операОпера – род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. В отличие от драматического театра, где музыка выполняет служебные функции, в опере она является основным носителем действия. Литературной основой оперы является либретто, оригинальное или основанное на литературном произведении. Оперные представления пользовались у жителей разных стран неизменным успехом на протяжении столетий, что способствовало развитию этого вида искусства, в том числе и в России. Что касается Луганска, то впервые луганчане познакомились с оперой, вероятно, в 1899 году, когда в город на гастроли приезжала провинциальная оперная труппа под управлением Шейна Г.Я. В 1911 году итальянская оперная труппа под управлением братьев Гонзалес (Гонсалес) в своём очередном турне по России, дала несколько представлений и в Луганске. Также в Луганск до революции приезжали с концертами и отдельные солисты. С середины 1920-х г.г., в условиях НЭПа, по городам Украины стало разъезжать с выступлениями много артистов различных жанров и певцов невысокой квалификации. Летом 1925 года в Луганске, комитетом по борьбе с безработицей был организован оперный коллектив в количестве 47 человек, который сразу же отправился в турне по Украине. В течение какого времени он просуществовал, информации нет.
В начале апреля 1929 года райкомом союза металлистов при луганском клубе имени Ленина, под руководством Браславского Н.Г. была организована хоровая капелла «Донбасс» в количестве 150 человек. На фоне активного развития оперного искусства в Украине, в конце мая 1929 года капеллой стала разучиваться опера «Алеко», но работа над ней затянулась более чем на год. Опера «Алеко» была поставлена в клубе им. Ленина в ноябре 1930 года. К постановке этой оперы, хоровая капелла была преобразована в оперный коллектив – рабочую оперу. С оперой «Алеко» этот коллектив планировал отправиться на гастроли по Донбассу. Однако постановка «Алеко», как и само преобразование хорового коллектива в оперный, было расценено, как проявление оппортунизма в клубной работе и подверглось критике, что, в свою очередь, повлекло за собой полную перестройку работы в клубе имени Ленина, как не отвечающую требованиям времени. В октябре 1938 года Луганское областное управление по делам искусств вышло с инициативой к луганским композиторам и литераторам о коллективном создании к 20-летию обороны Луганска (апрель 1939 года) оперы «Оборона Луганска». Областное управление по делам искусств также рассчитывало на помощь в этом вопросе со стороны Луганского театра оперы и балета. Принимали участие в этой работе и поэты и композиторы из Донецка, в частности, Галкин Л. и Германов С.Л. Наиболее известными оперными певцами из луганчан стали Жадан Иван Данилович и Рейзин Марк Осипович. детская опера 27.02.2018 в Луганской академии культуры и искусств состоялась внутривузовская научно-практическая конференция на тему «Страницы музыкальной культуры Луганщины», которую организовали совместно факультеты социокультурных коммуникаций и музыкального искусства. К этой конференции по тематике «История музыкального искусства Луганщины» преподавателем кафедры теории искусств и эстетики ЛГАКИ Беломоиной Е.С. был подготовлен доклад на тему «Музыкальная культура Луганщины начала XX века». О том, что в этом докладе говорится о развитии музыкальной культуры в первой половине XX века (1920-1940-е г.г.) только в городе Луганске, и ничего не сказано о начале века (до 1917 года) и о развитии музыкальной культуры на территории всей Луганщины, то это такое... (хотя, непонятно, почему доклад нельзя было назвать «Музыкальная культура города Луганска первой половины XX века»?). Но в этом докладе указано, что луганский детский театр под руководством Кушлина М.А. ставил детские оперы, при этом, даётся ссылка на заметку из газеты «Луганская правда» за 30.09.1927, где, якобы, говорится о таком событии. Если же обратиться к первоисточнику, то видно, что Беломоина Е.С. в своём докладе значительно исказила информацию, изложенную в этой газетной заметке, где речь идёт о детской пьесе, а не об опере. Зачем пишется такая "история" развития музыкального искусства в интерпретации работников ЛГАКИ, непонятно. Вместе с тем, следует заметить, что спектакли, которые ставил луганский детский театр под руководством Кушлина М.А. (создан в январе 1927 года), в «Луганской правде» назывались и пьесами, и детскими операми. Причём, например, пьесы «Берёзкины именины» Соловьёвой П.С. и «Бум и Юла» Шкляра Н.Г. в этой газете названы детскими операми. Поэтому, на мой взгляд, чтобы не возникало путаницы, работники искусств, которые сейчас пишут какие-либо работы на тему постановок спектаклей, где задействованы дети, должны давать пояснения о том, что же такое детская опера, и чем она отличается от детской музыкальной пьесы. Или это одно и то же?
В 1937 году Кушлин М.А., работавший к этому времени учителем пения в луганской средней школе № 7, написал детскую оперу «Павлик Морозов», которая ставилась учениками этой школы. Об этом факте было написано в ряде газет, и в СШ № 7 стали поступать многочисленные просьбы выслать либретто и ноты этой оперы. балетБалет – вид сценического искусства, в котором содержание спектакля раскрывается в основном средствами танца, мимики и музыки. На гастроли в Луганск приезжали, в частности: балетная труппа Киевского оперного театра (февраль и июнь 1925 года), Московская балетная студия Ирмы Дункан (июль 1928 года), Театр балета харьковского окружного Дома Красной армии (февраль 1937 года), Московский театр балета (февраль 1941 года), а также – солисты и прима-балерины некоторых театров оперы и балета. театр оперы и балетаИзучением истории театра оперы и балета, который до Великой Отечественной войны существовал в Луганске, занимались работники Луганской академии культуры и искусств. В 2012-2013 г.г. ими были опубликованы следующие работы: Безусловно, работниками Луганской академии культуры и искусств и Потёмкиной О.Н. лично проделана большая работа по сбору материалов, связанных с историей Луганского театра оперы и балета. Вместе с тем, Потёмкиной О.Н. были неверно истолкованы некоторые факты, установленные ею в ходе поиска информации по истории оперного театра за 1928-1932 г.г., вследствие чего, она в своей монографии делает некоторые ошибочные выводы. Кроме того, ряд сведений, касающихся истории театра, в её монографии отсутствует. Размещённая ниже история театра оперы и балета, это не перекопированные сведения из работ Луганской академии культуры и искусств, а альтернативное изложение его истории – более краткое, не претендующее на научную работу, в том числе и иная интерпретация некоторых фактов, приведённых в монографии Потёмкиной О.Н. государственный рабочий оперный театр Выступление в Луганске Московской художественной оперы под управлением Комиссаржевского Г.М., гастроли которой начались в городе 15 октября 1927 года, и в связи с большим успехом были продлены на месяц – до 01.01.1928, способствовало возникновению повышенного интереса луганчан к оперному искусству. На его фоне в Луганск через всеукраинский комитет союза металлистов был приглашён на гастроли Харьковский оперный театр, выступления которого, начавшиеся 21 апреля 1928 года, проходили с аншлагами. Как следствие, стала муссироваться мысль о необходимости создания в Луганске своего оперного театра. Инициатором этой идеи стал райком самого крупного в то время профсоюза в Луганске – союза рабочих-металлистов, который, во-первых, мог частично выделить деньги на финансирование оперного театра, а, во-вторых, он рассчитывал на получение дохода от его работы, так как в ведении этого профсоюза находилось здание городского театра – единственного здания в городе, где могли проходить выступления оперного театра.
12.07.1928 ходатайство профсоюзов Донбасса было одобрено руководством Наркомобраза, и
на следующий день – 13 июля, на совещании в отделе искусств Управления политпросвещения при Наркомобразе УССР было принято решение о создании в Донбассе передвижного оперного театра для обслуживания промышленных регионов Украины на перефирии – не только одного Донбасса, но и округов, территориально к нему прилегающих. Театр должен был финансироваться на средства окрисполкомов и профсоюзов, при некоторой дотации Наркомобраза. Однако в августе профсоюзы отказались финансировать деятельность оперного театра, что поставило под угрозу его создание.
Вопрос с финансированием передвижного оперного театра Наркомобразом всё-таки был решён, и с 16 октября 1928 года в Полтаве, где этот театр стал базироваться, начались его выступления.
Первым городом, с которого начались гастроли театра в конце 1928 года, стал – Луганск.
Театр, получивший название – государственный передвижной оперный театр (первая государственная рабочая опера), а с 1929 года – государственный рабочий оперный театр (по-укр. – ДРОТ), обслуживал: Полтаву,
Сумы, Днепропетровск, Запорожье, Николаев, Кременчуг, Луганск, Артёмовск, Дмитриевск, Сталино, Харьков.
В Луганск этот театр приезжал на гастроли дважды – в декабре 1928 года (с 04.12.1928 по 08.01.1929) и в апреле 1930 года. Во второй половине 1920-х г.г. не каждый окружной центр мог позволить себе не то что иметь постоянный стационарный драматический театр, но и пригласить к себе на гастроли известные столичные театральные коллективы. Поэтому провинциальные города, в том числе и Луганск, обслуживались, в основном, театральными коллективами, организованными трестом «Укрпосредрабис». Зачастую такие коллективы были наспех сколочены, а артисты – невысокой квалификации. Выступление таких театральных трупп в большинстве случаев вызвало недовольство публики. С 16 июня по 31 июля 1931 года ГРОТ находился на гастролях в городе Днепропетровске (Днепре). Его выступления так понравились местной публике, что Днепропетровский горком партии принял решение о создании в городе стационарного оперного театра. В соответствии с этим решением Днепропетровский горсовет обратился в Наркомобраз Украины с ходатайством о передаче ГРОТа в ведение горсовета, с целью создания на его базе стационарного оперного театра. Данный вопрос был решён в течение августа, и уже с 01.09.1931 начался подготовительный период ГРОТа в новом статусе. Театральный зимний сезон Днепропетровского оперного театра открылся 02.10.1931. государственная опера Правобережья Продолжая практику создания передвижных оперных театров для обслуживания населения периферийных городов, в начале 1929 года Наркомобраз принял решение о создании второго передвижного оперного театра в Украине. Театр был образован летом 1929 года, а его первое выступление состоялось в Виннице 01.12.1929, где этот театр и стал базироваться. В связи с тем, что театральный трест Донбасса осенью 1931 года остался без передвижного оперного театра, в январе 1932 года Наркомобраз принял решение о передаче в его ведение с 15.03.1932 – [второй] передвижной оперы Правобережья. государственный театр оперы и балета 1932-1933 г.г.
1 сентября 1932 года на заседании президиума Луганского горсовета было принято решение о преобразовании передвижной оперы в стационарный оперный театр. При этом, такое преобразование нуждалось в значительной дотации, которую Луганский горсовет попросил выделить Наркомобраз.
В сезоне 1932-1933 г.г. в репертуарный план театра были включены следующие оперы: «Князь Игорь», «Кармелюк», «Разлом», «Яблочный плен», «Белый рейд», «Тарас Бульба», «Рождественская ночь», «Купало», «Русалка»,
«Аида», «Риголетто», «Кармен», «Фауст», «Чио-Чио-Сан», «Севильский цирюльник», «То́ска» («Флория То́ска»), «Евгений Онегин», «Пиковая дама», а также балеты: «Красный мак», «Ференджи», «Лебединое озеро», «Дон Кихот». Вместе с тем, далеко не все запланированные спектакли были показаны. 1933-1934 г.г. В этом сезоне, который был открыт 15 октября новой постановкой оперы «Чио-Чио-Сан», состоялись следующие премьеры: опера «Травиата», балет «Ференджи» и, вероятно, оперы «Севильский цирюльник», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», которые не были поставлены в прошлом сезоне. В сентябре 1934 года при театре была открыта балетная студия для лиц в возрасте 8-20 лет. Ежегодно в эту студию принималось порядка 80 человек. В театральном сезоне 1934-1935 г.г. (15.10.1934–21.05.1935) театром показаны новые постановки: оперы «Запорожец за Дунаем», «Паяцы», «Сказки Гофмана», «Фауст» и балет «Раймонда», а также спектакли из прошлого репертуара: «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Чио-Чио-Сан» («Мадам Батерфляй»), «Риголетто», «Кармен», «Травиата», «Аида», «Севильский цирюльник», «Красный мак», «Ференджи». С момента создания Донецкого театра оперы и балета, его артисты проводили большую культурно-просветительную и общественную работу. Это – доклады и концерты на предприятиях, в частях Красной армии и сельских клубах, организация самодеятельных музыкальных кружков и оказанием им помощи, и пр. В течение лета 1935 года театр находился на гастролях в Горловке, Мариуполе и Краматорске. В этот период состав оперной труппы пополнился вокалистами из Москвы, Одессы, Харькова. 1935-1936 г.г.
Торжественное открытие театрального сезона состоялось 5 октября премьерой оперы «Борис Годунов». В репертуаре театра также были оперы: «Разлом», «Евгений Онегин», «Черевички», «Кармен», «Царская невеста», «Риголетто», «Фауст», «Запорожец за Дунаем», «Севильский цирюльник», «Паяцы», балеты: «Лебединое озеро», «Корсар», «Венгерская рапсодия», «Бахчисарайский фонтан», вечера балета (премьеры спектаклей: «Черевички», «Корсар» и «Бахчисарайский фонтан» в этом сезоне не состоялись). В 1936 году театр пополнился выпускниками киевского и харьковского театральных вузов. В театре было 34 солиста и столько же человек пело в хоре. Состав балетной труппы театра был заменён почти на 90 %, и её количество увеличено на 10 человек, до – 45. Для её руководства был приглашён новый руководящий состав во главе с московским балетмейстером Козловым В.В. 1936-1937 г.г.Для упорядочения выступлений артистов вне стен театра оперы и балета, в октябре 1936 года при нём было организовано концертное бюро. В сезоне 1936-1937 г.г., который открылся 23 октября премьерой оперы «Наталка Полтавка», также были показаны новые спектакли: оперы «Демон», «Тихий Дон», «Черевички» и балеты «Корсар», «Коппелия». Из прежнего репертуара – «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Русалка», «Борис Годунов», «Царская невеста», «Риголетто», «Фауст», «Чио-Чио-Сан», «Запорожец за Дунаем», «Лебединое озеро». Проходившая в стране кампания по борьбе с формализмом в искусстве внесла свои корректировки в репертуар театра. Были отменены оперы: «Паяцы», «Севильский цирюльник», «Травиата», «Сказки Гофмана» и «Русалка», которые не имели высококачественного художественного оформления.
С начала 1937 года ударникам производства, в соответствии с заключёнными с предприятиями договорами, дирекция оперного театра предоставляла постоянные места на спектакли по сниженным ценам.
Театральный
сезон 1937-1938 г.г. открылся 17 сентября 1937 года премьерой оперы «Мазепа». В этом сезоне также были поставлены следующие оперы: «Кармен», «Травиата», «Черевички», «Запорожец за Дунаем», «Наталка Полтавка», «Риголетто», «Тихий Дон», «Броненосец Потёмкин», «Евгений Онегин», «Дубровский», «Демон» и балеты: «Раймонда», «Лебединое озеро», «Эсмеральда».
Театральный сезон 1938-1939 г.г. открылся 8 октября 1938 года оперой «Кармен» в новой постановке. В этом сезоне также были поставлены следующие оперы:
«Поднятая целина», «Мазепа», «Черевички», «Евгений Онегин», «Дубровский», «Лакме», «Запорожец за Дунаем», «Демон», «Тихий Дон», «Броненосец Потёмкин», «Трильби», «Пиковая дама», «Царская невеста» и балеты: «Эсмеральда», «Бахчисарайский фонтан», «Лебединое озеро».
Театральный сезон 1939-1940 г.г. открылся 29 сентября 1939 года премьерой оперы «Перекоп». В репертуарный план театра были включены также оперы:
«В бурю», «Трильби»,
«Чародейка», «Тихий Дон», «Дубровский»,
«Броненосец Потёмкин», «Царская невеста»,
«Кармен», «Поднятая целина»,
«Пиковая дама», «Черевички», «Мазепа», «Евгений Онегин», «Демон», «Бал-маскарад», «Помпадуры», «Запорожец за Дунаем», «Наталка Полтавка», «Иван Сусанин»; балеты: «Бахчисарайский фонтан», «Эсмеральда», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Конёк-горбунок», «Соловей», «Лауренсия». Единственным подходящим, хотя и неприспособленным помещением для оперного театра в Луганске, оказалось здание городского театра (бывший Нардом), 1912 года постройки, которое ко второй половине 1920-х г.г. крайне нуждалось в капитальном ремонте. После споров, о том, кто должен его производить, в июле 1929 года деньги на ремонт здания театра выделил Луганский горсовет. Насколько можно судить, впервые о недостатках, имевшихся в работе театра, заговорили в марте 1936 года, на фоне развернувшейся в стране кампании по борьбе с формализмом в искусстве. Руководство оперного театра осудило себя за постановку ряда спектаклей, которые не имели высокохудожественного оформления. В результате были отменены оперы «Севильский цирюльник», «Паяцы», «Травиата», «Сказки Гофмана» и в ноябре того же года – «Русалка». Оказалось, что репертуарный план составлялся художественным руководителем театра Боголюбовым (1933-1937 г.г.) без обсуждения на производственных совещаниях. Также поднялся вопрос и о необходимости налаживания учёбы творческих работников театра. Тогда же, в апреле редакция
«Ворошиловградской правды» поддержала упрёк в адрес театра в том, что его оперные спектакли непонятны простым рабочим. Следующему директору театра Кудрину (1936-1937 г.г.), который по воспоминаниям Боголюбова, держался с артистами резко, иронически и надменно, не только ставилось в вину, что он зажимал молодых артистов, тормозил выдвижение новых кадров и разбазаривал старые, а он уже был обвинён, таким образом, во вредительстве – развале работы оперного театра, и объявлен врагом народа. Новый художественный руководитель театра Ерофеев (1937-1938 г.г.), подмявший под себя административное (директор Хамлов), партийное (парторг Плешаков) и профсоюзное (председатель месткома Скачко) руководство в театре, не только ничего не сделал по улучшению в целом творческой атмосферы, но и усугубил ситуацию. Если методы руководства Кудрина негативно отражались в основном только на артистах, то Ерофеев уже стал затрагивать ещё и работников театра. Если кто-то критиковал Ерофеева, или жаловался на него, или высказывал собственное мнение по какому-либо производственному вопросу, несовпадающее с мнением Ерофеева, то таким работникам создавались невыносимые условия работы. Период "вредительства" Кудрина и ошибок Ерофеева (1936-1938 г.г.) негативно отразился в творческом плане на работе луганского оперного театра, который вынуждены были покинуть ряд талантливых артистов и работников, в том числе и сам Ерофеев. После вскрытых ошибок в организации работы театра, творческая атмосфера в нём существенно не изменилась. По-прежнему, художественное и административное руководство театра болезненно реагировало на критику в свой адрес, осталось и формальное составление репертуарного плана, и недостатки в организации производственного процесса, и перекосы в зарплате. Ситуация, сложившаяся в Луганском оперном театре, не была уникальным явлением, а являлась типичной для многих луганских учреждений, заведений и организаций того времени, где были свои руководители-"Ерофеевы". Выявленных на руководящих должностях "врагов народа", сменяли такие же коммунисты, которые зачастую продолжали руководить в прежнем стиле, ничего не меняя в лучшую сторону. В такой атмосфере "вредительства" и ошибок руководителей различного уровня и жил тогда Луганск. Только далеко не всегда информация об этом попадала на страницы луганских многотиражек, городской, а тем более центральных газет. реорганизация театраНесмотря на то, что в 1930-х г.г. в Луганске было построено немало объектов социальной сферы, однако из-за небольшого его статуса, в нём было недостаточно зданий культурно-зрелищного назначения. Поэтому, когда Луганск стал областным центром (03.06.1938), и тут были открыты, в частности, областная филармония и драмтеатр, для них не нашлось свободных помещений. Их разместили в ДК им. Ленина. А, например, для музея изобразительных искусств подходящего помещения так и не нашлось, поэтому решение Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров УССР о его открытии не было выполнено. В связи с созданием в Луганске драмтеатра, который начал свою работу в 1939 году, встал вопрос с постоянным помещением для него. В сентябре 1939 года было принято решение передать в перспективе драмтеатру помещение театра оперы и балета, а для оперного театра построить новое здание на Красной площади. В связи с чем, был объявлен открытый конкурс на составление проекта здания оперного театра. К концу октября 1939 года архитекторами Шереметом А.С. и Домбровским И.П. был подготовлен проект, а художником Шеховцовым Л.И. – макет нового здания для театра, рассчитанного на 1500 мест. Новое здание для Луганского театра оперы и балета планировали начать строить в 1940 году (его строительство длилось бы несколько лет). Согласно заключённому договору, драмтеатр должен был пользоваться сценой ДК им. Ленина для репетиций 18 дней в месяц. Но правление ДК часто нарушало этот договор, забирая сцену у театра для тех или иных своих мероприятий сверх установленного для ДК количества дней – 12-13. В поисках места для репетиций, актёры драмтеатра побывали, в частности, в театре юного зрителя, на фабрике школьных принадлежностей, в клубе работников госторговли, в бильярдной сада им. 1-го Мая, в цирке, но постоянного места для них так и не смогли найти.
В конце июля 1940 года исполком Луганского областного совета вынес постановление о передаче Луганского театра оперы и балета в распоряжение Управления по делам искусств при Совнаркоме УССР, а здание, которое занимал оперный театр, было передано драмтеатру. Перевод оперного театра из Луганска в Донецк значительно облегчил нагрузку на областной бюджет Луганской области: отпала необходимость в срочном строительстве нового здания для оперного театра и в выделении дотации на содержание этого театра. Не исключено, что в Управлении по делам искусств при Совнаркоме УССР ещё посчитали, что двух оперных театров для Донбасса будет много, вот и пошли навстречу Луганскому облсовету, который не в состоянии был решить вопрос с недостатком театральных зданий в Луганске.
31 августа 1940 года вышло постановление Совнаркома УССР № 1260 о реорганизации Луганского театра оперы и балета, согласно которому он был преобразован в Донецкий русский музыкальный театр с размещением в Сталино (сейчас – Донецк). В 1950 году вернулись к идее постройки в Луганске на Красной площади здания оперного театра, но на реализацию этого проекта не нашлось средств. Даты некоторых премьер театра оперы и балеты:
|
||||||||
Последнее обновление страницы – 02.02.2021 |