гастроли харьковской оперы
Луганск



Украинская государственная опера

Тяга трудящихся к серьёзной музыке, к вокальному искусству всё растёт. Казавшаяся совсем недавно для многих про- блематичной и спорной мысль о необходимости для Луганска оперы теперь ни в ком не может вызвать сомнений.
Приезд украинской государственной оперы наглядно подтверждает тот повышенный интерес к серьёзному искусству, который имеется у трудящихся. Два аншлага (при наличии большого количества неудовлетворённых коллективных заявок от отдельных профорганизаций) таковы первые показатели повышенного спроса масс на оперное искусство. И нужно сказать, что масса не ошиблась.

Приезд украинской оперы представляет собой значительнейшее явление в театральной жизни Луганска. Первые две постановки («Кармен» и «Фауст»), разумеется, не дают ещё возможности полностью судить о всех достижениях этого театра и его возможностях. Но уже по ним можно заключить, что оперная театральная культура Украины за последние годы не стоит на одном месте. Оперный жанр – наиболее громоздкий, тяжеловесный вид театра, наименее до сих пор поддающийся новаторским исканиям, более всего находящийся в плену традиций и шаблона. Но если отвлечься от этих соображений, то нужно отдать должное режиссуре оперы, которая ухитрилась на нашей убогой, тесной, техниче- ски необорудованной сцене развернуть монументальные сцены из «Кармен», максимально приблизившись к постанов- ке харьковского театра, хотя здесь, повторяем, довлеет оперный штамп.
Гораздо большего внимания заслуживает трактовка оперой «Фауста», где режиссёром сделана удачная попытка отре- шиться от чертовщины и изображения Мефистофеля в виде всемогущего и чудодейственного дьявола. Здесь режиссёр последовательно расправляется со всеми "чудесами" мефистофельских похождений, показывает Мефистофеля, как вто- рое "я" Фауста, стремящегося к рациональным действиям, знакомого с психикой массы, не убегающего от креста, не боящегося шпаги Валентина, борющегося с этой шпагой не чертовским наваждением, а ломающего её самым обыкно- венным прозаическим кувшином. Вино он делает не из воды, а покупает его за деньги. В Мефистофеле показаны отри- цательные явления Фауста, но из них из'яты всякие произведения средневекового мистицизма и поповские чудеса.
Сценическое оформление этих деталей сделано весьма последовательно, и это делает постановку весьма эффектной и содержательной.

Из отдельных исполнителей обеих опер следует отметить, прежде всего, уже известных Луганску Войтенко, показав- шего свой большой голос в роли дона Хозе, и Ульяницкую, со свойственной ей простотой и изяществом, выполнив- шую роль Микаэллы. Хороша Кармен, сумевшая избежать столь обычной в опере вульгарности этого свободолюбивого и своенравного типа. Фауст (Павлусенко) показал ясного тембра голос с блестящими верхами. Удачно справилась со своей ролью Маргарита (Гутова). Удовлетворителен Мефистофель (Сердюк) и Валентин (Мартиненко).

Заслуживает быть особо отмеченным прекрасно звучащий хор, показывающий не только свежие голоса и хорошую дик- цию, но и большую сыгранность.
Оркестр местами звучит глуховато по сравнению со всем ансамблем.
В общем же надо отметить, что массовые сцены (это наиболее уязвимое место в опере) проходят гладко, стройно видна большая, тщательная работа.
Блестяще справляется с трудностями нашей сцены балет.

В результате у зрителя остаётся яркое впечатление серьёзного музыкального, вокального и декоративного оформления спектакля, способствующее росту эстетических вкусов нашего неизбалованного провинциального зрителя. В этом боль- шая заслуга и ценность государственной оперы.
Задача наших организаций добиться того, чтобы театр столь же организованно посещался и в остальные дни оперной гастроли.

П. К.

газета «Луганская правда» за 24 апреля 1928 года
















опера