Донецкий театральный трест
Луганск



Донецкий театральный трест

До последнего времени Донбасс, в частности, Луганский округ, обслуживали различные театральные коллективы, организованные Укрпосредрабис. При посылке на работу в Донбасс, Укрпосредрабис меньше всего руководствовал- ся соображениями художественного и идеологического порядка. Посылались актёрские силы низкой квалификации. Сюда попадали наспех сколоченные театральные коллективы, не имевшие ни соответствующего репертуара, ни целевой установки. За редкими исключениями, это были халтурные театры, не удовлетворявшие запросов рабочего зрителя. Подлинно художественные театры, такие как театр им. Франко, «Березіль» были не по карману окружным бюджетам, и почти никогда к нам не заглядывали.
Всё это давно требовало коренной реорганизации театрального дела. В настоящее время эта реорганизация произведена. Три округа Донбасса: Луганский, Сталинский и Артёмовский организовали единый театральный трест с целью художественного обслуживания рабочих Донбасса лучшими театрами.
Трест будет располагать семью крупными театральными предприятиями. В их числе мы имеем: Дондерждраму, реорганизованную и пополненную художественными силами под руководством известного украинского режиссёра Гната Юра, русскую драму, 1-ю государственную украинскую оперу, украинскую музыкальную комедию, Харьковский театр им. 10-летия комсомола, украинский театр им. Артёма, детский театральный коллектив и московскую «Синюю блузу».
Все эти театральные предприятия будут поочерёдно обслуживать все районы Донбасса с таким расчётом, чтобы в городе одновременно работали два театра: оперный и драматический или музыкальная комедия.
Для руководства театральной работой треста в Донбассе, создана специальная дирекция, в состав которой входят представители всех округов. Наркомпрос отпускает театральному тресту дотацию в 110 тысяч рублей, а округа́ – по 175 тысяч рублей.
Театры начнут работать с начала осени этого года.

газета «Луганская правда» за 12 августа 1930 года




Луганск



Донецкий театральный трест

Закончена организация Донецкого театрального треста. В его ведении будет театральная работа в Артёмовске, Луганске, Сталино, Славянске, а также Краматорском, Рыковском, Петровском, Константиновском, Лисичанском, Алчевском, Ровенецком, Кадиевском районах.
Дирекцией треста созданы следующие театральные коллективы: вседонбассовская укргосдрама, госукрмузкомедия, укргосдрама им. Артёма, госрабопера Донбасса, Сталинский и Луганский рабсельтеатры, ТРАМ, театр малых пло- щадок, капелла «Вік», госрусдрама. Трест договорился о том, чтобы в Донбассе работал 2-й рабочий киевский театр.
В виду того, что до сих пор к тресту относились невнимательно, не присылали средств на создание театров, он начал развёртывать свою деятельность с большим опозданием.
Особенно плохо относятся к театральной работе в Луганске. Около месяца у нас не было ни одной труппы, до сих пор даже не начинался ремонт здания театра.

газета «Луганская правда» за 21 сентября 1930 года




Не коммерческое предприятие, а центр
культурно-художественной работы

Донецкий театральный трест был организован для борьбы с гастролёрщиной и халтурой. Он должен образовать постоянные труппы, имеющие художественную ценность. Но это ещё не всё. В первую очередь, мы имеем право требовать от треста особого внимания к нашим рабочим клубам. Он должен помочь им активно пропагандировать наше социалистическое строительство, выполнения и перевыполнения пятилетки. Однако в уставе треста об этом нет ни одного пункта. Вопрос об организации зрителя трест возлагает на директоров театров. Это, безусловно, нецелесообразно.
На практике работы наших театров мы видели как администрация "организовывала" зрителя. Вот почему повторению этого нужно дать решительный отпор.
При тресте, а также отдельных театральных предприятиях будут созданы художественно-политические советы с правом совещательного голоса. Безусловно, что организация зрителя должна быть основной частью работы художественно-политических советов. Это они должны помогать рабочим клубам, музыкальным, певческим и драматическим клубным кружка́м. Эту работу нужно передать им уже потому, что они стоят к массам значительно ближе, чем театральные труппы.
Практическая помощь театрального треста должна быть, главным образом, в форме шефства какого-нибудь предприятия над клубом, с которым он имеет постоянную связь. Кроме того, при тресте нужно организовать ряд краткосрочных семинаров для подготовки и переподготовки клубных работников. Художественно-политические советы нужно заполнять рабочими с предприятий, и знакомить их с искусством.
Нужно, чтобы театральный трест был не коммерческим предприятием, каким было Луганское УЗП, а культурно-художественной единицей.

П.

газета «Луганская правда» за 28 сентября 1930 года




театральный трест Донбасса


Донецкий театральный трест