Второй симфонический концерт
Аплодисменты, которыми зрительный зал встретил появление за дирижёрским пультом профессора А.И.Орлова, го- ворят о том, что ворошиловградцы не забыли прошлого концерта (в 1934 году) маститого мастера советского музы- кального искусства.
В отличие от первого концерта, второй не отличался целостностью программы. Первый концерт, посвящённый це- ликом одному композитору – Чайковскому, был построен таким образом, чтобы дать слушателю представление о различных сторонах его творчества.
Поскольку в программу второго концерта были включены Римский-Корсаков и Мусоргский, следовало посвятить весь концерт творчеству группы композиторов, вошедших в историю музыки под названием «Могучей кучки».
В первом отделении была исполнена «Шахерезада» Римского-Корсакова. Оставаясь и в этом произведении верным своим творческим установкам, Римский-Корсаков использовал для «Шахерезады» с одной стороны сказки «Тысяча и одной ночи», являющиеся памятником народной мудрости, а с другой стороны – фольклорные музыкальные темы Востока. «Шахерезада» – наглядный ответ всем тем, кто старается приписать «Могучей кучке» и, в частности, Рим- скому-Корсакову национальную русскую ограниченность.
Во втором отделении при участии солиста А.П.Королёва (бас) были исполнены два отрывка из оперы Мусоргского «Борис Годунов» – ария царя Бориса и песенка Варлаама «Как во городе было во Казани».
Очень верно поступили руководители оркестра, выбрав для исполнения вокальные отрывки. Мусоргский тяготел в первую очередь и, главным образом, к вокальной музыке, которая в большей мере отвечала реалистическим устрем- лениям его творчества.
Во втором отделении были исполнены также «Прелюды» венгерского композитора Франца Листа и увертюра к «Тангейзеру» великого немецкого композитора Рихарда Вагнера.
Профессор А.И.Орлов, помимо исключительной дирижёрской техники, обнаружил глубокое понимание содержания и стилевых особенностей каждого из исполненных произведений.
Огромное культурное значение концерта московского симфонического оркестра бесспорно. Оно умножается ещё и тем, что исполнению каждого произведения было предпослано вступительное слово (лектор Ц.Рацкая), об'ясняющее творческую историю произведения, облегчающее зрителю восприятие и понимание его.
Еф. Рович
газета «Ворошиловградская правда» за 12 марта 1936 года
Женский хор
Концерт во Дворце культуры имени Ленина
Театрализованный женский хоровой ансамбль под руководством Верховенца принимал участие в декаде украин- ской музыки, которая проводилась в Москве. Уже одно это является высокой оценкой ансамбля. Награждение руко- водителя хора орденом «Знак Почёта» и премирование всего коллектива подтверждает эту оценку.
Женский хоровой ансамбль с музыкальной точки зрения – своеобразное явление потому, что песни, исполняемые хором без мужских голосов, приобретают особенное, подчас неожиданно свежее звучание. Но главное своеобразие женского хора заключается в подборе репертуара.
В основе репертуара – народная украинская песня и, как правило, женская народная песня. Среди народных песен, женские песни составляют особенный жанр. Заслуга хорового ансамбля в том, что он показывает и культивирует этот жанр.
Другая особенность ансамбля заключается в том, что он театрализованный. Если в сольном пении элементы "игры" стали в какой-то мере обязательными, то в хоровых коллективах – это новое явление. Театрализация, как нам ка- жется, подсказана коллективу стремлением точно передать характер народной песни, исполнить её так, как это де- лается "в жизни".
Театрализованное пение в целом хоровом ансамбле обязывает каждого исполнителя не только самому играть, но и увязывать игру со своими партнёрами. Это создаёт большие, до этого ещё не использованные коллективом возмож- ности.
Однако не все исполненные песни удачно театрализованы. Наиболее удачная театрализация там, где она пе- редаёт характер народного исполнения песни, а неудачная в тех случаях, когда исполнители двигаются по сцене только для того, чтобы не стоять на одном месте.
В вокальном отношении хор представляет собой исключительно квалифицированный коллектив. Отдельно нужно отметить солисток хора – Кононенко, Лауфер и колхозницу Онищенко, которая совсем недавно принята в ансамбль.
Этот небольшой отчёт о концерте хочется закончить возгласом, который прозвучал в зале после одной исполненной песни: Пусть живёт украинская культура!
Ю. М.
газета «Ворошиловградская правда» за 26 мая 1936 года
|