карнавал-маскарад
парк им. 1-го Мая



Карнавал-маскарад

31 августа, накануне 21-го Международного юношеского дня, в саду им. 1-го Мая проведён большой карнавал-маскарад. Участвовало свыше 20 тысяч человек. 120 различных костюмов и свыше 400 разных масок изображали разные националь- ности Советского Союза, огородничество, озеленение города и другие темы.
За лучший костюм домохозяйка Великоиваненко, которая изготовила костюм и маску из всевозможных огородных культур, получила первую премию. Работница завода № 60 Олейнич была вся в листьях и изображала озеленение города. Она полу- чила ценный подарок. Тов. Алексеева изображала ромашку, и также получила премию.
На вечере было выпущено 75 ракет и множество различных фейерверков. В саду играло два духовых оркестра, один симфо- нический, семь баянистов. Танцевальные площадки были переполнены.
Первое место по восточным танцам, исполнив кабардинскую лезгинку, занял Гуков. Первое место по европейским танцам, исполнив вальс, заняли Егоров и Зновенко – рабочие сталелитейного цеха завода ОР. По западным танцам первое место заняли Липман и Гонцова, исполнив танго. По фокстроту первое место заняли специалисты завода ОР Фертель и Алексам- штан.

газета «Луганская правда» за 2 сентября 1935 года




Карнавальная ночь

Трамвай "завод "ОР" – Лутовиновский посёлок" переполнен как никогда. В чём дело? Чтобы ответит на этот вопрос, доста- точно посмотреть на крышу трамвая и прочесть прибитый к ней плакат: "Все на карнавал-маскарад!"
На остановке "Красная площадь" трамвай опустошается. Людской поток устремляется по Ленинской улице, потом – по Пушкинской. А у калиток сада людские потоки образовали прямо-таки море людей.
Семь часов.
Море хлынуло в открытые шлюзы – в калитки. Если обычно публику пропускают через одну калитку, и этого бывает вполне достаточно, то сегодня не хватает и трёх калиток, и приходится открывать сад с другой стороны, с Кировской улицы.
Сад стал вместительней. Для этого не пришлось переносить забор или рубить деревья. Оказывается, достаточно было осве- тить уголки сада, всегда пребывавшие в темноте, чтобы появились новые, никем доселе неподозреваемые участки, пригод- ные для гулянья (Здесь уместно спросить, неужели нельзя было подобное "расширение площади" произвести раньше? Не- ужели для этого понадобился, ни больше, ни меньше, как карнавал-маскарад?).
В эту ночь в саду им. 1-го Мая было 20 тысяч человек. Сад праздничен, убран флагами, лентами. В саду много света – про- тив эстрады установили целую башню электрических ламп. Фонтаны исправно исполняют свои обязанности: струя воды непрерывна, брызги великолепны (Опять-таки, почему в обычные дни фонтаны содержатся в сухом виде? – Правило, необ- ходимое для хранения спичек, но совершенно непригодное для работы фонтана).
Маскарад – дело новое и непривычное. Поэтому люди, даже те, которые активно участвуют в маскараде, вначале держат себя как ни в чём не бывало (маска в кармане или завёрнута в газету). Все ждут: кто первый? Но вот, в 8 часов гаснет свет. Многие сворачивают с главных аллей в боковые, и копошатся над чем-то в темноте. Через 5 минут снова, ещё ярче вспых- нул свет и осветил смельчаков, первыми надевших маски.
Начало положено. Людей в масках становится всё больше и больше. По следам "замаскированных" ходят толпы ребятишек, на них показывают пальцами, они привлекают всеобщее внимание. Постепенно к ним привыкают. К тому же, появляются новые, ещё более необычные маскарадные "экспонаты".
Некий испанский гранд (шляпа с пером, бархатная накидка, белое трико и шпага), преклонив колено перед дамой, напы- щенно провозглашает:
Прелестная полумаска! Не имея счастья знать ни вашего имени, ни места вашей службы, я всё же беру на себя сме- лость предложить вам мою руку, сердце и шпагу.
В аллеях сада среди простых смертных и "замаскированных" появляются костюмированные. Монахиня прогуливается под руку с негром, гоголевская Коробочка – с испанцем. Женщины одеты в мужское платье, а мужчины, наоборот, – в женское.
Весь сад, все 20 тысяч человек превратились в одно огромное жюри. Все ходят по аллеям, рассматривают костюмы и оце- нивают.
Гулянье в разгаре! Любители западных танцев – фокстротируют. Знатоки серьёзной музыки слушают симфонический ор- кестр. Плясуны группируются вокруг баянистов и пляшут – кто гопак, а кто лезгинку. Подростки катаются на пони и осли- ках.
По саду бегало с полсотни парнишек – летучая почта. Но, к сожалению, они не только выполняли свои почтово-увесели- тельные функции, но и одновременно являлись своеобразной передвижной выставкой малограмотности организаторов карнавала: у всех них на ленте было написано: "Литучая почта".
В полночь – гвоздь всей программы – сжигание фейерверков. Это было замечательно красивое зрелище. Очень эффектны были фигурные фейерверки (мельница, звезда). Небо было исполосовано молниями ракет, которые рассыпались, и звёзды, падая, гасли. Было похоже, что небо поливают из брансдбойта расплавленным золотом.
Финал карнавала был очень плохо организован и совершенно смазан. Конкурс на лучший танец проходил так, что наблю- дать за танцами могло пятьдесят, ну, сто человек, не больше.
Просмотр костюмов также не был должным образом оформлен. Все костюмированные столпились на сцене, и председа- тель жюри очень сухо и казенно информировал о решении премировать ценными подарками таких-то и таких-то. Точь-в- точь, как на профсоюзном собрании, да ещё плохо проведённом.
Первую премию получил костюм Великоиваненко. Её костюм – своеобразная огородная выставка. Он целиком был сделан из овощей: картофеля, кукурузы, перца, моркови и так далее. Даже маска была сделана из тыквы.
Вторую премию получила Олейнич. Её костюм был сшит из разнообразных листьев. Оба эти костюма на карнавале держа- лись вместе, образуя общий тематический комплекс – огородничество и озеленение.
Итоги
Инициатива проведения карнавала-маскарада целиком себя оправдала. Это, безусловно, яркая, жизнерадостная, интересная форма массового празднества. Карнавал, прежде всего, показал, что сад может гораздо более культурно и разнообразно об- служивать посетителей, чем это делалось до сих пор. Карнавал, безусловно, поможет усвоению той простой истины, что посетители сада, это не "гуляющие единицы", а живые люди, желающие развлекаться и веселиться.

Еф. Мейерович

газета «Луганская правда» за 3 сентября 1935 года