Несмотря на то, что изучением театральной культуры Луганщины занималось ряд профессиональных исследователей, на сегодняшний день в силу ряда причин ещё имеются белые пятна за первую половину ХХ века касательно украинского театра, развитие которого луганскими исследователями отдельно не рассматривалось, а упоминалось (затрагивалось) совместно с русским театром, на который в целом и делался акцент.
Единственной известной мне работой, посвящённой отдельно украинскому театру (в период до 1941 года), является монография Людмилы Козырь «Украинский театр на Луганщине конца XIX – начала ХХ веков», которая вышла в 2007 году в 254-м томе «Записок научного общества им. Шевченко», но в ней изучен только досоветский период. При этом эта монография в качестве источника информации луганскими исследователями театральной культуры Луганщины в своих научных работах не используется.

*   *   *

В XIX веке в Российской империи получил развитие культурно-политический процесс, названный украинским национальным возрождением, в ходе которого украинский народ, как нация, осознавая своё историческое и культурное единство стал развивать свою культуру.
В 1897 году в Российской империи была проведена перепись населения, из которой можно узнать, сколько украинцев проживало в том или ином уезде, или городе. Так, в Славяносербском уезде в то время проживало 174753 чел., из них русских – 79281 чел. (45.36 %), украинцев – 88218 чел. (50.48 %). Отдельно в городе Славяносербске – 3122 чел., из них русских – 1607 чел. (51.47 %), украинцев – 1342 чел. (42.98 %), в городе Луганске – 20404 чел., из них русских – 13907 чел. (68.15 %), украинцев – 3902 чел. (19.12 %). В Славяносербском уезде, без учёта населения в городах Луганске и Славяносербске, т.е. – в сельской местности: всего – 151227 чел., из них русских – 63767 чел. (42.16 %) , украинцев – 82974 чел. (54.86 %).
Таким образом, видно, что в Славяносербском уезде, который, хотя и не являлся этнически украинской землёй, тем не менее украинцы к началу ХХ века составляли тут, примерно, половину населения (в городе Луганске – гораздо меньше). В Старобельском уезде украинцы составляли 83 % от общего количества населения. И этого вполне достаточно, чтобы понимать, что тут не могла не развиваться украинская культура, в том числе и театральная. И она тут в действительности развивалась, совместно с русской культурой, в целом не смешиваясь с ней в какую-то особую, отличную от других регионов, "суржиковую" луганскую театральную культуру (в то же время в Луганске, как в царское время, так и советское, были и такие любительские театральные коллективы, которые ставили свои спектакли то на русском, то на украинском языках).
Поэтому, когда какие-то исследователи, изучая становление и развитие на Луганщине театра, не делают в названии своих работ его разграничения на русский и украинский, то предполагается, что они осветили в них, как минимум, и один и второй (небольшое развитие в Луганске ещё имела и еврейская театральная культура).

В 2020 году заведующей кафедрой театрального искусства ЛГАКИ Титовой В.Н. была написана (а потом защищена) диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук – «Театральная культура Луганщины в контексте культурно-исторических трансформаций». Целью этой работы являлось комплексное (!) культурологическое исследование театральной культуры Луганщины.
В рамках анализа истории культуры Луганщины (2-й раздел диссертации) Титовой были выделены культурообразующие факторы, определившие основные тенденции становления театральной культуры региона: возникновение любительского театра (1880–1900-е г.г.); расширение театральной практики за счёт гастролирующих и самодеятельных театральных коллективов (1900–1920 г.г.); профессионализация театра, направленная на творческий поиск новых форм (1920-1930-е г.г.). Непосредственно этому посвящён подраздел 2.1. диссертации, который называется «Историко-культурологическое обоснование становления театральной культуры Луганщины».

Исходя из названия, Титова должна была бы в своей научной работе уделить внимание развитию как русского, так и украинского театров, как это до неё делали другие исследователи этой тематики, хотя и поверхностно. Но что резко бросается в глаза в диссертации Титовой, так это то, что она, рассказывая о развитии на Луганщине театральной культуры (в период до 1941 года), вообще не делает разделение театра на русский и украинский. Таким образом, в интерпретации Титовой получается, что на Луганщине украинская театральная культура отдельно как бы вообще не развивалась ни при царизме, ни в советское время. В своей диссертации, Титова выделает только провинциальную [луганскую] театральную культуру, на которую оказывала влияние столичная театральная культура, через гастролирующие в городе театральные коллективы.
В диссертации перечислены 13 театральных трупп, которые приезжали на гастроли в Луганск в царское время, начиная с 1894 года. В качестве примера влияния украинской театральной школы, Титова приводит гастроли в Луганске трёх украинских трупп: в 1911 году – под управлением Кавецкого 3.К., в 1912 году – под управлением Глазуненко С.А., в 1913 году – под управлением Лазарева Л.Ф.
Начало развития театральной культуры на Луганщине Титова в своей диссертации ведёт от 1890-х г.г., когда тут появились первые любительские театральные кружки́. И уже становится понятно, к какому выводу подводит Титова, приводя в качестве примеров одного из факторов влияния украинского театра на местную культуру, гастроли в Луганске украинских трупп, начиная только с 1911 года, и в соответствующем пропорциональном отношении с русскими коллективами. Последняя из упомянутых трупп, кстати, хоть и была из Екатеринослава (позже – Днепропетровск), но свои спектакли ставила на русском языке, и среди них не было таких, которые были бы поставлены по пьесам украинских драматургов. При упоминании этой труппы всё-таки нужно ещё добавить, что из текста диссертации совершенно непонятно, в качестве примера влияния на местную культуру, какого именно театра она приведена Титовой – украинского или русского. В итоге имеем, что из 13-ти трупп, упомянутых Титовой, только две ставили спектакли на украинском языке.
Собственно, упоминанием этих украинских трупп и ограничивается всё отражение украинской составляющей театральной культуры Луганщины до начала Великой Отечественной войны в диссертации Титовой.

Ещё одним существенным недостатком диссертации, на мой взгляд, является то, что Титова, описывая в ней местную театральную культуру при царизме, ограничивается только Луганском, при том, что именно на Луганщине в то время украинская театральная культура получила гораздо большее развитие, чем в самом городе. Что было связано с разным количеством городского и сельского украинского населения. Таким образом, информация из упомянутой мной выше монографии Людмилы Козырь «Украинский театр на Луганщине конца XIX – начала ХХ веков», Титовой полностью проигнорирована.

Если взять советский период 1920-1930-х г.г., когда на Луганщине были образованы профессиональные театры, то Титова в своей диссертации отразила исключительно только русские: «Шахтёрку Донбасса», который работал на Луганщине в период 1922-1926 г.г., и теперешний Луганский русский драмтеатр, который был образован в 1939 году.

На стр. 86 Титова в своей диссертации пишет: Приходим к выводу, что в историческом ракурсе формирование театральной культуры Луганщины было основано на принципах преемственности русских театральных традиций, но в то же время проявляются и собственные черты, связанные с особенностями культуры, укладом жизни спецификой региона. Это же она повторяет и дальше, на стр. 90 и потом на стр. 124: Таким образом, приходим к выводу, что формирование театральной культуры Луганщины основывалось на принципах преемственности русских театральных традиций в сочетании с собственными индивидуальными чертами, присущими Донбасскому региону.

Поскольку целью диссертации Титовой являлось комплексное, а не поверхностное или однобокое культурологическое исследование театральной культуры Луганщины, то делать свои выводы без какого-либо изучения развития на Луганщине украинского театра, сужая при этом понятие "Луганщина" (за царский период) в целом до одного города Луганска, это какая-то чудовищная некомпетентность и не только одной Титовой, но и членов диссертационного учёного совета.
Ещё необходимо акцентировать внимание вот на каком моменте. В качестве примеров одного из факторов влияния на театральную культуру Луганщины в царское время, как было сказано выше, приводятся гастроли различных театральных трупп исключительно в городе Луганске, при этом же делается вывод, что влияние ими оказывалось на всю территорию Луганщины. И тут, с одной стороны, непонятно, в каких границах имеется в виду Титовой Луганщина. Если брать современные границы, то в царское время она входила в разные уезды (Славяносербский, Бахмутский, Старобельский) и даже в разные губернии (Екатеринославская и Харьковская). С другой стороны, непонятно, как же именно приезжие коллективы, выступая в Луганске, оказывали влияние на любительские драмкружки́, образованные в разных посёлках Луганщины, и почему, несмотря на преемственность русских театральных традиций, в Лозовой Павловке (сейчас – Брянка), Белолуцке, Старобельске, Беловодске, Алчевске, Селезнёвском руднике (сейчас – Перевальск), Кременной и др. существовали украинские любительские театральные коллективы, о которых Титова умолчала.

Может быть всё-таки в действительности формирование театральной культуры Луганщины (в её современных границах) основывалось на принципах преемственности украинских театральных традиций в сочетании с собственными индивидуальными чертами, присущими Донбасскому региону?
Ещё у меня возник такой вопрос: когда специалисты по культуре говорят о собственных индивидуальных чертах, присущих культуре Донбасса, то это ими имеются в виду украинские черты в русском регионе, или же русские черты в украинском регионе?

*   *   *

Изложенная на этом сайте информация о развитии в Луганске (и частично Луганщины) украинского театрального искусства и самодеятельности (в период до 1944 года), в значительном объёме публикуется впервые, и в известных мне работах профессиональных исследователей не упоминается:
часть 1 – профессиональный украинский театр;
часть 2 – гастроли в городе украинских театральных трупп и театров;
часть 3 – любительские драмкружки́ и коллективы.

Может быть, эта информация поможет луганским специалистам культуры в итоге разобраться, какой именно театр, украинский или русский оказал большее влияние на театральную культуру отдельно города Луганска и в целом Луганщины (см. также монографию Людмилы Козырь).

Последнее обновление страницы – 03.06.2023

Варианты
Навигация
Яндекс.Метрика