луганский театр оперы и балета
Корсар


Корсар


«Корсар»

Премьера Донецкого театра оперы и балета

Как известно, балет Адама получил название и сюжет от известной поэмы Байрона. Но сравнение этих двух авторов – бессмыс- ленно. Что общего между романтической поэмой великого английского поэта и легкомысленной музыкой мастера опереточных дел? Что общего между героем Байрона – "он поступками на демона похожий" и сусальным корсаром адамовского балета? Ровно ничего.
Правильно сделал наш театр, отказавшись от попыток сблизить Байрона и Адама, от попыток, заранее обречённых на неудачу. Они были бы насмешкой над великим поэтом.

Содержания в этом балете немного. Чего нет, того нет. Авторы спектакля (сценарий Болотова и Вирского, постановка Гирмана) поставили цель сделать весёлый, интересный балетный спектакль. Это им полностью удалось. Но значение спектакля не только в этом. Для театра он во многих отношениях является этапным – переломным.
Особенности балета, как театрального искусства заключаются в том, что средства выражения актёра ограничены – он молчит. Это обязывает его в работе над образом максимально использовать те средства, которые имеются в его распоряжении: танок (т.е. рит- мичные движения), жесты, мимику.
Значение нового спектакля в том, что наши балетные актёры впервые работали над созданием образов. На обычном музыкальном материале они добились того, чего не было сделано при работе над балетом Чайковского «Лебединое озеро». Значение «Корсара» в том, что он приближает к широким массам зрителей язык танка́. Этим спектаклем театр подготавливает и зрителя, и актёров к настоящему балетному спектаклю, богатому содержанием и чувствами, сделанному на полноценном музыкальном и литературном материале. Мы надеемся, что именно таким спектаклем будет «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, включенный в репертуарный план нашего театра.

В первых спектаклях «Корсара» роль Конрада исполнял актёр Гирман. Не будет неверным, если мы скажем, что сцена Донецкого балетного театра не знала такого актёра. Удивительная лёгкость, соединённая с исключительной техникой танка́ и выразительнос- тью мимики. Иногда кажется, что этот человек нарушит законы земного притяжения и вот-вот полетит.
Впервые в этом спектакле зрители познакомились с актрисой Алеевой – молодой и, безусловно, талантливой. Работа над образа- ми, о которой шла речь выше, безусловно, проработана актёрами Шишковым (Сеид-паша), Тарабукиным (Бирбанто), Сергеевой (Гюльнара).

Декорации художника Шуйского лучше задуманы, чем исполнены. На этом, вероятно, сказался короткий срок, в который был подготовлен спектакль. Нужно много ещё доделать, а кое-что и совсем переделать.

«Корсар» по праву станет любимым спектаклем ворошиловградцев. Нужно только проследить, чтобы он не стал расшатанным, чтобы достигнутое не потерялось, чтобы второй состав актёров стоял бы на уровне первого.

Ю. Рович

газета «Ворошиловградская правда» за 8 декабря 1936 года




Луганск