Филармония – это учреждение, занимающееся организацией концертов, содействием развитию и пропаганды музыкального искусства, а также эстрады.

*   *   *

По истории развития музыкального искусства на Луганщине написаны, в частности, следующие работы:
– диссертация Якимчук Е.Н. на получение научной степени кандидата искусствоведения «Становление музыкальной жизни Луганщины первой половины ХХ века: исполнительство, театрально-концертная деятельность, педагогические школы» (2010 г.);
– монография доцента кафедры теории и истории музыки Луганской государственной академии культуры и искусств им. Матусовского Михалёвой Е.Я. «В постижении красоты» (2013 г.), посвящённая 70-летию возрождения в 1943 году Луганской областной филармонии, работа которой была прервана оккупа- цией Луганска немецко-фашистскими войсками;
– учебное пособие под редакцией работников кафедры музыкознания и инструментального исполнительства института культуры и искусств Луганского на- ционального университета им. Шевченко Горбулич Г.В. и Самохиной Н.Н. «Музыкальная культура Луганщины» (2017 г.).

*   *   *

В автореферате к диссертации, Якимчук Е.Н. указала, что ею в своей работе впервые в украинском музыковедении осуществлено комплексное исследо- вание музыкальной жизни Луганщины первой половины ХХ века как целостного историко-культурного явления. Я не думаю, что этот вопрос до этого ни- кого не интересовал из специалистов на Луганщине. По всей видимости, тут дело в сложности с изучением материалов того времени, многие из которых были утрачены в связи с оккупацией Луганска немецко-фашистскими войсками в 1942-1943 г.г., а изучение тех, что сохранились, связано со значительны- ми затратами, как времени, так и средств на командировки в другие города, в частности: Донецк, Киев, Москву. Именно поэтому, как мне кажется, первая обобщённая работа по этому вопросу была написана только в 2010 году.
У меня не было возможности ознакомиться с диссертацией Якимчук Е.Н., но учитывая, что она указана в качестве источника информации при написании учебного пособия «Музыкальная культура Луганщины», то могу сделать вывод о том, что история музыкального искусства Луганска первой половины ХХ века ещё далеко не полностью изучена специалистами. Я не думаю, что Горбулич Г.В. и Самохина Н.Н. не включили бы в своё учебное пособие важную и интересную информацию из диссертации Якимчук Е.Н., если бы она там была. Поскольку их книга написана позже, то подразумевается, что на момент её выхода (март 2018 года) она должна была быть самой полной в вопросе изучения истории развития музыкальной культуры на Луганщине. Тем более, что в отличие от диссертации, это учебное пособие находится в свободном доступе в библиотеках.

Как и в случае с Луганским театром оперы и балета, мной написана альтернативная история развития музыкального искусства в Луганске в первой поло- вине ХХ века. Хочу обратить внимание на то, что тут сделан акцент на развитии музыкального искусства на профессиональном уровне. Что же касается развития художественной самодеятельности в этот период времени, то материалы по этому вопросу будут размещены позже на соответствующей интер- нет-страничке.



1893-1917 г.г.

Поскольку в газете «Екатеринославские губернские ведомости» за 1858 год вообще не освещалась театрально-музыкальная культурная жизнь, то можно сделать вывод о том, что в то время какого-либо значимого развития в этой сфере не происходило не только в Луганске (в то время селения – Луганский завод и Каменный Брод), но и в целом в губернии.
В 1869 году в Екатеринославе был открыт музыкальный магазин Нейман В., где производилась не только продажа музыкальных инструментов и нот, но и предоставлялись также следующие виды услуг: ремонт, настройка, прокат инструментов.

Начало развития музыкального искусства в Луганске, пожалуй, можно вести от 3 октября 1893 года, когда состоялось открытие театра купца Блинова на Базарной площади, где стали выступать гастролирующие в городе артисты и играть музыканты.
Осенью 1899 года на окраине Луганска была открыта – Народная аудитория с зимним театральным залом. Позже были открыты и два летних театра: Горно-коммерческого клуба и общества Взаимопомощи, которые находились на территории арендуемых ими парков.
По мере развития Луганска как уездного центра, тут открывались, в частности, гостиницы, а при них – рестораны. Для выступления в ресторанах при- глашались оркестры. Кроме того, в летний период оркестры играли и в двух городских парках (в то время – сады), находящихся в пользовании (аренде) у общества Взаимопомощи и Горно-коммерческого клуба (в период 1914-1916 г.г. этот парк находился в пользовании Профессионального клуба).
Концертные залы имелись и в двух луганских клубах: Горно-коммерческом (ул. Петербургская) и Профессиональном (ул. Успенская). В 1912 году для Горно-коммерческого клуба было построено большое здание с театральным залом на 800 мест на ул. Пушкинской (в 1920-х г.г. – Нардом).
Концерты как местных, так и приезжих музыкантов и артистов в Луганске устраивались регулярно.

По примеру других городов Российской империи, в Луганске был организован кружок любителей драматического искусства, музыки и пения, но какой-ли- бо информации о его деятельности пока не имеется. Этот кружок просуществовал до февральской революции, но из ряда публикаций в газете «Луганский листок» в 1916 году следует, что даже если он и проводил какую-то работу, то в последние годы она была только в сфере драматического искусства.
По состоянию на 1916 год реализацией каких-либо культурных замыслов ни Луганская городская дума, ни местная интеллигенция не занимались. Даль- ше вялых разговоров о необходимости организации в городе литературно-музыкального кружка́, дело так и не пошло. Созданное в 1916 году Луганское гимнастическое общество «Сокол», помимо организации спортивных состязаний, по мере своего развития, планировало также устройство музыкальных и танцевальных вечеров, но этим планам помешали бурные события в стране, начавшиеся в 1917 году, вследствие чего это общество прекратило сущест- вование.
И хоть в Луганске в последние годы существования царской власти фактически и не было учреждения или общества, целенаправленно занимавшегося развитием и популяризацией тут музыкального искусства, тем не менее, это особо не сказалось на концертно-гастрольной деятельности.
Большой популярностью пользовался в Луганске местный симфонический оркестр под управлением Кричевского Б.Н., концерты которого проходили ле- том в саду Профессионального клуба (сейчас – парк им. 1-го Мая).
В Луганске несколько раз выступала певица Эмская М.А, в частности, её концерт состоялся 10.06.1914. В этом концерте, который назывался «Вечер ли- рической цыганской песни», принимали участие также Рознатовский Д.И. (артист московской оперы), Рутенберг Г.З. (пианист), Богемский Д.А. (юморист).
25.09.1916 в Луганске прошёл концерт певицы Рудаковой Н.В. с участием Блюменталь-Тамарина В.А. (артист императорских театров), Бунчука Я. (вио- лончелист), Франта Смита (скрипач) и Маргулиса И. (пианист). В октябре 1916 года состоялось выступление оперного певца Алчевского И.А. 09.11.1916 выступала певица Плевицкая Н.В., в концерте принимали участие также пианист Рабинович М. и поэт Клюев Н.А.
В конце января – начале февраля 1917 года украинской театральной труппой при Луганском обществе трезвости был несколько раз поставлен музы- кальный спектакль «Вечорниці» Нищенского П.И.

В Луганске также устраивались и благотворительные концерты. Так, например, после начала первой мировой войны, в сентябре 1914 года, по всей ви- димости, состоялся концерт артиста Гуляева в пользу семей солдат, призванных на войну из запаса. Кроме того, чайной комиссией, созданной в Луган- ске, в осенне-зимний сезон устраивались чайные вечера, прибыль от которых шла на закупку папирос, махорки, подарков и прочего для солдат на фрон- те, раненых и пленных.
06.08.1916 состоялся благотворительный концерт в пользу общества взаимопомощи частному, служебному и профессиональному труду, а также семей приказчиков и мелких торговцев, призванных на войну из запаса. 18.12.1916 состоялся спектакль-концерт в пользу недавно образованного в городе по- жарного общества. 25.02.1917 состоялся спектакль в пользу приюта «Ясли» для детей-сирот луганских солдат, в котором был задействован струнный ор- кестр Карпачевского Я.З. 24.06.1917 прошёл концерт в пользу Союза родительских комитетов средне-учебных заведений Луганска. 27.07.1917 был орга- низован литературно-музыкальный вечер в пользу сионистской народной партии Ценрей-Цион. 19.08.1917 благотворительный вечер-концерт и карнавал провели союзы учителей и учащихся.

Созданное 15.04.1917 при паровозостроительном заводе Гартмана общество разумных развлечений, периодически устраивало литературно-музыкальные вечера. При обществе были организованы хор и духовой оркестр. ЛОРР прекратило существование, по всей видимости, осенью 1917 года.


1920-е г.г.

В январе 1920 года Луганск стал центром Донецкой губернии, и именно это обстоятельство способствовало тому, что в этом городе в большей степени, по сравнению с уездными центрами на Донбассе, получила развитие пролетарская культура.
Единого учреждения, занимавшегося в Луганске развитием музыкального искусства и гастролями музыкантов, сначала не было. В 1920 году развитием и популяризацией различных видов искусства на профессиональном уровне, в том числе и музыкального, занимались губернские отделы политического просвещения (губполитпросвет/губполитотдел) и народного образования (губнаробраз). В губнаробразе был создан подотдел искусств, где имелись музы- кальная и вокальная секции.
При губполитпросвете был организован хор, а при губнаробразе – симфонический оркестр под управлением Валкина. В середине июня при губнаробразе был образован ещё также и хор. Выступления певцов часто проходили в объединённом хоре губполитпросвета и губнаробраза.
В августе 1920 года хор губполитпросвета был объединён с хором губнаробраза, и работа по развитию музыкального искусства в была сконцентрирована в губнаробразе.

Весной 1920 года при профсоюзах Луганска были созданы культурно-просветительные комиссии, которыми были организованы, в частности, духовые ор- кестры, принимавшие участие в различных концертах, устраиваемых этими комиссиями. С конца ноября 1920 года началось преобразование этих комис- сий в культотделы.

31 мая и 27 июня 1920 года в Луганске состоялись симфонические концерты профессора Харьковской музыкальной академии (консерватории) Шпильма- на. Какое учреждение организовало эти два концерта, информации нет.
18.09.1920 в Луганске по призыву партии был устроен женский субботник по шитью белья для детских домов. Вечером того же дня для женщин, при- нявших участие в субботнике, был дан бесплатный концерт силами местных работников искусств.
Всего в 1920 году, согласно информации, приведённой в учебном пособии «Музыкальная культура Луганщины», в Луганске состоялось порядка 20-ти концертов.

Перенос центра Донецкой губернии из Луганска в Бахмут (Артёмовск) в конце 1920 года, а также начавшийся голод, негативно отразились на развитии музыкального искусства в Луганске – профессиональные музыкальные коллективы в городе прекратили своё существование из-за недостатка финансиро- вания. В городе остались только духовые оркестры, организованные профсоюзами. Такие оркестры существовали при рабочих клубах.
Ситуация постепенно стала меняться только с 1923 года, когда Луганск стал центром образованного Луганского округа. В октябре 1923 года в городе бы- ла вновь открыта музыкальная профшкола, где в 1925 году из учащихся и преподавателей был создан симфонический оркестр.
В конце октября 1927 года при луганском Доме просвещения предполагалось создать музыкальное общество, но поскольку о его работе каких-либо пуб- ликаций в прессе не было, то можно сделать вывод о том, что это общество так и не было создано.
С целью популяризации музыкальных произведений среди рабочих, лекторское бюро окружного совета профсоюзов осенью 1928 года начало проведе- ние вечеров прослушивания музыки.

В середине 1920-х г.г. единой организации, занимавшейся гастролями в Луганске различных театральных трупп, музыкальных и прочих коллективов, а также артистов различных жанров не было. Луганчане знакомились с музыкальным и театральным искусством на профессиональном уровне благодаря в основном профсоюзам, которые организовывали в городе гастроли различных артистов и музыкантов. Так, например, выступления в Луганске и рудниках Луганского округа первого Московского передвижного коллектива живой газеты «Синяя блуза» в течение июня 1925 года, организовал культотдел Луган- ского окрпрофбюро.
В условиях НЭПа администрация клубов и городских парков (в то время – сады), где имелись соответствующие площадки для выступления, сама вы- бирала, кого приглашать к себе на гастроли. Это привело к тому, что в Луганске стало выступать много артистов-халтурщиков. Качество их выступления, в большинстве случаев, вызывало недовольство публики. Это было связано с тем, что тот или иной профсоюз, в ведении которого находился рабочий клуб или парк, далеко не всегда мог позволить себе в финансовом плане пригласить на гастроли высокопрофессиональных артистов или музыкантов. Это было обусловлено невысокой ценой билетов, чтобы рабочие могли позволить себе посещать концерты и представления, небольшой вместимостью клубов и отсутствием достаточных средств у профсоюзов для постоянного покрытия дефицита от приглашения дорогостоящих высокопрофессиональных коллек- тивов. Поэтому приходилось зачастую приглашать на гастроли в Луганск недорогих, а значит, не всегда достаточно квалифицированных артистов.
В 1926 году к организации гастролей в городе подключился Луганский окрполитпросвет. В помощь профсоюзам он организовал выступление в Луганске ряда высокопрофессиональных коллективов. Кроме того, летом 1926 года окрполитпросвет создал в Луганске украинскую капеллу им. Ивана Франка. Но так как единой организации, контролирующей в Луганске гастрольную деятельность, создано не было, то такая работа окрполитпросвета по борьбе с хал- турой на сцене, в целом особых результатов не принесла. Такая ситуация стала постепенно меняться в лучшую сторону в конце 1920-х г.г.

В ноябре 1926 года в Луганск с концертами приезжала украинская капелла кобзарей, в июне 1927 года – Кубанский мужской вокальный квартет хоровой музыки, в июле – Ленинградский театр чтеца.
В декабре 1927 года был дан симфонический концерт силами луганских музыкантов и оркестром Московского оперного театра, который находился в Лу- ганске на гастролях.
Во второй половине 1920-х г.г. в Луганске состоялись концерты певиц: Щербаковой Е.Б. (октябрь 1927 года), Коретти Арле-Тиц (январь 1928 года), Дуль- кевич Н.В. (апрель 1928 года), а также музыкантов: скрипача Кричевского Д.О., пианиста Фролова В.М. (апрель 1928 года), скрипача Полякина М.Б. (ап- рель 1929 года).
В октябре 1930 года в городе выступал еврейский вокально-художественный квартет Гезкульта и артист разговорного жанра Галин, в ноябре того же года – этнографический ансамбль «Красный восток».


Управление зрелищными предприятиями

По состоянию на начало 1925 года парк им. 1-го Мая находился в упадке, так как средств на его содержание у Луганского горсовета не было. Чтобы как-то поправить ситуацию и привлечь в парк больше луганчан в летний период времени, горсовет перевёл в парк кинотеатр «Красный маяк» (бывший «Эрмитаж»), для которого была оборудована площадка под открытым небом, также был открыт летний театр и эстрадная площадка. Кроме того, в парке стал выступать симфонический оркестр музпрофшколы под управлением Могилевича Р.В. Его первый показательный концерт состоялся 29.05.1925.
Однако средств на содержание парка, находившегося на самоокупаемости, всё равно не хватало. Летом 1926 года горсоветом велись безрезультатные переговоры о передаче парка в аренду на 10 лет райкому союза рабочих-металлистов.
В апреле 1927 года парк им. 1-го Мая был сдан в аренду луганской партшколе. Это поспособствовало тому, что в течение 1927 года парк становится од- ним из основных центров культурной жизни города. Администрация парка занимается организацией мероприятий развлекательного характера, концертов, как симфонического оркестра под управлением Могилевича, организованного из учащихся Киевского музыкального техникума, которых пригласили вы- ступать в парке на весь летний сезон, так и других артистов. По воскресеньям в парке стали устраиваться детские утренники. Был сооружён навес от дождя над площадкой для просмотра кинокартин (кинофильмы в парке демонстрировались на двух площадках), а также построено новое большое зда- ние театра-цирка (открыто 25.10.1927), в котором в декабре 1927 года прошёл турнир по французской борьбе. Кроме того, в парк на лето было перенесено казино.
На фоне успешной работы парка, как коммерческого предприятия (вход в парк был платным), в начале апреля 1928 года партшколу от его управлением отстранили, но это решение вскоре удалось отменить. По всей видимости, попытка отстранения партшколы от управления парком подтолкнула её руко- водство к тому, что парк им. 1-го Мая совместно с театром-цирком и кинотеатром «Свет и Знание» (бывший «Палас») 07.05.1928 был выделен в само- стоятельную хозяйственную единицу – Управление зрелищными предприятиями (УЗП) при партшколе.
Вместо арестованного Могилевича, управлять симфоническим оркестром в парке в 1928 году, был ненадолго приглашён дирижёр Вагнер. После первого концерта, посвящённого Чайковскому, репертуар оркестра подвергся критике.
После прекращения уголовного дела в отношении Могилевича, он снова возглавил руководство оркестром в парке им. 1-го Мая в июне 1928 года. Ор- кестром была продолжена практика цикловых концертов.
В 1928 году в парке были открыты: тир, библиотека, столовая-буфет и, вероятно, лодочная пристань. Кроме того, администрация парка для развлечения посетителей устраивала различные вечера, представления и шоу, большими и яркими афишами зазывая на них публику. Вместе с тем, именно за низких уровень таких развлекательных представлений и выступлений приглашённых артистов различных жанров, которые не оправдывали ожидания публики, в основном и критиковалась администрация парка. Следует также отметить, что сборы от тех или иных представлений и концертов администрацией парка передавались в фонды различных кампаний, которые в то время проводились в Луганске.
В октябре 1928 года кинотеатр «Свет и Знание» перешёл в ведение ВУФКУ, и в структуре УЗП остались театр-цирк, парк им. 1-го Мая и здание городского театра (бывший Нардом).
В декабре 1928 года УЗП было выведено из структуры партшколы и стало – Луганским окружным управлением зрелищных предприятий (ЛОУЗП).
Весной 1929 года парк был частично перепланирован и переоборудован. Были сооружены: курзал-ресторан, кинотеатр, мюзик-холл (эстрада), светящий- ся фонтан, лаун-теннисная площадка, кегельбан, поставлены столы для настольного тенниса (в то время – пинг-понг) и оборудованы спортплощадки.
УЗП имело в своём распоряжении: симфонический оркестр под управлением Ройзентура И.М., духовой оркестр, секстет под управлением Кушлина М.А., хоровую капеллу, а также, вероятно, три драматических театральных труппы (одна – русская, две – украинские). Как и в прошлые годы, УЗП занималось организацией представлений, шоу и гастрольных концертов согласно планам художественно-массовой работы.
В октябре 1929 года при УЗП был создан художественно-политический совет (вместо существовавшего в Луганске художественного рабочего совета).
В 1930 году симфонический оркестр для игры в парке 1-го Мая не приглашался, был только – духовой.
В связи с упразднением округов в ходе административно-территориальной реформы в стране, УЗП было ликвидировано 13.09.1930, в числе других ок- ружных учреждений и организаций, в связи с чем, руководство театрально-художественной работой перешло к Луганскому горполитпросвету.


1930-е г.г.

Согласно постановлению о ликвидации в стране округов, Луганск в числе ряда других городов Украины, в 1930 году был выделен в отдельную админи- стративно-хозяйственную единицу – Луганский городской совет, подчинённую непосредственно ВУЦИК, а с 1932 года – Донецкому облисполкому. В состав Луганского горсовета были включены сельсоветы следующих упразднённых районов: Каменнобродского, Новосветловского, Успенского, а также Родаковский сельсовет из Славяносербского района. Таким образом, Луганск фактически стал районным центром, хотя официально Луганского района образовано не было. В таком статусе Луганск пребывал до 1938 года, пока не стал областным центром.
Понижение статуса Луганска, конечно же, не могло не отразиться на темпах его развития. Город, безусловно, развивался. Тут были построены: один из лучших в стране кинотеатров «Октябрь», новый большой стадион, Дом общественных организаций, пущен трамвай, открыты ТЮЗ, оперный театр, парк от- дыха им. Горького и др. Но, тем не менее, из-за небольшого статуса города, Луганскому горсовету выделялось недостаточно средств, прежде всего, для строительной отрасли. Город хронически испытывал кризис с наличием свободных помещений. Строительство, как отрасль, значительно отставало от тем- пов культурного развития в Луганске, что особенно явно стало заметно, когда город стал областным центром. Для драмтеатра, филармонии, музея изобра- зительных искусств – не нашлось отдельных зданий.

Административно-территориальная реформа совпала с реорганизацией театрально-гастрольной деятельности. В Украине были созданы театральные тре- сты. Донбасс обслуживал Донецкий театральный трест (театральный трест Донбасса). Организация треста длилась несколько месяцев и завершилась в конце сентября 1930 года (трест просуществовал до 1935 года).
Концертами музыкантов в Луганске занималось отделение Донбасского краевого филиала украинской филармонии «Укрфил», которое разместилось в Доме труда по адресу: г. Луганск, ул. Карла Маркса, 34.
Летом 1931 года в парке им. 1-го Мая играл молдавский симфонический оркестр под управлением Штильмана. В 1932 году – симфонический и духовой оркестры. В том же году при Луганском горпрофсовете была организована хоровая капелла.
После образования Донецкой области (02.07.1932) была создана Донецкая государственная филармония, которая организовывала различные концерты, в том числе и в Луганске.

К лету 1935 года администрация парка им. 1-го Мая уже не в состоянии была организовать разнообразную развлекательную программу для посетителей, а устраивала представления одних и тех же акробатов и сатириков, выдавая их за разных артистов. Чтобы хоть как-то разнообразить развлекательную программу в парке, 31 августа, в конце летнего сезона был организован карнавал-маскарад (с симфоническим и духовыми оркестрами, танцами и фейер- верком), не проводившийся тут со времён НЭПа, что в целом было положительно воспринято публикой.

С осени 1935 года и до лета 1938 года функции филармонии в Луганске выполнял ДК им. Ленина, администрация которого занималась организацией вы- ступлений артистов различного жанра, в том числе и артистов филармонии, которые приезжали в Луганск на гастроли. В частности, в Луганск приезжал Леонид Утёсов со своим театрализованным джазом, пять концертов которого прошли в ДК им. Ленина 3-7 марта 1936 года.

Популяризацией музыкального искусства в Луганске отчасти занималось также и Управление городскими зрелищными предприятиями, воссозданное в 1936 году, организуя в летний период симфонические и эстрадно-филармонические концерты в парках: им. 1-го Мая, им. Горького, им. Ленина (бывший Ботанический сад).

В Луганске было создано несколько салонных оркестров. Такие оркестры играли в ресторанах и в фойе кинотеатров. В прессе упоминаются, в частности, оркестры под руководством Зарвовского Н. и Эпштейна Я.А.



филармония

После образования Луганской области (03.06.1938), в самом конце июня 1938 года была создана областная филармония. Её Устав был утверждён предсе- дателем комитета по делам искусств при Совнаркоме УССР 2 июля 1938 года. Филармония начала свою работу с организации двух концертов скрипача Михаила Гольдштейна, состоявшихся 23 и 24 июля.
Первым директором филармонии стал Слащёв Д.И., занимавший до этого должность директора луганского парка отдыха им. Горького; первым художе- ственным руководителем филармонии был Ковальский А.Ф. (1938-1939 г.г.), работавший до этого дирижёром в Луганском театре оперы и балета.
Для обслуживания районов Луганской области, филармонией были созданы концертные бригады. По состоянию на август 1938 года их было – 10.
В сентябре филармония дала несколько концертов на призывных пунктах Луганска.
В течение лета Луганская областная филармония располагалась в помещении театра оперы и балета, находившегося в то время на гастролях, потом – в помещении цирка на территории парка им. 1-го Мая, где 5 сентября был открыт мюзик-холл. Потом филармония продолжила свою работу в ДК им. Лени- на, где 18 октября состоялось открытие зимнего сезона. С конца ноября 1938 года администрация филармонии стала располагаться в клубе им. Пархо- менко.
Кроме организации гастрольных концертов, которые проходили в ДК им. Ленина, в ноябре 1938 года филармония создала несколько бригад для обслужи- вания октябрьских торжеств в рабочих и сельских клубах; в декабре – провела декаду советской музыки; в феврале 1939 года, в рамках шевченковских концертов, познакомила жителей Луганской области с музыкальными произведениями, написанными на тексты украинского поэта Шевченко Т.Г.; в апреле 1939 года совместно с артистами Луганского театра оперы и балета организовала симфонический концерт, посвящённый 100-летию со дня рождения Му- соргского М.П., а также создала 5 концертных бригад артистов для обслуживания первомайских вечеров в Луганске, Краснодоне и Алчевске; в апреле- мае 1939 года провела фестиваль музыки в колхозах Луганской области.
В тёплый период времени выступления артистов и музыкантов в Луганске, гастроли которых были организованы филармонией, проходили как в здании театра оперы и балета, где филармония расположилась с августа 1939 года, так и в парке им. 1-го Мая.
В течение лета 1939 года при филармонии была создана хоровая капелла под руководством Гавриленко П.А. Для работы капеллы выделили помещение в бывшем клубе старых большевиков.
Как и годом ранее, в сентябре было организовано ряд концертов на призывных пунктах Луганска, а в начале ноября – к годовщине Октябрьской револю- ции. В ноябре-декабре 1939 года филармония организовала проведение декады советской музыки, в феврале – провела концерты, посвящённые годов- щине Красной армии, в январе-апреле 1940 года – приняла участие в концертах, посвящённых 100-летию со дня рождения Чайковского П.И.
Для выступлений в луганских парках и сельских клубах областная филармония создала концертную бригаду из приглашённых на летний период артистов и музыкантов, кроме того, концерты в парках устраивались и артистами луганской филармонии.
По состоянию на сентябрь 1940 года администрация филармонии располагалась по адресу: ул. Ленина, 23.
Подвергшееся критике открытие концертного сезона 1940-1941 г.г. в филармонии привело к тому, что её художественный руководитель Ройзентур Исай Миронович (1939-1940 г.г.) и директор в ноябре 1940 года были сняты с занимаемых должностей, так как их работа не отвечала стоявшим перед филар- монией задачам по культурному обслуживанию трудящихся. Это касалось как организации гастрольных концертов, так и отсутствия должной работы по привлечению высококвалифицированных исполнителей в штат филармонии.
Новое руководство (художественный руководитель Трофименко П. и директор Луньков Д.) наметили пути повышения художественного уровня деятель- ности филармонии. В декабре 1940 года Всесоюзное концертное объединение и Луганская областная филармония организовали проведение очередной декады советской музыки, в которой кроме профессиональных артистов и музыкантов приняли участие также и коллективы художественной самодеятель- ности города Луганска: Дома народного творчества, педагогического института, клуба им. Сталина, Дворца культуры им. Ленина и промкооперации.

В начале декабря 1940 года Совнарком Украины принял постановление, согласно которому областные филармонии становились единственными организа- циями, на которые возлагалось устройство концертов в области (кроме бесплатных концертов самодеятельных коллективов). В масштабах республики для этой цели было создано концертно-гастрольное бюро при Управлении по делам искусств Совнаркома УССР.

В 1941 году (до начала Великой Отечественной войны) основная работа луганской филармонии проходила в сфере организации гастрольных концертов, в том числе и столичных артистов, в паузах между выступлениями которых, силами артистов филармонии организовывались концертные вечера. С от- крытием в мае месяце парка им. 1-го Мая, тут устраивались, в том числе и выступления артистов облфилармонии различных жанров.

После начала Великой Отечественной войны, в Луганске было создано несколько концертных бригад, которые выступали по районам области. Такая бри- гада (возможно, несколько бригад) была создана и в областной филармонии. Позже, когда фронт приблизился к Луганску, такие бригады выступали и пе- ред красноармейцами.
Эвакуация работников филармонии, судя по всему, не осуществлялась, а её работа была прекращена в июле 1942 года в связи с оккупацией Луганска немецко-итальянскими войсками (конкретной информации о работе филармонии за период 1941-1942 г.г. не имеется).
В августе 1942 года руководитель хоровой капеллы филармонии Джурджий В.Е. (1941-1942 г.г.), который при эвакуации попал в окружение и вернулся в оккупированный Луганск, возродил капеллу в составе 10-ти бандуристов. Эта капелла просуществовала, по всей видимости, до февраля 1943 года, и её работа была прекращена в связи с отступлением немецкой армии (Луганск был освобождён 14.02.1943). Сам Джурджий В.Е. в 1943 году перебрался в Харьков, где был принят в украинский народный хор под руководством Верёвки Г.Г. в качестве бандуриста.

Ворошиловград филармония

23 февраля 1943 года состоялось первое выступление образованного в Луганске комсомольско-молодёжного ансамбля, который с конца апреля стал называться – комсомольско-молодёжным ансамблем песни и пляски (танцев). Кроме этого коллектива в Луганске, возобновил свои выступления и женский хор украинской народной песни под руководством Новохатской М.В. (Новохацкой) из села Великоцк Меловского района Луганской области, образованный в 1935 году.
В начале 1944 года в Луганске открылась филармония, работа которой была прервана оккупацией города немецкими и итальянскими частями. Художественным руководителем филармонии стал Ратнер Самуил Вульфович (занимал эту должность до 1946 года), а ди- ректором Муратов С.П.

Луганск филармония

В конце марта 1944 года Луганский областной Дом народного творчества и областная филармония объявили про- слушивание и запись во вновь организованный общегородской хор украинской песни. Также весной того же года при филармонии, из участников художественной самодеятельности, была создана областная хоровая капелла, первое выступление которой состоялось 1 мая.
Отвечая на призыв совещания интеллигенции (лето 1944 года), филармония обязалась обслуживать не менее двух раз в неделю концертами госпитали и воинские части, улучшить культобслуживание угольных и сельскохозяйственных районов области.
В июле 1945 года начался набор в ансамбль песни и пляски (танца), который стал создаваться вместо прекратившего своё существо- вание комсомольско-молодёжного ансамбля. Первое выступление вновь созданного коллектива состоялось 30 апреля 1946 года.
Летом 1945 года был организован симфонический оркестр и 15 октября 1945 года состоялось открытие первого симфонического сезона в областной фи- лармонии. С ноября 1945 года в филармонии стал выступать хор под руководством Новохатской М.В. В конце того же месяца начался прием в театр-сту- дию юного зрителя при филармонии, в декабре был открыт театр миниатюр.
В начале марта 1948 года ансамбль песни и пляски (танца) областной филармонии, после долгого перерыва, подготовил новую программу.
В 1948-1949 г.г. проводились декады классической и советской музыки.
В сентябре 1958 года в Луганске была создана новая хоровая капелла и 18.12.1958 в зале областной филармонии состоялся её первый концерт.

С начала возобновления работы филармонии – закладываются основные традиции музыкального просветительства: проводятся музыкальные лектории, концерты-беседы и лекции-концерты, а также тематические концерты для детей. В 1950-х г.г. в филармонии создаются музыкально-литературные бригады для выступлений в школах области, а на предприятиях города Луганска проводятся "музыкальные часы".

Луганск филармония

Здание филармонии (ул. Ленина, 23) было мергельным, дореволюционной постройки, и к началу 1960-х г.г. оно остро нуждалось в капитальном ремонте, который был начат в начале 1963 года. В это время в здании находились ещё две организации – областной кукольный театр и кинотеатр «Хроника».
С осени 1963 года выступления симфонического оркестра областной филармонии стали транслироваться по телевидению. В 1972 го- ду в филармонии был создан эстрадный ансамбль народных инструментов. В 1976 году коллектив филармонии занял второе место во всесоюзном социалистическом соревновании.
В концертном сезоне 1978-1979 г.г. состоялись авторские концерты Андрея Эшпая, Якова Солодухи, Николая Будашкина, Михаила Жербина, Жанны Колодуб, Леси Дичко, а также других артистов, музыкантов и эстрадных коллективов. В средних школах, учили- щах профтехобразования, техникумах, рабочих общежитиях было проведено около ста лекций-концертов на темы: творчество великих композиторов, 60-летие Ленинского комсомола, 150-летие со дня рождения Льва Толстого. Состав камерных исполнителей филармонии пополнился молодыми выпуск- никами: Ларисой Гаркуша (артистка разговорного жанра – выпускница Харьковского института искусств), Натальей Матвеюк (лектор-музыковед – выпуск- ница Харьковского института искусств), Михаилом Добиным (пианист – выпускник Киевской консерватории).
2 марта 1985 года состоялось открытие органного зала Луганской филармонии. Орган, установленный в филармонии, был сконструирован в Германии зна- менитой на весь мир фирмой «Александр Шуке», и был единственным органом этой фирмы в Украине. Открытию органного зала филармонии был посвя- щён первый концерт органной музыки.
В январе 1986 года артисты и музыканты филармонии принимали участие в музыкальном фестивале, посвящённом XXVII съезду КПСС.

До 2015 года свою официальную историю Луганская областная филармония вела не от 1938 года, когда она была образована, а от 1943 года, когда после освобождения Луганска от немецких захватчиков, на Луганщине начались выступления двух коллективов: комсомольско-молодёжного ансамбля песни и пляски под руководством Коваленко и женского хора украинской народной песни под руководством Новохатской. Поэтому 50-летие филармонии отмеча- лось в 1993 году.

Солистами областной филармонии являлись такие известные певцы как: Юрий Богатиков (1963-1974 г.г.), Джульетта Якубович (1963-1992 г.г.), Галина Мур- зай (1968-2001 г.г.), Валерий Леонтьев (1982-1994 г.г.).

В 2001 году здание Луганской областной филармонии было признано аварийным объектом, непригодным для проведения в нём массовых мероприятий. После реконструкции, завершенной в 2008 году, областная филармония имеет два концертных зала: основной большой концертный зал (503 места) и малый зал (70 мест) для проведения творческих встреч с мастерами искусств. С декабря 2008 года возобновились концерты органной музыки.
После укомплектации кадров, проведённой директором Геций В.В., коллектив областной филармонии по состоянию на 2012 год насчитывал 225 сотруд- ников, творческий состав которого включал 185 артистов (солисты и коллективы: симфонический оркестр, камерно-инструментальный ансамбль «Киевская Русь», ансамбль песни и танца «Легенда»).

Приказом Министерства культуры Луганской Народной Республики от 17 декабря 2015 года Луганской филармонии был присвоен статус "академиче- ская".

По состоянию на 2018 год в филармонии работали следующие коллективы: академический симфонический оркестр, камерно-инструментальный ансамбль «Киевская Русь», ансамбль танца «Рондо», ансамбль эстрадной и джазовой музыки «Combo», ансамбль песни и танца «Раздолье», вокально-эстрадный квартет «Sforzando», вокальная группа «Art music», а также и солисты.

Луганская академическая филармония находится по адресу: г. Луганск, ул. Ленина, 23 (сайт).


симфонический оркестр филармонии

Луганск сифмонический оркестр филармонии
Луганск сифмонический оркестр филармонии

Значки и медаль посвящены юбилеям симфонического оркестра Луганской областной филармонии, которые от- мечались в 1970 и 1990 г.г. соответственно (кроме анодирования, значки ещё отличаются между собой оттенком раскраски на лицевой стороне).

В июне 1944 года при областной филармонии был образован симфонический ансамбль, состоящий из оркестран- тов филармонии, театра музыкальной комедии и русского драматического театра. Этот коллектив просуществовал до октября месяца – один летний концертный сезон.

В мае 1945 года было принято решение создавать при филармонии уже не сводный, а постоянный симфониче- ский оркестр. Сразу стал формироваться коллектив, начались репетиции, и 15 октября 1945 года был дан первый концерт.
У истоков коллектива стояли высокопрофессиональные музыканты: первый концертмейстер И.Моисеев, скрипачи С.Егин, М.Ткаченко, альтисты И.Шмуль- ко, флейтист В.Бакланов, гобоист И.Колесниченко, кларнетист И.Глузман, фаготист И.Голосной, валторнист В.Антушевский, трубач А.Кривосенко, тромбо- нист М.Мищенко.
Концертными программами дирижировали такие знаменитые мастера, как К.Элиазберг, К.Симеонов, К.Кондрашин, Н.Рахлин, А.Стасевич, С.Турчак, В.Ко- жухарь, К.Этти (Австрия), В.Ленардс (Бельгия), Ф.Моргенштерн (Германия), О.Трглик (Словакия), Д.Клайн (США) и другие.

11 декабря 1960 года в ДК им. Ленина состоялся вечер, на котором отмечалась 15-летие симфонического оркестра.

В 1966 году симфонический оркестр принимал участие во всесоюзном конкурсе художественных коллективов, посвящённом 50-летию Советской власти. Им был подготовлен цикл концертов на тему «Музыка и революция». В день юбилея выдающегося советского композитора Шостаковича Д.Д. (25 сентя- бря) была исполнена его 6-я симфония. Также в концертном сезоне 1966-1967 г.г. оркестром были впервые исполнены: 6-я симфония латышского компози- тора Иванова Я.О., 2-я симфония харьковского автора Губаренко В.С. и «Дагестанская сюита» Агабабова С.А.

В течение второй половины 1960-х г.г. – начала 1970-х г.г. оркестром были исполнены все симфонии Бетховена, Брамса, ряд симфонических произведений Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Глазунова, Рахманинова, Стравинского, а из советской музыки – симфонии Шостаковича, Мясков- ского, Прокофьева, Кабалевского, Хатаруняна и других композиторов. Оркестр по праву завоевал славу и активного пропагандиста творчества украинских композиторов. Наряду с произведениями корифеев украинской музыки Косенко, Ревуцкого, Лятошинского, оркестр стал первым исполнителем симфони- ческих произведений Штогаренко, Гомоляки, Дремлюги, Колодуба, Алексеенко. Состоялись также авторские концерты видных украинских композиторов Зноско-Боровского, Шамо, Жербина.
В Луганске состоялись совместные выступления оркестра с лучшими хоровыми коллективами страны: государственным академическим русским хором СССР («Реквием» Моцарта), государственной академической русской хоровой капеллой («Патетическая оратория» Свиридова), государственной заслу- женной академической хоровой капеллой УССР «Думка» (кантата «Украина моя» Штогаренко, «Реквием» Верди, 9-я симфония Бетховена), государствен- ной академической хоровой капеллой БССР («Реквием» Моцарта, «Поэма памяти С.Есенина» Свиридова, поэма «Казнь Степана Разина» Шостаковича), а также с лучшими самодеятельными коллективами нашей области: Лисичанской и Краснолучской народными хоровыми капеллами, хором факультета музыки и пения Луганского пединститута имени Т.Г.Шевченко.
Оркестр выступал с гастролями в Волгоградской, Запорожской, Полтавской, Черкасской, Полтавской, Сумской, Черниговской, Винницкой, Житомирской, Хмельницкой областей и Киеве.
В октябре 1972 года оркестр приняли участие в творческом отчёте лучших профессиональных и самодеятельных коллективов Луганской области в Киеве, посвящённом 50-летию образования СССР, в декабре выезжал с концертами в Воронеж, в феврале 1973 года – в Московскую область, летом – в Ни- колаевскую и Херсонскую области, а также в Новопсковский, Лутугинский и Старобельский районы Луганской области.
В концертном сезоне 1973-1974 г.г. был проведён цикл концертов, посвящённых музыке XX века, в котором исполнены, в частности: 3-я симфония («Киев- ская») Штогаренко, 3-я симфония Клебанова, симфония для струнного оркестра с литаврами Мирзояна, 27-я симфония Мясковского, симфония «Ман- фред» Чайковского, 7-я симфония Бетховена, симфония «Антар» Римского-Корсакова, 5-я симфония Глазунова, 1-я симфония Рахманинова.
Если ранее выступления солистов филармонии с оркестром носили эпизодический характер, то в этом сезоне в цикле «Молодёжные симфонические пят- ницы» они принимали участие в каждом концерте: Д.Якубович, В.Шаповалов, В.Ткаченко, М.Гуринович (вокалисты), Г.Егин (скрипач), Е.Корецкий (флей- тист), В.Михалёв (гобоист), Н.Дячук-Ставицкая (арфистка), М.Голик, Л.Ставицкий (пианисты). С оркестром выступали также и видные советские пианисты: С.Нейгауз, Д.Паперно, С.Алумян. Кроме того, состоялись концерты югославского дирижёра Б.Бабича и дирижёра из Румынии Ж.Бабеску, а также кон- церты из произведений ведущего туркменского композитора народного артиста СССР В.Мухатова и из произведений композиторов Закавказья с уча- стием самих авторов.

За большую работу по пропаганде лучших образцов советского музыкального искусства симфонический оркестр Луганской областной филармонии в 1976 году стал лауреатом премии Луганского обкома комсомола имени «Молодой гвардии», в 1977 году – завоевал диплом на всесоюзном смотре творческих коллективов, посвящённом 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции.
В 1978 году в оркестр влилось 18 молодых специалистов – выпускников Астраханской и Львовской консерваторий, Харьковского института искусств, Лу- ганского и Северодонецкого музыкальных училищ. Это позволило пополнить как струнную, так и духовую группы.
В 1980 году, когда отмечалось 35-летие оркестра, он также пополнился молодыми музыкантами. В том же году была составлена концертная программа, из новых произведений украинских композиторов, которая была приурочена к XXVI съезду КПСС.

1990 Луганск оркестр филармония

Первое зарубежное выступление оркестра состоялось в апреле 1998 го- да во Франции и Германии, куда оркестр был приглашён по инициативе международного культурно-научного фонда им. Н.Лысенко. Этот же фонд взял на себя командировочные расходы, связанные с этим выступлени- ем оркестра в Европе, а деньги на проезд выделила Луганская облгосад- министрация. В 2000 году оркестр пригласили выступать в канун Нового года в Италию. В дальнейшем, предложения оркестру выступить в Евро- пе не прекращали поступать: он регулярно гастролировал в Италии, Ис- пании, Австрии и других странах.
В 2006 году за выдающиеся заслуги в музыкальном искусстве симфони- ческому оркестру было присвоено звание "академический". Директором оркестра более сорока лет являлась Корецкая Т.В.
По состоянию на 2013 год оркестром дирижировал Сергей Черняк, почёт- ным приглашенным дирижером являлся австрийский композитор и дири- жёр Курт Шмидт, который с 2002 года был художественным руководителем и главным дирижёром оркестра.
Вершиной совместной работы оркестра с К.Шмидтом стало выступление в ноябре 2005 года в престижнейшем зале Европы – венском Музикферайне, где оркестр совместно с хором Луганского национального университета им. Т.Г.Шевченко исполнил 9-ю симфонию Бетховена.
На начало 2014 года Луганский симфонический оркестр являлся одним из ведущих коллективов Луганской областной филармонии и одним из лучших среди девяти симфонических оркестров Украины.

В 2015 году симфонический оркестр принял участие в акции «Книга памяти», посвящённой Великой Победе, выступив с концертами в городах и районах ЛНР, в сентябре – участвовал в Крымском музыкальном фестивале в Севастополе, в октябре – в рамках федеральной программы «Большие гастроли» прошли концерты в Воронеже, Рязани, Москве, Липецке.
В марте 2017 года состоялся гастрольный тур оркестра в Астрахани и Волгограде с программой «По страницам опер, оперетт и балетной музыки».

Последнее обновление страницы – 02.01.2019

Варианты
Навигация
Яндекс.Метрика