луганский театр оперы и балета
Пиковая дама


«Пиковая дама»

«Пиковая дама», как известно, является предпоследней по счёту оперой Чайковского и по справедливости оценивается, как лучшее произведение гениального русского композитора. На протяжении 50 лет она не сходила с репертуара наших театров и всегда с одинаковой силой волнует и трогает слушателя.

Ворошиловградский театр оперы и балета хорошо сделал, возобновив в своём репертуаре это изумительное произведение. Труд- ность постановки спектакля заключается в том, что легко впасть в шаблон и оперный штамп.
Постановщика оперы – художественного руководителя театра тов. Брендера нельзя упрекнуть в излишнем новаторстве, однако, с некоторыми моментами его трактовки всё же весьма трудно согласиться.
Первое. Зачем понадобилось в сцене, которая происходит в спальне графини, прибегать к трюкачеству: Герман вскакивает во весь рост на кровать к графине и в упор целится в неё? Эффект весьма дешёвый.
Второе. Перенос действия из казармы на улицу только снижает трагичность этой сцены.
Ещё один вопрос к постановщику. Почему в сцене у Зимней канавки Лиза появляется в чуть ли не в зимнем пальто и с муфточкой, которую флегматично держит, неподвижная во время всей сцены, несмотря на весь трагизм её положения? Герман в этой же сце- не приходит в летнем плаще, и ничто вокруг не указывает на зимний сезон.
Массовые сцены также нельзя отнести к числу удачных мест в спектакле – все они выглядят статично. Всему же спектаклю не хватает той волнующей яркой направленности, к которой обязывает музыка Чайковского.

Теперь об исполнительской стороне. Удачно справляется с партией графини артистка Пиотрович: вдумчивая игра, правильное ве- дение вокальной линии указывают на большой опыт и вкус артистки. У артиста Белокнели (Герман) хороший, содержательный го- лос, но он напрасно форсирует его на верхних нотах. Хотелось бы также большей эмоциональности и выразительности в движе- ниях. Хороши также артистка Маринина (Лиза), артист Зыбин (Елецкий). Что же касается артиста Колобова, то его игра не может удовлетворить зрителя. Усвоенные им навыки дурного, развязного тона, не отвечают замыслам композитора в партии Томского.

В заключении – об оркестре. Дирижёр Ковальский очень неплохо ведёт оркестр, нигде не заглушает певцов, мягко аккомпанируя им.

Н. Мальцев

газета «Комсомольское племя» за 20 октября 1939 года