Известно, что долгое время у руководства Донецким оперным театром стоял враг народа Кудрин. Пользуясь притуплением бдительности партийной организации театра, отсутствием контроля со стороны ворошиловградских и областных организаций, Кудрин проводил свою подрывную работу, пытаясь развалить единственный в области оперный театр.
В театре всячески тормозилось выдвижение новых кадров. Враг народа Кудрин разбазаривал кадры, зажимал молодых артистов. Во время перезаключения договоров Кудрин уволил 12 солистов театра, среди которых были такие известные донецкому зрителю артисты, как Ло- тоцкая, Лопатин, Мейер и др.
Новое руководство театра не приняло сразу необходимых мер для быстрейшей ликвидации последствий вредительства, для полного обес- печения театра необходимыми творческими кадрами, для лучшего использования имеющихся в коллективе сил. В театре до сих пор не по- кончили с рутиной и застоем.
С самого начала осенне-зимнего сезона вошли в практику "перепевки". Солисты (Старостинецкая, Никитенко, Мартыненко) вынуждены были ежемесячно от 2 до 9 раз выступать сверх нормы. Это не могло не отразиться на качестве оперных постановок. Стали частыми слу- чаи, когда из-за болезни того или другого солиста постановки опер заменяются. Так было с оперой «Мазепа». В первой половине марта ни разу не шли советские оперы «Броненосец Потёмкин» и «Тихий Дон», так как болел артист Никитенко.
"Перепевки" и срывы постановок об'ясняются не только отсутствием кадров солистов, но и боязнью художественного руководства смело выдвигать молодых, способных актёров. Молодые артисты вообще поставлены в тяжёлые условия. Даже о штате концертмейстеров не позаботились руководители театра. В результате этого артистам Данилевской, Ярославской, Пушкарёвой и другим приходится брать уроки на стороне.
Артистка Данилевская (сопрано), окончившая в 1936 году Московскую консерваторию, на протяжении всего сезона лишь один раз в ме- сяц занята в опере «Риголетто». Артист Альпер, окончивший в 1934 году Одесскую консерваторию, за 4 года работы в театре получил единственную первую партию в опере «Демон». Подобных примеров можно примести очень много.
Только в последнее время под нажимом общественности, в театре сделаны первые и то робкие шаги к выдвижению. По инициативе твор- ческой молодёжи театр готовит сейчас оперу «Лакме». Первые партии в этой опере будут исполнять молодые актёры Данилевская, Ярос- лавская, Альпер, Иваненко, Шевченко. Дирижировать будет молодой дирижёр тов. Бушуев.
Проведённое на днях редакцией «Социалистического Донбасса» совещание участников предстоящей премьеры показало, что руководство театра не помогает молодым исполнителям. Выступавшие на совещании Бушуев, Данилевская, Ярославская и другие выражали тревогу за качество постановки, для подготовки которой выделено недостаточно времени.
Недавно в театре произошёл такой случай. Из-за болезни главного дирижёра Ерофеева была заменена опера «Броненосец Потёмкин» – не- кому было дирижировать. Молодой дирижёр Бушуев, окончивший в 1935 году Киевскую консерваторию, высказал мысль, что он смог бы провести спектакль. Стенгазета поместила заметку «А воз и ныне там», где совершенно правильно ставила вопрос о дублёрах. Вместо то- го, чтобы принять меры к устранению указанных ненормальностей, художественное руководство театра стало на путь зажима критики. Бушуева вызвал для разговора директор театра Хамлов, пытавшийся доказать, что не по плечу Бушуеву дирижировать оперой «Бронено- сец Потёмкин». Было созвано специальное собрание солистов, на котором было предложено Бушуеву признать свою ошибку и написать заметку в стенгазету о том, что он отрекается от своих слов.
Очередной номер стенгазеты был занят статьёй Бушуева, признающего свои "ошибки", и статьёй редколлегии, написанной в подхалим- ском духе. Боясь разговоров с балетмейстером Цейтлиным, редактор Черкасский поместил в стенгазете восторженное четверостишие, по- свящённое Цейтлину: Вы талантливый создатель Наших достижений, Вы новатор и искатель Иных направлений.
Руководство театра любит, чтобы ему воскуривали фимиам. Круто приходится тем, кто поднимает голос критики. Всё было хорошо, пока дирижёр Ковальский был в дружбе с главным дирижёром Ерофеевым, но сразу же изменились отношения, когда Ковальский пошёл в гор- партком жаловаться на непорядки в опере. Действия Ковальского в художественном совете были расценены, как действия склочника. Мо- лодой дирижёр Ковальский попал "под обстрел" разгневавшихся руководителей оперы. Было решено отобрать у Ковальского подготов- ленную им оперу «Дубровский» и передать её Ерофееву.
Дело Бушуева и Ковальского рисует обстановку застоя и рутины в театре, обстановку подхалимства и зажима самокритики. Разве нор- мально, что все три оперы, поставленные в нынешнем сезоне, дирижируются только одним Ерофеевым, что все постановки ставит один режиссёр Здыховский? Кстати, нормально ли, что в театре работает три брата Здыховских, руководящих ответственными участками?
Руководители партийной и профсоюзной организаций театра Плешаков и Скачко вместо того, чтобы дать отпор зажимщикам самокрити- ки, поддерживают их, не желая портить отношений с начальством.
Во всей истории удивительнее всего то, что областное Управление по делам искусств молчит, набрав в рот воды, выполняет роль "коми- тета по невмешательству".
Надеемся, что областное Управление и ворошиловградские организации в дальнейшем не будут мириться с безобразиями в оперном теат- ре.
Ю. Жерновой
газета «Социалистический Донбасс» за 21 марта 1938 года
|