К концу XVIII века на территории Украины работало два
металлургических предприятия: литейный двор в Херсоне, где производили
медные пушки для Черноморского флота и оружейный завод в Кременчуге. Эти
небольшие предприятия были не в состоянии обеспечить растущие
потребности флота и новых крепостей, которые возникали на южных границах
Российской империи. Для строительства крупного завода не хватало угля и
разведанных запасов руд. С этой целью было организовано ряд
экспедиций по поиску месторождений полезных ископаемых и их добыче на
Донбассе, в том числе и на территории современной Луганщины. Так, в
частности, в 1790 году по инициативе Потемкина Г.А. была организована экспедиция под руководством профессора Ливанова М.Г., а в 1791-1792 г.г. – под руководством горного специалиста Аврамова Н.Ф.
Для оценки полученных сведений о запасах угля и качестве руд, шотландскому инженеру Карлу Гаскойну,
приглашенному на российскую службу, было поручено в 1794 году
провести разведку залежей полезных ископаемых в районе Славяносербии и
определить удобное место для строительства крупного металлургического
завода.
Гаскойн выполнил поручение и заверил правительство, что "найденные
прииски железной руды и каменного угля по освидетельствованию обещают
богатейшее количество сих минералов в наилучшем качестве".
14 ноября (по старому стилю) 1795 года императрицей Екатериной II был издан Указ
об основании чугунолитейного завода, с сооружением которого в
долине реки Лугань и связано возникновение города Луганска. Сёла
Каменный брод (основано в 1755 году) и Вергунка были первыми населенными
пунктами, принявшими весной 1796 года строителей и рабочих Луганского
литейного завода, которыми были: арестанты с Херсона, поляки (участники
восстания Тадеуша Костюшко), рабочие и мастеровые с Олонецких и Липецкого казенных заводов, а также плотники и каменщики из Ярославской губернии. Для выполнения гужевой повинности указом от 25.02.1796 к заводу было приписано более двух тысяч крестьян из окрестных сел.
В 1797 году возникшее вокруг завода поселение получило название –
посёлок Луганский завод. Завод был построен в довольно короткий срок и
в 1798 году на нем начали отливку пушек малого калибра из уральского
чугуна и металлического лома, который доставлялся из Херсона и
Таганрога, так как качество местной железной руды не оправдало надежд.
Для организации эффективной плавки на Луганский завод в 1799 году
прибыл известный литейный мастер Джон Уокер, но и он ничего не смог
сделать. Конфликтуя с Уокером, Гаскойн настаивает на строительстве
доменных печей, которые начали работу на Луганском заводе 4 октября
1800 года. Однако, отлитые ядро, граната и бомба, которые были
торжественно отправлены в Берг-коллегию, не выдержали испытаний, так
как чугун оказался низкого качества.
До конца своей жизни Гаскойн совершенствовал луганские домны, проводил
опыты по отливу чугуна на коксе из местных руд, но промышленную отливку
чугуна наладить так и не удалось – Луганский завод работал на привозном сырье.
В 1803 году на заводе было изготовлено 120 мортир, в следующем году – уже 250. К 1812 году значительная часть российских пушек была изготовлена на Луганском заводе.
К 1827 году литейный завод пришел в такое плачевное
состояние, что на высочайшем уровне возникли сомнения в целесообразности его дальнейшей эксплуатации ввиду его полной
бесперспективности. И то, что Луганск существует до сих пор в качестве
крупного административно-промышленного и культурного центра, является
исключительной заслугой одного единственного человека – будущего
министра просвещения Российской Империи Ковалевского Е.П.
Именно Ковалевский тщательно изучил состояние дел на луганском заводе,
определил причины, приведшие к его упадку, и наметил пути вывода завода
из кризиса, благодаря чему завод избежал закрытия. А вместе
с ним был "спасен" и город Луганск, как будущий уездный, а, со
временем, и областной индустриальный центр, от неизбежного упадка,
связанного с закрытием градообразующего предприятия.
Выгодное географическое положение на путях между центральными
губерниями России и портовыми городами Ростовом и Таганрогом
способствовало развитию торговли. Вокруг завода возникли
торгово-ремесленные заведения, школы, строились предприятия, а также
открылась железная дорога Луганск–Дебальцево.
По состоянию на январь 1858 года в селении при Луганском заводе проживало 5160 человек, домов было 907, также более 6-ти тысяч человек проживало в двух прилегающих селениях Каменном Броде и Высшем, и трёх рудниках: Лисичанском, Успенском и Городищенском, принадлежащих заводу. По состоянию на 1863 год в с. Луганском Заводе проживало 6474 чел.
По состоянию на 1864 год в Луганском Заводе и Каменном Броде проживало 9647 человек (домов было 1380), на 1867 год – 10239 чел.
Во второй половине XIX века, из-за убыточности, литейный завод несколько раз находился на грани закрытия, в частности, в 1876 году. По случаю чего была выпущена медаль.
03.09.1882 по ходатайству местного купечества и дворянства, император
Российской империи утвердил положение об основании на базе посёлков
Луганский завод и Каменный Брод – города Луганск (статус – уездный
город).
20.06.1887 Луганский литейный завод всё же был закрыт. Но город не
успел прийти в упадок. Политика Российского правительства в конце XIX
века способствовала тому, что иностранные капиталисты стали
рассматривать варианты размещения своих производственных мощностей
непосредственно на территории России и в частности на Донбассе. Важную
роль в развитии промышленности Луганска как раз и сыграло привлечение в
Россию иностранного капитала в то время. Английские, германские,
французские, бельгийские предприниматели создавали в Донбассе
многочисленные акционерные общества, строили заводы, разрабатывали
месторождения угля и руд.
В 1895 году, вслед за французами, интерес к российскому транспортному
рынку проявил и немецкий промышленник Густав Гартман, купивший летом
этого же года на окраине Луганска участок земли для строительства двух
заводов, в том числе и по выпуску паровозов. Их строительство было
начато в 1896 году, после того как Гартман получил разрешение учредить
«Русское общество машиностроительных заводов Гартмана» (РОМЗГ). В
дальнейшем именно это предприятие становится основным градообразующим
предприятием города. По состоянию на 1895-1897 г.г. в Луганске проживало порядка 20-22 тысячи человек.
В 1900 году на железнодорожные магистрали вышел первый построенный в Луганске товарный паровоз.
В 1909 году в Луганске проживало около 53 тысяч человек.
Согласно справочника 1912 года, по состоянию на 01.01.1911 в Луганске проживало 61400 человек, в городе было 12 промышленных
предприятий, 11 церквей, 4 больницы, 7 гимназий и других средних учебных
заведений, 31 начальная школа, 8 культурно-зрелищных учреждений, 86
объектов торговли, жилой фонд города составлял 1993 дома.
12.02.1918–27.04.1918 город Луганск и прилегающая территория
находится в составе Донецко-Криворожской советской республики
(республика формально существовала до 17 февраля 1919 года).
28.04.1918–05.11.1918 первая немецкая оккупация города.
27.05.1919–23.12.1919 власть в Луганске принадлежала ВСЮР.
05.11.1935 – город переименован в Ворошиловград, именем советского
военного и политического деятеля К.Е.Ворошилова, чья деятельность была
связана с Луганском.
03.06.1938 – город становится областным центром.
17.07.1942–14.02.1943 вторая оккупация города немецкими войсками.
05.03.1958 – городу возвращено историческое название – Луганск.
В 1970 году, после смерти Ворошилова (02.12.1969), город снова переименовали в Ворошиловград.
04.05.1990 – городу возвращено его первоначальное название – Луганск.
12.05.2014 – на части территории Луганской области провозглашена Луганская Народная Республика, с центром в городе Луганске.
|