театр оперы и балета
оперный театр



опера Тихий Дон



Тихий Дон




«Тихий Дон»

Премьера Донецкого театра оперы и балета

Опера молодого советского композитора И.Дзержинского «Тихий Дон» – это не первая попытка создания советской оперы, оперы на советскую тематику. Неудачу предшествующих попыток кое-какие досужие теоретики пытались об'яснить невозможностью существования советской оперы вообще. На самом деле неудачи об'яснялись лишь тем, что авторы этих опер шли по неверному пути, впадая в пагубные крайности: либо пытались втиснуть новое содержание в старые оперные формы, либо пускались в безудержное левацкое новаторство, отрицая всё и вся.
Композитору Дзержинскому удалось, критически осваивая оперное наследство, найти правильные подступы к грандиозной задаче создания советской классической оперы. Глубокая идейность, доброкачественный литературный материал, широкое использование народных мелодий, реалистический стиль – вот ступеньки, ведущие к вершинам советской оперы. По этим ступенькам уверено взбирается молодой композитор, очень и очень многое обещающий в будущем и немало давший в настоящем, – в своей первой опере «Тихий Дон».
«Тихий Дон» Шолохова принадлежит к числу самых известных, самых любимых читателями произведений советской литературы. Сочный шолоховский язык, волнующая эпическая тема, народность романа, – это как раз то, от чего можно отталкиваться в работе над оперой. Само собой разумеется, что всё содержание огромного романа Шолохова не могло уложиться в шесть картин оперы. Автор либретто Л.Дзержинский много поработал, многого достиг, но немало в либретто осталось и недостатков. Разорваны интимные и массовые сцены. Очень многое в опере не показывается, а рассказывается (так, например, рассказывает Григорий о своём подвиге). Кое-где либретто теряет крепкий народный язык, присущий роману, и сбивается на безличные оперные штампы. Однако всё это – частные недостатки, в общем либретто довольно удачное.
«Тихий Дон» – опера несколько необычная. В ней очень немного арий и дуэтов, и очень много музыкального речитатива, своеобразной мелодекламации. Это ново для зрителей и, что ещё важнее, ново для актёров оперного театра. Слово, дикция никогда не были в особом почёте в Донецком театре, а в этой опере этот недостаток сказывается особенно резко. Актёры привыкли самым тщательным образом заботиться о том, чтобы донести звук, но мало заботятся о том, чтобы донести для зрителя слово.
Дирижёру спектакля А.Г.Ерофееву, прекрасно ведущему оркестр сквозь самые сложные места партитуры, следует учитывать эту особенность оперы и не слишком форсировать оркестр, не заглушать актёров.
Есть в опере и отдельные бледные места. Но большой, несомненный и свежий талант даёт себя на всём протяжении оперы. Музыка Дзержинского отличается необыкновенно чёткой музыкальной направленностью, мелодичностью, песенностью. Особенно хорошо удаются ему массовые сцены – первая картина, финал сцены фронта. Песня «От края и до края» крепко запоминается, и сделается одной из популярных песен ворошиловградцев.
Дзержинский создал музыкальную драму, спектакль, в котором музыкальная и драматическая стороны неразрывно связаны. Успех или неуспех актёров в этом спектакле почти исключительно зависит от того, насколько им удаётся сочетать в своём исполнении эти два начала – музыкальное и драматическое. Это не удалось Никитенко, совершенно не понявшему (во всяком случае, сценически не воплотившему) образ Григория. Артистка Буколова (Аксинья) нащупала правильный путь к созданию образа, но в отдельных сценах переигрывает, теряет чувство меры. Лучше удались роли: Натальи (Собецкая), Митьки (Корсов), Евгения Лестницкого (Павловский), Сашки (Собинин). Однако каждому из актёров, участвующих в этом ответственейшем спектакле следует ещё очень много работать над совершенствованием своих ролей. Спектакль, видимо, несколько поторопились выпустить, и теперь (раз уж сделанное – сделано) необходимо проследить за тем, чтобы он дозрел.
В связи с этим спектаклем следует ещё раз подчеркнуть, что привлечение к работе нашего театра художника-орденоносца Курочки- Армашевского исключительно плодотворно для театра. Оформление «Тихого Дона» сделано очень культурно, изобретательно, строго выдержано в реалистическом плане всего театра, производит на зрителя самое живое и непосредственное впечатление.
«Тихий Дон» – первая советская опера на сцене Донецкого театра. Этим спектаклем наш театр вступил на путь большой работы над созданием советского оперного репертуара.

Еф. Мейерович


газета «Ворошиловградская правда» за 11 марта 1937 года