луганский театр оперы и балета

«Поднятая целина»

Премьера Ворошиловградского театра оперы и балета

Наиболее ярким произведением, в котором отражены организация колхозов и разгоревшаяся вокруг неё классовая борьба, является роман «Поднятая целина» М.Шолохова. Композитор И.Дзержинский, использовав сюжет «Подня- той целины», написал одноимённую оперу о жизни советской деревни в период коллективизации. Насколько уда- лась композитору эта опера, свидетельствует отзыв самого писателя Шолохова. Он говорил, что музыка «Поднятой целины» красочна, проста и убедительна.
В музыкально-драматическом отношении это подлинно народная опера, в которой много мелодики, песенности и искренности. Слушатель легко воспринимает музыку Дзержинского, ибо она освобождена от надуманности и тех сложных звучаний, которые иногда делают музыкальное произведение сплошной какофонией.
Несмотря на то, что в оперу введены лишь основные персонажи романа, целостность и сюжетная законченность оперы не нарушены. В опере много песен и народных мотивов. Наряду с этим, следует отметить, что симфоническое развитие оперы композитору менее удалось.

Постановка оперы в Ворошиловградском театре (режиссёр В.Г.Долев) в целом удачна. Образы проработаны, дейст- вие спектакля разворачивается целостно.
Недостаточно ещё освоены коллективом массовые сцены. Несколько неудачна также трактовка Нагульнова (артист А.И.Пишулин). По замыслу и романа, и оперы, Нагульнов – горячий, неуравновешенный и неспокойный человек, а на сцене он – угрюм, подавлен и углублён в свои "неурядицы" с Лушей.
Несколько слов о Луше (артистка Т.Д.Собецкая). Она в постановке нашего театра излишне опоэтизирована в её взаимоотношениях с Давыдовым. Вместе с тем, для Луши, как говорит Шолохов, мир всегда был светел и прост... ни единой морщинки озабоченности или тревоги не было на бездумном лушкином лице. Луша должна быть живой, непосредственной, но некокетливой.
Артист С.А.Носов (Давыдов), к сожалению, исполняет ариозо во второй картине и песню бодрого, маршевого ха- рактера однообразно. Много мешает артисту неуверенность, проявляющаяся в излишне напряжённом взгляде на ди- рижёрскую палочку.
Неплохо очерчен образ двурушника Островкова артистом Б.А.Альпером. Артисту следовало бы подчеркнуть, что и без Половцева он, Островков, делал бы своё подлое дело. У Альпера Островков излишне труслив. С вокальной же стороной партии артист справился.
Половцев вполне удался артисту Ю.Д.Сабинину, его голос звучит хорошо. Артист П.М.Воронко в роли комического персонажа оперы деда Щукаря, вносит много оживления. Артисты Р.С.Вольский (Тимофей), В.К.Суров (Любиш- кин), В.П.Бессарабенко (Фрол), Е.Н.Лозицкая (Ульяна), Я.И.Пиотрович (мать), имея ещё ряд недостатков, в целом справились со своими ролями.

Хороши декорации художника Е.М.Шуйского. Мастерски сделана картина поднятой целины в четвёртом акте.
Хоры ещё не окрепли и иногда расходятся с оркестром. Финальный номер хора, оркестра и отдельных певцов ис- полнен с под'ёмом, но ещё недостаточно слаженно. Молодой дирижёр И.И.Бушуев умело провёл музыкальный ан- самбль.

Профессор  В. Скороход

газета «Ворошиловградская правда» за 15 декабря 1938 года




Поднятая целина


Поднятая целина