Литература – в широком смысле это совокупность любых письменных текстов, но чаще всего под литературой понимают художественную литературу, как вид искусства. В интернете имеется ряд публикаций о развитии художественной литературы в Донбассе за отдельные годы, а также о творческой деятельности некоторых писателей Луганщины.
Насколько можно по ним судить, изложенная ниже информация будет являться первой наиболее полной работой (конечно же, не без пробелов) о развитии литературного процесса в городе Луганске в первой половине ХХ века и об истории союза пролетарских писателей и поэтов Донбасса «Забой».
досоветский периодеврейская литератураНачалу развития еврейской художественной литературы в Луганске положил переезд в город в 1906 году Левнера Израиля Моисеевича (1862-1916 г.г.), который стал тут общественным раввином. Им было написано ряд произведений, в частности: рассказ для детей «Алмаз» (1898 г.), «Еврейские легенды по Талмуду, Мидрашим и другим первоисточникам» (1903 г.), восточное предание «Лучезарный ангел» (1903 г.), рассказ из жизни еврейских детей в Марокко «Синяя марка» (1904 г.), сказка «Ядовитое тело» (1907 г.), «Правдивое слово истинно русским людям о евреях и их учении» (1907 г.), легенда «Светозарный херувим» (1910 г.), «Отечественная война 1812 года и евреи» (1912 г.), «Рассказы еврейским детям» (1912 г.).
В Луганске было образовано Еврейское литературно-художественное общество (1907-1917 г.г.), а также стали издаваться детские журналы: «Гапрохим» (1907-1913 г.г.), «Юный Израиль» (1909-1912 г.г.), «Цветник Иудеи» (1912-1913 г.г.). Во время русско-японской войны (1904-1905 г.г.) в Луганске устраивались благотворительные литературно-музыкальные вечера в пользу Красного Креста. 17.10.1906 в Луганске вышел первый номер еженедельника «Донецкий колокол» под редакцией Розловского Д.М., симпатизировавшего большевикам. Была открыта подписка на это издание и начат приём литературного материала. Предполагалось, что это издание будет выходить в виде журнала объёмом 24-32 страницы. Его первый номер вышел в укороченном виде – как экстренный выпуск, приуроченный к годовщине царского Манифеста от 17.10.1905, даровавшего гражданам России политические права и свободы. Однако со второго номера, который вышел 19.11.1906, «Донецкий колокол», став органом луганского комитета РСДРП(б), печатался в газетном формате, что было обусловлено потребностью партии именно в газете. Выпуск журнала был отложен до более благоприятного времени, которое так и не наступило. В конце января 1907 года «Донецкий колокол» был закрыт по распоряжению губернатора. В сентябре 1911 года вышел единственный номер журнала «Донецкие вести». Можно предположить, что на литературный процесс в Луганске он особого влияния не оказал. В 1913-1914 г.г. в Луганске непродолжительное время существовал литературно-драматический кружок, работу которого хотели возродить осенью 1916 года, но безуспешно. Графу Толстому И.Л. было разрешено прочесть в Луганске 10.05.1914 лекцию о своём отце Толстом Л.Н. на тему: «Мысли и воспоминания об отце». Образованное в Луганске 15.04.1917 общество разумных развлечений регулярно устраивало на протяжении года музыкально-литературные вечера, первый из которых состоялся 18 апреля. украинская литератураДо 1917 года какого-либо развития в Луганске украинская литература не получила. В апреле 1917 года в Луганске было образовано
украинское общество «Просвiта» («Просвещение»), которое стало проводить культурно-просветительную работу среди украинцев (как в городе, так и в уезде), направленную на национально-территориальную автономию Украины. В частности, этим обществом проводились мероприятия: по чествованию украинских писателей Шевченко Т.Г., Карпенко-Карого И.К. и др., продажа их портретов, украинских книг, брошюр; читались лекции по украинской литературе (в рамках цикла лекций по украиноведению); открывались избы-читальни в украинских сёлах. Если кратко подытожить досоветский период, то можно сделать следующий вывод: на развитие литературного процесса существенное влияние оказывал статус города. Статус уездного города, каким был Луганск, являлся недостаточным для развития тут художественной литературы, и единственным условием хоть какого-то её развития в таком городе должно было быть наличие талантливого писателя, который и становился центром формирования литературного процесса.
первая половина 1920-х г.г («дозабойский» период)После окончательного установления в Донбассе советской власти в начале 1920 года, тут началось развитие культуры и различных видов искусства. Литература – не стала исключением. Она стала развиваться стихийно. И, конечно же, развитию литературы способствовал статус Луганска: в 1920 году – центр губернии, с 1923 года – центр округа. ПролеткультС осени 1917 года в России, на территории, где действовала советская власть, стали образовываться различные организации Пролеткульта – массовой культурно-просветительной и литературно-художественной организации пролетарской самодеятельности, проводившей свою работу в основном по трём направлениям: литература, музыка, театр. В Украине работа по созданию организаций Пролеткульта проводилась в первой половине 1919 года во многих городах, но была прекращена из-за взятия их Добровольческой армией белых летом 1919 года.
По мере отступления Белой армии, начавшегося в конце 1919 года, в крупных городах, где устанавливалась советская власть, стали снова возникать организации Пролеткульта. В Украине они образовались в Харькове (декабрь 1919 года), Луганске (январь 1920 года), Екатеринославе и Одессе.
Первая всеукраинская конференция Пролеткульта прошла в Харькове 9-11 декабря 1922 года. На ней присутствовало 47 делегатов: 30 – с решающим голосом, 17 – с совещательным. На конференцию прибыли делегаты не только из Харькова, Екатеринослава и Одессы, где действовали организации Пролеткульта, но и из Полтавы, Лебедина (Сумщина), Волыни и Донбасса. Причём открытие конференции, которая должна была начаться 8 декабря, перенесли на один день из-за неприбытия вовремя делегатов из Донбасса из-за задержки поезда. В сентябре 1920 года в Луганске прошёл 2-й губернский съезд комсомола Донбасса, на котором обсуждались задачи, стоящие перед КСМУ. Одной из них являлась задача по обучению, просвещению и воспитанию комсомольцев с целью подготовки их к строительству нового социалистического общества. Учитывая, что в этом процессе немаловажное значение имела литература, как могучее идеологическое оружие в борьбе за формирование и воспитание нового человека, губернским комитетом комсомола через газету «Всероссийская кочегарка», где выходила постоянная рубрика «Страничка рабочей молодёжи», в октябре месяце был объявлен литературный конкурс, основной целью которого являлось выявление молодых литературных талантов. На конкурс, который проходил до 01.12.1920, принимались произведения в форме рассказов, повестей и фельетонов из жизни комсомола и молодёжи (информации об итогах этого конкурса не найдено). После установления в Донбассе советской власти тут стали открываться клубы, где проводилась работа по культурному обслуживанию населения и его воспитанию в духе коммунистической идеологии, как строителя социалистического общества. Клубная работа начала проводиться в Луганске с самого начала июня 1920 года, и к сентябрю месяцу в городе работало порядка 10-ти клубов: заводских (рабочих), работников искусства, красноармейцев, железнодорожников, работников пищевой промышленности. Работа в клубах проводилась в секциях. Среди основных секций в то время была и секция искусств, где работали кружки́ разной направленности по различным видам искусства. К первому вседонецкому съезду рабкоров (30-31.12.1923) и 1000-му номеру газеты «Всероссийская кочегарка» (30.12.1923) Луганское бюро рабкоров – членов литсекции «Всероссийской кочегарки» выпустило первый номер рукописного двухмесячного журнала «Первый расцвет», в котором публиковались художественные произведения. В течение какого времени выходил журнал информации не найдено. газета «Луганская правда»С сентября 1924 года по март 1925 года, как правило, в субботних и воскресных выпусках газеты «Луганская правда» вышло несколько литературных страничек под названием «Рабочее творчество»: 21.09.1924, 28.09.1924, 12.10.1924, 07.11.1924, 23.11.1924, 11.01.1925, 14.03.1925, где были опубликованы произведения и некоторых будущих «забойцев». 5 мая 1925 года в Луганске состоялся литературно-музыкальный вечер, посвящённый дню печати и 8-й годовщине «Луганской правды», на котором выступали луганские поэты-любители. «Гарт»В феврале 1925 года студентами Донецкого института народного образования (ДИНО) был образован украинский литературный кружок, члены которого вступили в литературную организацию украинских писателей «Гарт» (Харьков). Кружок был преобразован в литературную студию «Гарта». Среди членов литстудии были: Павел Полеводин, Пётр Гребенник, Хрисант Тищенко, Мария Максимова, Николай Спатарь, Василий Билбас. союз «Забой» (1924-1932 г.г.)С целью удовлетворения потребности жителей Донбасса в художественно-литературном материале для их культурного и духовного развития, тут с сентября 1923 года стал выходить журнал «Забой», который стала выпускать в Бахмуте редакция газеты «Всероссийская кочегарка» (позже – «Кочегарка») в качестве своего литературного приложения. Но уже в 1924 году ситуация существенно изменилась. Во-первых, встал вопрос по журналу «Забой». Необходимо было либо прекращать его выпускать, либо менять его редакционную политику, что и было в итоге сделано с майско-июньского совмещённых номеров. Во-вторых, в редакцию «Кочегарки» стали массово поступать для публикации литературные произведения самодеятельных авторов, как правило, низкого художественного уровня.
Летом у работников «Кочегарки» постепенно назрела мысль о необходимости создания в Донбассе литературной организации, которая бы стала руководить стихийно возросшим литературным процессом, так как у редакции журнала такой возможности не было. Правда, сначала не было понимания, в каком направлении двигаться в этом вопросе. Конкретный план был выдвинут Алексеем Селивановским, который являлся сотрудником редакции газеты «Кочегарка» с февраля 1924 года. После обсуждения этого плана на совещании инициативной группы,
вопрос об объединении литературных сил Донбасса в единую организацию был вынесен на широкое обсуждение в августовском номере журнала «Забой» и в сентябре в газете «Кочегарка». Было принято решение о создании литературной организации во время работы 2-го вседонецкого съезда рабкоров (28-31.10.1924), прибывшими на него делегатами. Члены президиума союза «Забой» Ковалевский, Заходяченко и Горбатов были делегатами на всесоюзной конференции пролетарских писателей в Москве (06-11.01.1925). Горбатов там стал членом правления Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей (ВАПП) от «Забоя», и остался работать в Москве. В апреле 1925 года из печати вышел первый сборник произведений «забойцев». Из 18-ти авторов, двое: Заходяченко и Ерёмин – были будущими членами Луганской городской ячейки «Забоя» (Диманштейн мной не учитывался). Работа по созданию в Луганске ячейки «Забоя» стала проводиться с начала 1925 года, однако, этот процесс сдвинулся с мёртвой точки только летом, когда руководитель союза «Забой» Селивановский А.П. с 26.06.1925 стал редактором газеты «Луганская правда». Это назначение повлияло на то, что Луганск ненадолго стал центром литературного процесса в Донбассе (до декабря 1926 года). Рабочая тройка президиума союза «Забой», состоящая из председателя, секретаря и оргработника, которая руководила работой организации между пленумами президиума, разместилась при редакции газеты «Луганская правда», также тут разместилась и редакция журнала «Забой», хотя печатался он по-прежнему в типографии в Артёмовске. По состоянию на конец августа 1925 года в союзе «Забой» было 12 ячеек: в Артёмовском округе – 6, в Сталинском округе – 3, в Луганском округе – 2 (Луганская и Краснодонская), в Мариупольском округе – 1. В конце ноября 1925 года из печати вышел очередной сборник произведений «забойцев» – «Песни о чёрном золоте» (поэзия). Из 13-ти авторов, членом Луганской городской ячейки «Забоя» являлся один человек – Ерёмин. Но поскольку количество опечаток в сборнике превысило все допустимые нормы, то он был переиздан в начале 1926 года. В 1925 году Всесоюзная ассоциация пролетарских писателей всецело поддержала платформу «Октября», а поскольку «Забой», входивший в ВАПП, этого не сделал, то между ними в конце 1925 года на этой почве возник конфликт. Правление ВАПП потребовало, чтобы была переизбрана рабочая тройка «Забоя» и чтобы «Забой» полностью принял платформу «Октября». Так как данное требование в «Забое» (поддержанное только одним его членом – Горбатовым, который разделял «напостовские» взгляды) было отвергнуто, как расходящееся с политикой партии, то в начале 1926 года союз «Забой» вышел из ВАПП.
В конце ноября 1925 года рассматривался вопрос о разукрупнении Луганской ячейки на три, но решили сократить количество её членов, которое достигло 50-ти человек. Из ячейки были переведены в литературные кружки́ те, кто не занимался непосредственно литературным творчеством. В 1925-1926 г.г.
Луганской городской ячейкой было проведено несколько литературных вечеров, и осуществлялась литературная консультация. 25.04.1926 пленум президиума «Забой» постановил оставить рабочую тройку в Луганске, а не переводить её в Артёмовск, и принять меры к перенесению в Луганск издания журнала «Забой» (что так и не было сделано). Такие решения были обусловлены тем, что не удалось найти замену Селивановскому в качестве руководителя союза «Забой», который не мог покинуть Луганск и переехать в Артёмовск для осуществления оттуда руководства литературной организацией. К весне 1926 года в союзе «Забой» наметился спад работы во многих ячейках (в том числе и луганской), вызванный творческим кризисом "старых" «забойцев» («забойцев» первой волны), некоторые из которых поехали в Москву за славой и успехом (в целом этот кризис был изжит к концу 1926 года). В мае 1926 года союз «Забой» выступил инициатором объединения пролетарских писателей Украины, однако, организовать проведение всеукраинского съезда ему не удалось. Летом 1926 года союз «Забой» повторно вошёл во Всесоюзную ассоциацию пролетарских писателей. Горбатов стал одним из секретарей ВАПП и представителем «Забоя» в правлении ВАПП. 05.12.1926 состоялся очередной пленум президиума союза «Забой», на котором был переизбран его руководитель (Селивановский А.П.), в связи с его предстоящим отъездом из Донбасса к новому месту работы. Новым руководителем организации стал Борис Горбатов, который незадолго до этого вернулся в Донбасс из Москвы, он же возглавил и редколлегию журнала «Забой». Также было принято решение о переносе центра организации и редакции журнала из Луганска в Артёмовск. После того, как в декабре 1926 года редактор «Луганской правды» и председатель союза «Забой» Селивановский убыл в Москву для дальнейшей там работы, собрания Луганской ячейки проходили в разных местах (до лета 1929 года), где были свободные помещения, так как последующие редакторы газеты (до Орлова Е.П.) помощи ячейке в этом вопросе практически не оказывали (за редким исключением). Это касалось и юношеской секции, которая была создана при Луганской городской ячейки «Забоя» в конце 1926 года. 25-28 января 1927 года в Харькове прошёл первый всеукраинский съезд пролетарских писателей, на котором был создан единый фронт пролетарской литературы на Украине. На этом съезде союз «Забой» вошёл во Всеукраинский союз пролетарских писателей (ВУСПП), в связи с чем «Забою» (как и другим организациям) были предъявлены требования по повышению художественного уровня произведений своих членов.
06.03.1927 в Луганске прошёл первый (и единственный) окружной съезд «Забоя», на котором была создана Луганская окружная организация, состоящая из двух ячеек: Луганской и Кадиевской, а также четырёх литкружков: Алмазнянского рудника, рудника имени Фрунзе, Луганской индустриальной профшколы (четвёртый – не установлен). Членами окрбюро организации стали: Резников, Есельсон, Заходяченко, Калюжный, Мозжухин, кандидатами в члены бюро: Беспощадный, Попов; рабочая тройка президиума: Резников (председатель), Есельсон (секретарь), Калюжный (оргработник). В марте 1927 года по решению агитпропколлегии Артёмовского окрпарткома количество членов бюро союза «Забой» было увеличено на три человека – по одному человеку от агитпропотдела окружкома партии, окружного совета профсоюзов и редакции газеты «Кочегарка». Резолюция этой коллегии легла в основу плана дальнейшей работы союза «Забой»: учёба «забойцев», усиление самообразования, а также воспитательной и политической работы среди них, повышение качества произведений и пр. С начала 1927 года в Советском Союзе началось обсуждение упадничества ("есенинщины"), в том числе и в художественной литературе, а также борьбы с этим явлением. На собраниях Луганской ячейки этот вопрос обсуждался в феврале и марте 1927 года. В союзе «Забой» этому вопросу было уделено внимание летом 1927 года в статье Селивановского «Литература и искусство: залп по есенинщине» (журнал «Забой» № 9 за июль 1927 года). В этой статье упадничество, как явление, рассматривалось в общем, без каких-либо примеров из «Забоя». Своё трёхлетие союз «Забой» встречал с оптимизмом и верой в то, что их дальнейшему творческому развитию в ближайшее время ничто не будет угрожать.
18-19 марта 1928 года прошёл 2-й вседонецкий съезд «Забоя», который сначала планировали провести ещё в конце 1925 года, а потом – летом 1927 года. На съезде было рассмотрено два основных вопроса: «Культурная революция и задачи пролетарского писателя» и «Состояние и пути «Забоя». Также было переизбрано бюро союза. Руководителем организации, а также ответственным редактором журнала «Забой» стал Юрий Аронов, который являлся редактором газеты «Кочегарка». Бориса Горбатова избрали ответственным секретарём союза «Забой» (через несколько месяцев он по решению ЦК ВЛКСМ был направлен представителем ЦК в Госиздат, и уехал в Москву).
По состоянию на март 1928 года союз «Забой» оставался крепкой организацией, что и было отмечено на 2-м его съезде. Однако уже через несколько месяцев «Забой» оказался в глубочайшем кризисе, который поразил не только руководство организации, но и ячейки на местах. С августа месяца перестал выходить журнал «Забой», а также, в частности, литературная страничка в газете «Луганская правда» (не выходила полгода), которая в первой половине 1928 года, а потом и в 1929 году перестала быть литстраничкой только Луганской организации союза «Забой». В ней публиковались уже произведения различных авторов, которыми компенсировался недостаток в "местной" поэзии и прозе для заполнения свободного пространства. Осенью 1928 года была прекращена работа многих ячеек союза «Забой».
Состав Луганской городской ячейки «Забоя» обновился более чем наполовину. По состоянию на осень 1929 года её членами были:
Кондомихало, Черкасский, Дальский, Пальмский, Проскурин, Гольдман, Милославский, Ладыженский, Борнштейн, Делиев, Дружинин, Симаков, Гельман, Шушурин, Матусовский (старший), Шуэр, Леви, Фельдман, Анненков, Поляков, Алексеев.
В начале 1930 года перед литературными организациями страны партией было поставлена задача – ликвидировать отставание на литературном фронте от социалистического строительства, и стать более острым действенным орудием в борьбе за построение социалистического общества. При этом было отмечено, что руководство «Забоя» не в состоянии само обеспечить выполнение этой поставленной задачи в Донбассе, и нуждается в руководителях своих местных ячеек и кружков, которых нужно прислать из других литературных организаций. Сам же «Забой» и не пытался это скрывать. Он постоянно просил, чтобы ВУСПП присылал в Донбасс украиноязычные литературные кадры, как для работы среди трудящихся, так и среди донбасских писателей, в том числе и по их обучению. И различная помощь «Забою» со стороны ВУСПП оказывалась, как правило, присылкой в Донбасс бригад в составе 2-4 человек на различный по продолжительности период времени. В связи с ликвидацией в стране округов, в сентябре 1930 года на пленуме бюро союза были упразднены окружные организации «Забоя», а основной центр работы союза был перенесён в ячейки. В октябре 1930 года по стране прозвучал призыв «Рабочих-ударников от станка – в литературу».
Начало этой кампании положило постановление секретариата Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП) от 29.09.1930, поддержанное на следующий день секретариатом ВЦСПС. 24.10.1930 вышел специальный номер «Литературной газеты», посвящённый призыву рабочих-ударников в литературу, где было сказано, в частности: «Надо всячески приветствовать приход нового писателя в советскую литературу, – писателя – рабочего-ударника, который, разумеется, полнее и искреннее, чем любой мастер художественного слова, сумеет показать героику реконструктивных будней и рассказать, как и чем надо драться за выполнение социалистического промфинплана, а ведь это самое главное сегодня». Как уже было отмечено выше, с осени 1929 года «Забой» являлся Донбасским филиалом ВУСПП, но поддерживаемая связь между этими организациями не была тесной. «Забой» существовал самостоятельно, как автономная единица. ВУСПП мало уделял внимания «Забою», почти не вникая в его внутренние дела, направляя своё внимание на борьбу с разными антипролетарскими проявлениями на литературном фронте со стороны организаций и отдельных писателей. От «Забоя» в совет ВУСПП входило два человека, с конца апреля 1930 года это были Г.Баглюк и Г.Шишов. 15.04.1931 на расширенном пленуме «Забоя», в частности, была реорганизована система руководства на местах. Были учреждены должности секретарей организации, которые работали в Сталино (сейчас – Донецк), Луганске, Артёмовске, Рыково (сейчас – Енакиево), Горловке, и руководили тут всем литературным процессом. К концу лета 1931 года в союзе «Забой» наметился спад по разным направлениям: учёбе, руководстве, призыве рабочих-ударников в литературу, показе в произведениях героев пятилетки. В связи с чем, 02.09.1931 состоялся очередной пленум совета организации, на котором рассматривалось состояние дел в «Забое». На пленуме было принято ряд решений. Так, вместо Семёнова, ответственным секретарём «Забоя» стал Иван Ле, кроме того, в секретариат были введены Ю.Чёрный и Ф.Байдаченко. Секретариату было поручено разработать план по показу в произведениях героев пятилетки. Принято решение о созыве в октябре месяце расширенного пленума, на котором рассмотреть творческо-организационные задачи «Забоя». С одобрением было встречено решение Донбасского филиала «Молодняка» объединится с «Забоем». В декабре 1931 года, «Забой», поддержав призыв редакций газет «Комсомольской правды» и «Комсомольца Украины», объявил смотр комсомольской литературы в Донбассе – по показу в художественной литературе комсомольцев-героев социалистического строительства. По состоянию на начало 1932 года в Луганске действовало шесть ячеек «Забоя»: центральная (общегородская), одна – в педагогическом институте и четыре – заводских. 23.04.1932 вышло постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», согласно которому в числе других в мае месяце был ликвидирован ВУСПП, соответственно, и – «Забой». Всё имущество, финансы и документация ВУСПП были переданы организационному комитету союза советских писателей Украины, созданному на совещании представителей литературных организаций Украины: ВУСПП, «Плуга», «Молодняка» и ЛОКАФ. вторая половина 1920-х – начало 1930-х г.г.В силу различных причин Луганская городская ячейка (позже – горбюро) союза «Забой» во второй половине 1920-х г.г. не стала в центре литературного процесса в Луганске, поэтому некоторые события в культурной жизни города прошли без её участия. В начале 1926 года Луганским окрпросом проводилась работа по изучению условий жизни и труда писателей и поэтов, проживающих в Луганском округе. 09.10.1927 при Доме просвещения в Луганске был образован литературно-художественный кружок. По состоянию на 1928 год литературные кружки́ также работали в ДИНО, у железнодорожников и на патронном заводе № 60. В марте 1929 года при центральной (окружной) библиотеке был организован кружок украинской литературы, работавший под руководством преподавателей ДИНО. 28.04.1928 на литературном диспуте в Доме работников просвещения обсуждался роман Винниченко В.К. «Солнечная машина», который в то время был очень популярным в Украине. В октябре 1928 года в ряде рабочих клубов прошли вечера художественного слова; в 1929 году прошли два вечера еврейской литературы: 10.04.1929 и 07.12.1929. В Луганск приезжали: Украинизация, проходившая в это время в Украине, оказывала влияние и на культурные процессы в Луганске. Так, весной 1929 года были проведёны месячник украинской книги и конференции читателей украинских книг, в марте 1930 года – тираж 2-й всеукраинской книжной лотереи, 05.06.1930 – литературный вечер, посвящённый украинской пролетарской литературе. При галереи украинской литературы, открытой 01.11.1930 в Доме науки и техники, в ноябре 1930 года был образован кружок по истории украинской литературы. На фоне кризиса, поразившего «Забой», в октябре 1928 года при Луганском окружном комитете комсомола предполагалось создать Луганский филиал литературной организации комсомольских писателей Украины «Молодняк», но в отличие от других городов Украины, в Луганске он так и не был создан. В декабре 1929 года секцией старых партизан при Луганском окрсовете Осоавиахима была начата подготовительная работа к изданию сборника о подвигах красных партизан Луганщины в годы гражданской войны (информации о том, был ли издан такой сборник, не найдено). 1930-е г.г.После ликвидации союза «Забой» в мае 1932 года, Луганские ячейки организации в том же месяце были преобразованы в литературные кружки́: центральный – при редакции газеты «Луганская правда», позже он стал работать при Луганском горкоме комсомола, остальные – по месту своего нахождения. В июле того же года при редакции газеты «Луганская правда» был создан рецензентский кружок (о его деятельности информации не имеется). В течение 1932 года половина литкружков в Луганске распалась, и их осталось три: при горкоме комсомола (числ. 20 чел.), на паровозостроительном заводе (числ. 12 чел.) и в педагогическом институте. В начале декабря 1932 года в Луганске была создана городская литературная организация (она просуществовала недолго). К 1933 году на Луганщине литкружки остались: в Ровеньках, Лисичанске, Кадиевке.
Писательский (литературный) актив Донбасса сгруппировался вокруг журнала «Литературный Донбасс» (бывший «Забой»). Из луганчан в актив входило пять человек: Юрий Черкасский, Михаил Подлащик (до июля 1933 года), Николай Упеник, Матвей Матусовский, Иван Гадаев. В апреле 1933 года редакция журнала прикрепила писателей-активистов к конкретным литературным кружкам для оказания им учебно-творческой помощи.
Редакция журнала «Литературный Донбасс» и донбасские писатели-активисты не в состоянии были охватить прежний объём работы союза «Забой». Проседало, в частности, массовое литературное движение и работа по призыву в литературу рабочих-ударников.
В июне 1933 года в Донбассе начался конкурс на лучший литературный кружок, объявленный оргкомитетом союза советских писателей Украины. Некоторые кружки́ вызвали друг друга на соревнование. 20-23 ноября 1933 года в Сталино прошёл первый вседонецкий съезд писателей и литкружковцев. По лицам, принимавшим участие в работе съезда, по принятым на нём решениям, можно констатировать, что он явился важным событием для дальнейшего развития литературного процесса в Донбассе. На съезде, в частности: Cталино, как центр созданной в июле 1932 года Донецкой области, после этого вседонецкого съезда стал и центром литературного движения в Донбассе. Так, в течение 1934-1935 г.г. в Сталино прошли различные семинары, совещания, курсы, направленные на повышение писательского мастерства начинающих донбасских писателей. 02-04.12.1935 прошёл вседонецкий слёт молодых писателей, в конце которого на литературном вечере с чтением своих произведений выступали, в частности, и луганские поэты Черкасский и Упеник. Кроме того, в феврале 1934 года в Сталино был создан кабинет рабочего автора. В основу его работы было положено методическое руководство литературными кружками, консультация произведений, помощь молодым писателям Донбасса. Аналогичный кабинет был создан и в луганском ДК им. Ленина для членов литкружка паровозостроительного завода.
В конце 1934 года литературный кружок был воссоздан на Луганском патронном заводе № 60, в сентябре 1935 года образован в Луганском огородном институте. В 1937 году при Луганской городской библиотеке им. Горького был образован литературно-рецензентский кружок. На состоявшемся 27.04.1941 в Сталино совещании писателей Донбасса, которое проводилось Донецким отделением союза писателей Украины, было отмечено, что уже назрела необходимость образования в Луганске областного отделения союза писателей Украины. Также на совещании обсуждался вопрос о выпуске альманаха писателей Донбасса, но этому помешала начавшаяся Великая Отечественная война. В 1934 году Луганский педагогический институт из студентов литературного факультета организовал экспедицию по сбору и изучению фольклора на территории Луганщины. Часть собранного материала была опубликована 06.07.1935 в «Луганской правде», а также включена в сборник поэзии «Песни Ворошиловграда», который вышел из печати в октябре 1936 года. В июле 1938 года пединститутом была организована ещё одна аналогичная экспедиция. Во второй половине 1930-х г.г. город Луганск и его боевое революционное прошлое стали активно освещались в поэзии. Так, в феврале 1936 года была опубликована «Песня про Ворошиловград» Тереня Масенко, как уже было сказано выше – был издан сборник поэзии «Песни Ворошиловграда», в который кроме фольклора были включены и произведения семи поэтов (в том числе и Александра Кравцова), несколько стихотворений, посвящённых Луганску, написали Михаил Матусовский (младший), Николай Упеник, Лев Галкин и начинающие луганские поэты Валентин Артюшенко, Пётр Иванов, Григорий Савченко. С 20.11.1937 по 01.05.1938 Луганские горком партии и горсовет, а также редакция газеты «Ворошиловградская правда» проводили конкурс на лучшую песню о городе Луганске и Ворошилове К.Е. В октябре 1938 года Луганское областное управление по делам искусств вышло с инициативой к луганским композиторам и литераторам о коллективном создании к 20-летию обороны Луганска (апрель 1939 года) оперы «Оборона Луганска». На этот призыв откликнулся, в частности, поэт Лев Галкин из Сталино, который свой творческий путь начинал в Луганске в начале 1930-х г.г., учась в пединституте, и являясь членом литературного кружка́. Однако опера написана не была. В конце июля 1941 года Луганский областной отдел по делам искусств объявил конкурс на создание боевой песни луганских ополченцев.
В Луганске (как и по всей стране) прошли мероприятия, посвящённые, в частности: 1942-1943 г.г. (оккупация)После оккупации Луганска немецко-итальянскими войсками (15.07.1942) тут с 18 августа стала выходить газета «Нове життя» («Новая жизнь») – орган местной городской управы (с № 11 за 11.09.42 – орган перестал указываться). середина 1940-х г.г. (послеоккупационный период)В 1944 году при редакции газеты «Ворошиловградская правда» было образовано литературное объединение, собрания которого проходили еженедельно. |
Последнее обновление страницы – 28.03.2021 |