной фразы медных инструментов, что грозно
звучали, были некоторые расхождения. Их можно наб- людать и в страстных,
и милых образах дальнейшей разработки симфонии, которую нужно было
исполнять с более чёткими переливами бунтующей и вечно жаждущей жизни
натуры.
Чудесную мелодию канцонетты, сердечную и чарующую, исполнено искренне и хорошо. Также хорошо исполнена третья часть симфонии – скерцо.
Последняя часть симфонии, построенная на теме песни «Во поле берёзка
стояла», в некоторой степени не доработана оркестром, и требует
сыгранности.
С большим мастерством и сыгранностью было исполнено «Итальянское
каприччио» Чайковского. Дирижёр Ерофеев в трактовке каприччио
проявил большой вкус и понимание стиля.
Нас только удивляет программа концерта, почему рядом с Чайковским и
Мусоргским оказался Вебер? Чудесная увер- тюра к опере «Оберон» совсем
не к месту среди 4-й симфонии и каприччио.
Ещё одно замечание. Безусловно, что программу симфонических оркестров
необходимо разнообразить сольными выступлениями. Почему, например, не
включить в программу дальнейших выступлений скрипичный концерт
Чай- ковского, или его «Серенаду», вариации «Рококо» для виолончели, или
наиболее салонные произведения для голоса и инструментов? Это оживило бы
программу и сделало бы ею популярней.
Профессор В.Скороход
газета «Луганская правда» за 27 октября 1935 года
Симфонические концерты
В репертуаре Донецкого государственного театра оперы и балета намечено провести 10 симфонических концертов. Нельзя обойти молчанием это высококультурное начинание.
Симфония является той формой музыкального искусства, которая наиболее способна влиять на психику человека, вызывать те или иные переживания, соединять чувства масс. Поэтому организаторы симфонических концертов в Луганске, должны познакомить слушателей с лучшими образцами симфонической музыки, доступной и понятной массам.
Наличие в театре оперы и балета оркестра в количестве 50 человек, в который будут привлечены местные квалифи- цированные музыканты, даст возможность увеличить его количественный состав, что, безусловно, улучшит эффект звучания.
Программа первого симфонического концерта, который состоялся 23 октября под руководством главного дирижёра, заслуженного артиста республики А.Г.Ерофеева, состояла в основном из произведений российских композиторов Чайковского, Мусоргского («Ночь на Лысой горе») и Аренского (увертюры к опере «Сон на Волге»). Кроме того, бы- ла исполнена увертюра к опере «Оберон» Вебера.
Программа следующих симфонических концертов будет составляться из произведений классиков – Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. Русская музыка будет представлена Глинкой, Даргомыжским, Мусоргским, Рим- ским-Корсаковым, Бородиным, Чайковским и др. Кроме того, в программу концертов включены произведения рус- ских и украинских композиторов современности Шостаковича, Книппера, Ревуцкого, Верековского, Косенко.
Один концерт будет посвящён Сен-Сансу в связи со 100-летием со дня его рождения. Намечено проводить "музы- кальные утренники" для массового слушателя.
Посоветуем только, чтобы коллектив симфонического оркестра такие утренники устраивал бы на наших заводах, в школах и пр. Это, безусловно, будет способствовать повышению музыкальной культуры среди учащихся и рабочей массы.
Организаторам концертов посоветуем перед исполнением каждого музыкального произведения хотя бы коротко го- ворить о творчестве того или иного композитора и о содержании произведения, которое будет исполняться.
Профессор В.Скороход
газета «Луганская правда» за 4 ноября 1935 года
|