Луганск





Теа-джаз Утёсова

(Концерты теа-джаза Леонида Утёсова во Дворце культуры имени Ленина)


Леонид Утёсов и его джаз пользуются большой и заслуженной популярностью в нашей стране. Кинокартина «Весёлые ребята» многократно увеличила эту популярность. Марш из «Весёлых ребят» исполняется у нас очень часто, а если пресловутое «Сердце» поётся сейчас сравни- тельно редко, то только потому, что эту песенку до невозможности "запели".
Об'яснение этой популярности – в безусловной талантливости самого Утёсова, в высокой музыкальной технике руководимого им оркестра, в доходчивости репертуара и в особо доходчивой форме подачи его. Всё это – неот'емлемые достоинства утёсовского теа-джаза.
Под понятием джаз подразумевается не только особый подбор инструментов – тромбон, банджо, гавайская гитара и т.д. Говоря о джазе Утё- сова, мы подразумеваем обилие в репертуаре всяческих фокстротов, румб и танго, эксцентрическую манеру дирижирования, пародийность исполнения музыкальных произведений.
Джаз существует и имеет все права на существование. Действительно, почему бы не послушать фокстрот на тему арии индийского гостя из «Садко»? Очень милая и талантливая музыкальная шутка. Но, конечно, она не заменит зрителю оперы Римского-Корсакова.
Об этом приходится говорить потому, что у нас наблюдается, подчас, чрезмерное увлечение джаз-музыкой в ущерб всестороннему развитию рабочим зрителем своей музыкальной культуры.

Джаз Утёсова называется теа-джазом. Утёсов претендует (во вступительном слове к концерту) на создание синтетического театрализованно- го представления, в котором джаз-музыка играла бы ведущую роль. Показанный в первом акте одноактовый скетч «Музыкальный магазин», к сожалению, ни в какой степени не решает этой задачи. «Музыкальный магазин» – это только ряд поводов для исполнения музыкальных номе- ров.

Е. Рович


газета «Ворошиловградская правда» за 4 марта 1936 года






Концерты теа-джаза

Вчера состоялся последний концерт теа-джаза, руководимого Леонидом Утёсовым. Последние два вечера проходили по несколько изменён- ной программе. Вместо «Музыкального магазина» зрителю был показан скетч «Без дирижёра».
Второй скетч подтвердил наше мнение об ограниченных возможностях джаза в деле создания полноценного театрального представления. Со- держание этого скетча, так же, как и первого, заключается в том, что Утёсов, выступая в разнообразных ролях, дирижирует своим оркестром. Среди разнообразных способностей Утёсова, его дирижёрский талант, несомненно, занимает первое место.

Оркестр Утёсова в музыкальном отношении – первоклассен (особо заслуживает быть отмеченным тов. Симошников, играющий на ударных ин- струментах). Каждый из участников оркестра – настоящий, большой музыкант. Высокие музыкальные достоинства оркестра особенно очевид- ны в исполнении таких вещей, как «Экспресс Ленинград–Москва» и «Охота на тигра».

Наиболее уязвимым местом в концертах Утёсова является текст. Это равно относится и к куплетам большинства песенок, и пресловутым утё- совским остротам. Предметом большинства острот служат артисты оркестра, причём Утёсов в этом теряет, подчас, чувство меры и такта.

Утёсов отказался от своих одесских песенок. Он сам заявил: Я их породил, я их и убил. Нам кажется, что Утёсов мог бы без ущерба отказаться ещё кое от чего в исполняемом им репертуаре. Ведь «Здравствуй, моя Любка» не перестаёт быть блатной песней от того, что её называют ленинградской песенкой «У окошка». Ущерб от из'ятия подобных "ленинградских песенок" легко возместим. Первый шаг по этому пути сделан. Включение в репертуар «Степной кавалерийской» Книппера, прекрасно исполненной оркестром, полностью себя оправдало. Однако, эта пес- ня в окружении бесчисленных фокстротов кажется неорганичной в репертуаре оркестра. Утёсову следует более решительно пойти по пути расширения репертуара за счёт более серьёзных музыкальных произведений советских композиторов.

Е. Рович


газета «Ворошиловградская правда» за 8 марта 1936 года