филармония



Концертный сезон

Сегодня выступлениями солиста Киевского ордена Ленина театра оперы и балета Н.Частия и лауреата всесоюзного конкурса пианистов В.Киппы начинает свою работу Ворошиловградская областная филармония.
Филармония наметила целую серию концертов лучших представителей советского искусства. В ближайшее время во Дворцах культуры и клубах области состоятся выступления народной артистки СССР Литвиненко-Вольгемут, народного артиста УССР Па- торжинского, заслуженных артистов УССР Петрусенко, Гришко и Гайдай, профессоров Московской консерватории – скрипача Эр- денко и певца Доливо.
Во второй половине ноября филармония проведёт симфонические цикловые дневные концерты для детей старшего возраста. Вви- ду того, что мы не имеем симфонического оркестра, а оркестр театра оперы и балета вечерами занят, филармония вынуждена пока ограничиться дневными концертами. На концертах будут исполняться произведения Бетховена, Чайковского, Бизе, Верди и совет- ских композиторов. Кроме того, будут проведены тематические музыкальные и литературные концерты с участием не только ар- тистов филармонии, но и лучших сил театра оперы и балета, и театра юного зрителя. Первый концерт будет посвящён XX-летию ленинско-сталинского комсомола. Затем последуют концерты, посвящённые республиканской Испании, Т.Г.Шевченко, А.С.Пуш- кину, В.В.Маяковскому.
Филармония обслужит не только Ворошиловград, но и районы области, где в течение зимнего сезона будет проведено 27 больших концертов. Сейчас уже организуются и посылаются на периферию концертно-эстрадные бригады.
Нужно сказать, что областные организации ещё не создали необходимых условий для успешной работы филармонии. Мы не имеем помещения для репетиционной работы, а сама дирекция ютится в здании летнего цирка.
С помощью партийных, советских и профсоюзных организаций мы сумеем выполнить наши задачи по внедрению музыкальной культуры в массы.

Д. Слащёв,
директор Ворошиловградской областной филармонии

газета «Ворошиловградская правда» за 18 октября 1938 года







Концерт Оксаны Петрусенко

24 октября в Ворошиловграде состоялся второй концерт Петрусенко, организованный областной филармонией. На сцене Дворца культуры имени Ленина выступили заслуженная артистка Республики, орденоносец Оксана Андреевна Петрусенко и певец Мос- каленко В.Д.
Первое отделение прошло чрезвычайно бледно и неинтересно. Москаленко, занявший бо́льшую половину всего концерта, ничем не мог порадовать собравшихся, жаждущих послушать хороший лирический тенор. Ария из оперы «Паяцы», избранная певцом, была ему явно не под силу. Неровность, напряжённость и однообразие исполнения вызывали, по меньшей мере, чувство досады. Очевидно, пытаясь сгладить крайне неудачное начало, Москаленко перешёл на так называемые лёгкие произведения. К сожале- нию, популярная и нетрудная для исполнения неаполитанская песенка «Скажите, девушки» не могла изменить впечатления, сло- жившегося уже после исполнения Москаленко классического репертуара.
Полной противоположностью было выступление заслуженной артистки Республики Оксаны Петрусенко. Одна из лучших певиц советской Украины уже с первого номера завладела аудиторией. Особенно горячо были встречены русские и украинские народ- ные песни, блестящей исполнительницей которых является Петрусенко. Такие замечательные песенки, как «Что мне жить и тужить одинокой», «Гандзя» и другие, артистка исполнила с большим мастерством.

Областная филармония начала большое и нужное дело – популяризацию лучших мастеров советского искусства. Можно только пожелать филармонии строже подходить к подбору концертантов.
Ворошиловградцы с большим нетерпением будут ждать приезда виднейших советских певцов и музыкантов, имена которых пред- ставлены в анонсовых афишах областной филармонии.

С. Крушевич

газета «Ворошиловградская правда» за 26 октября 1938 года




Камерные концерты филармонии

Камерная музыка – самый трудный и самый тонкий вид музыкального искусства. Каждый подлинный композитор посвящал ей значительную долю своего творчества. Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шуман, Брамс, Глинка, Даргомыжский, Бородин, Чай- ковский, Римский-Корсаков, Глазунов, Танеев, советские композиторы – все они в той или иной мере отдавали дань камерному творчеству.

Ворошиловградская филармония поступает правильно, когда, организуя концерты, уделяет большое внимание камерной музыке. Состоявшийся 25 октября концерт певицы А.Андреевой-Рябовой и заслуженной артистки Республики, виолончелистки А.Любо- шиц, является тому доказательством.
Солистка Московской филармонии Андреева-Рябова справедливо считается одной из лучшей камерных певиц нашей страны. Простота, благородство, прекрасное чувство стиля, большой внутренний темперамент и хороший вкус – вот основные черты ис- полнительского творчества умной и даровитой певицы. К этому следует прибавить всегда строгую, принципиально выдержанную программу – обстоятельство, имеющее большое воспитательное значение.
В этом концерте Андреева-Рябова исполнила в первом отделении романсы Даргомыжского и Чайковского, во втором – ряд ста- ринных русских романсов Гурилёва, Варламова, Булахова.
Вряд ли стоит подробно останавливаться на каждом исполненном романсе. Общее впечатление – культурного, тонкого мастерства артистки, знающей и умеющей лепить музыкальный образ, понимающей форму, чувствующей стиль.

Виолончелистка Любошиц, несомненно, является одной из лучших представительниц этого, не часто встречающегося среди жен- щин музыкального жанра. Игра Любошиц – лёгкая, изящная, при замечательном, хотя и не очень глубоком тоне, – отличается боль- шой исполнительской культурой и значительной техникой. Однако артистка не совсем удачно составила свою программу. Соната Эклес, ноктюрн Шопена, «Гитара» Мошковского, «Сентиментальный вальс» Чайковского, «Прялка» Поппера – всё это, конечно, хорошие вещи, но такая "мешанина" никак не воспитывает и музыкально не дисциплинирует слушателя. На составление програм- мы артисту всегда следует обращать серьёзное внимание.

Очень тонкой исполнительницей фортепианной партии концерта явилась пианистка Бак-Львович. И не её вина, что пианино, на котором она играла, не было настроено и не звучало. Отсутствие настоящего инструмента, хорошего концертного рояля – большой художественный грех. На этот "пустяк" громадного значения необходимо обратить особое внимание.

Анатолий Канкарович

газета «Ворошиловградская правда» за 27 октября 1938 года