декада советской музыки

Декада советской музыки и эстрады
в Донбассе

Для проведения декады советской музыки и эстрады в Донбассе Всесоюзное концертное об'единение, совместно со Ста- линской и Ворошиловградской филармониями, сформировало четыре артистических состава. Разработан маршрут их вы- ступлений по Донбассу. Каждая группа даст не менее 12 концертов. Первые выступления состоятся в областных центрах – в Сталино и Ворошиловграде. Затем артисты дадут концерты в Макеевке, Горловке, Краматорске, Константиновке, Воро- шиловске, Рубежной, Ирмино, Красном Луче, Лисичанске и других городах.
Для концертов в Донбассе привлечены видные музыкальные исполнители, певцы, мастера художественного слова. Сюда направляются солист Большого театра СССР виолончелист Я.Слободкин и виолончелист А.Стогорский, певица А.Малюта, широко известная советским слушателям по её выступлениям по радио.
В большом литературно-музыкальном концерте выступит с чтением собственных произведений поэт Иосиф Уткин. Участ- ники: дипломант ряда конкурсов музыкантов-исполнителей пианист М.Шифман, чтецы А.Грызунов, Ю.Глазунова, Л.Кай- ранская, солисты-певцы концертного об'единения Е.Андреева-Рябова, А.Еськова, солисты-пианисты концертного об'еди- нения И.Вестерман, В.Гольдинг, А.Киппен и государственный вокальный квартет под управлением Ционского.
Артисты едут к трудящимся Донбасса с новыми произведениями советских композиторов и авторов, со специально подго- товленными программами.
Музыканты исполнят: «Поэму» Левина, «Рапсодию» Компанейца, отрывки из танцевальной сюиты № 2 Крейна, «Токкату» Хачатуряна, два фантастических танца Шостаковича, «Туркмению» Шехтера, «Колыбельную» Спендиарова, «Армянские танцы» Айвазяна, «Ноктюрн» Половинкина и многое другое.
Певцы споют романсы, песни и арии из опер и оперетт советских композиторов: «Не пой красавица» и «Зимняя дорога» Хренникова, «Элиза» и «Песня про соловья» Мильмана, «Болтунья» Прокофьева, английскую песенку Сизован, француз- скую песенку Александрова, негритянскую песенку Прицкера, ирландскую песенку Нечаева, арии из опер «Чапаев» и «В бу- рю» Хренникова, песенку из оперетты «Золотая долина» Дунаевского, песню «За родину, за Сталина» Компанейца и др.
Поэт Иосиф Уткин прочтёт свои последние произведения из циклов о родине, любви и дружбе. В репертуаре чтецов стихи поэтов Маяковского, Суркова, Прокофьева, Голодного, литературная композиция из романа Горького «Фома Гордеев».
Огромный интерес, проявляемый зрителями к концертам декады, вдохновляет артистов, повышает их требовательность к себе и явится источником их большого творческого под'ёма.

Д. Луньков

газета «Ворошиловградская правда» за 3 декабря 1940 года




Декада советской музыки и эстрады

Концерты коллективов художественной
самодеятельности

Как уже сообщалось, Всесоюзное концертное об'единение и Ворошиловградская областная филармония с 8 декабря начина- ют проведение декады советской музыки и эстрады. В этой декаде, помимо профессиональных исполнителей, примут уча- стие и коллективы художественной самодеятельности. В этом – замечательное своеобразие и отличие нынешнего смотра достижений советской музыкальной и эстрадной культуры.
Дом народного творчества составил программу концертов коллективов художественной самодеятельности Ворошиловгра- да. Эта программа обещает много интересных выступлений.
Открытие декады состоится 9 декабря в клубе им. Сталина, где выступит показательный ансамбль народных инструментов областного Дома народного творчества. В последующие дни выступят самодеятельные коллективы: педагогического инсти- тута им. Шевченко, клуба им. Сталина, Дворца культуры им. Ленина и промкооперации. Затем состоится заключительный концерт декады, в котором примут участие лучшие исполнители.
Надо полагать, что областной отдел искусств и Дом народного творчества обеспечат хорошую организацию выступлений коллективов художественной самодеятельности, тщательный подбор их участников.

газета «Ворошиловградская правда» за 7 декабря 1940 года




Декада советской музыки и эстрады

Концерт во Дворце культуры им. Ленина

Смотры достижений театральной, музыкальной и эстрадной культуры неизменно привлекают широкий общественный ин- терес. Стало замечательной традицией проводить в Москве декады искусства национальных республик, декады музыки и эстрады, всесоюзные конкурсы исполнителей различных жанров.
Ко многим весьма отрадным выводам можно прийти после ознакомления с новыми произведениями советских компози- торов, с высококультурными исполнителями этих произведений.
В нашей стране выросла плеяда талантливых композиторов. Их музыка и песни становятся широко популярными. От ми- ниатюры до монументальной оратории, от романса до оперы, от короткого музыкального этюда до сложной симфонии – таков диапазон советского композиторского мастерства.
Достижения советской музыкальной и эстрадной культуры в какой-то мере должна была отразить, прибывшая в нашу об- ласть из Москвы, бригада Всесоюзного концертного об'единения. В её составе преимущественно молодые музыканты, вос- питанники Московской консерватории, лауреаты всесоюзных конкурсов исполнителей.
8 декабря во Дворце культуры им. Ленина состоялся концерт, открывший декаду советской музыки и эстрады в областном центре. В первом отделении концерта выступила пианистка И.Вестерман, исполнившая прелюдии Шостаковича и эпизоды из сюиты Прокофьева. Солистка Всесоюзного радиокомитета А.Малюта ознакомила слушателей с некоторыми произведе- ниями талантливого композитора Хренникова. В её исполнении тепло и проникновенно звучали романсы «Не пой краса- вица» и «Зимняя дорога».
Блестяще провёл своё выступление сталинский стипендиат Московской консерватории виолончелист Яков Слободкин. Незаурядной культурой исполнения отличались выступления пианиста М.Шифмана, государственного вокального квартета в составе Казакевича, Боркана, Ционского и Зайденар, мастеров художественного слова Ю.Глазуновой и А.Грызунова.
И всё же концерт не оставил яркого впечатления. Декада советской музыки и эстрады предполагает широкий показ разно- образнейших жанров. Отчётный концерт по своей программе оказался однообразным. Даже мастера художественного сло- ва не нашли почему-то нужным познакомить слушателей с сатирическими произведениями.
Хорошо, что выступлению артистов предшествовало вступительное слово музыковеда. Непонятно, однако, почему музыко- вед Гершовский не нашёл нужным сопроводить необходимыми пояснениями исполнение хотя бы прелюдий Шостаковича и сюиты «Туркмения» Шехтера.
В однообразии программы вряд ли повинны исполнители. В этом повинны устроители концерта. Если учесть, что прибыв- шая бригада является единственной, то становится непонятным, как же всё-таки руководители Всесоюзного концертного об'единения и областной филармонии мыслили себе проведение декады советской музыки и эстрады в нашей области?

Х. Иосифов

газета «Ворошиловградская правда» за 10 декабря 1940 года




Декада советской музыки и эстрады

Выступление самодеятельного
домрового оркестра

Выступлением своего показательного домрового оркестра под управлением С.Васильева, областной Дом народного творче- ства открыл 9 декабря декаду советской музыки и эстрады.
Домровый оркестр организован недавно, – в октябре этого года. Нужно отдать должное тов. Васильеву: за короткий срок, оркестр, состоящий из 17-ти музыкантов-домристов, среди которых рабочие и служащие станкостроительного завода, заво- да им. Октябрьской революции, студенты педагогического и сельскохозяйственного институтов, ученики средних школ, – показал хорошие результаты своей работы и возможности дальнейшего роста.
Выступавшие в концерте солистки оркестра певицы Зайцева и Лащинная с успехом исполнили, под аккомпанемент орке- стра, ряд песен композиторов Блантера, Милютина, Тартаковского и других.
В программу выступлений были очень удачно включены декламации. Студентка пединститута Терехович прочла стихотво- рение Джамбула «Великий сталинский закон», студент Славутин – «Дума про Опанаса» Багрицкого, молодой поэт Онищен- ко – своё стихотворение «Товарищам».
Исполнением «Марша Красной Армии» (музыка Глиэра) закончилось выступление показательного домрового оркестра, – способного, растущего коллектива.
Под руководством опытного музыканта тов. Васильева, оркестр может добиться отличных результатов, стать одним из луч- ших оркестров народных инструментов в Донбассе.

П. Гавриленко,
зав. музыкальной частью ТЮЗа

газета «Ворошиловградская правда» за 11 декабря 1940 года




Декада советской музыки и эстрады

Вечер бодрости и веселья

Выступление кружков художественной самодеятельности и отдельных их участников имеет всегда какую-то свою особен- ную прелесть. Она, видимо, заложена в самом характере самодеятельного творчества, где так много народности в исполне- нии. Тут люди поют, играют, читают и танцуют большей частью именно то, что им самим особенно понравилось, как гово- рят то, что острее всего тронуло их чувство. Отсюда – неподдельная искренность и обаятельная простота исполнения, от- сюда, – на вечерах самодеятельности многообразие красок, ярких и естественных. И если ещё всё это сочетается с хорошим вкусом, музыкальной, речевой, одним словом с художественной грамотностью, то такие вечера выливаются в настоящие народные праздники.
Нельзя, конечно сказать, чтобы полностью таким был состоявшийся 11 декабря вечер художественной самодеятельности в Ворошиловградском пединституте. Он содержал в себе ряд недостатков. Бледным выглядело оформление номеров, мало новых вещей вошло в репертуар. Ощущалась несыгранность, правда – молодого джаза, не всегда хорошая спетость певцов и их аккомпаниаторов. В общем, всё это должно быть отнесено на счёт художественных руководителей самодеятельности в институте.
И всё же вечер прошёл замечательно. Он, как нельзя лучше, отразил в себе бодрость и веселье счастливой советской моло- дёжи. Между зрителями, до отказа заполнившими зал, и их одарёнными представителями, находившимися на сцене, конеч- но, полнейшее единство мыслей, чувств. И когда хор под руководством тов. Васильева пел «Гимн партии большевиков», то только условности сцены удерживали публику от вступления в песню с теми, с кем они сидят за одной школьной скамьёй, с кем живут в одном общежитии, с кем часто вместе поют и танцуют.
Наша молодёжь любит песни советских композиторов – Дунаевского, Александрова, братьев Покрасс, Прокофьева, Глиэра. И песен этих было на вечере много, как в хоровом, так и в индивидуальном исполнении. Обладательницы приятных голо- сов и хорошего музыкального слуха, студентки Серпутина, Чупрунова, Крюкова тепло встречались их товарищами.
Талантливо прочли стихотворения для детей «Болтунью» Барто и «Мой рисунок» Маршака студенты Черномордик и Ми- щенко. Со своими, вполне зрелыми стихотворениями выступал студент Онищенко.
Но надо думать, что художественная самодеятельность пединститута не замедлит в ближайшее время сделать шаг вперёд, что она пополнится многими новыми способными и одарёнными людьми, которых в институте много, и выше поднимется их исполнительская культура.

М. Воинов

газета «Ворошиловградская правда» за 13 декабря 1940 года




Декада советской музыки и эстрады

Выступление кружковцев
станкостроительного завода

На вечере самодеятельных коллективов ворошиловградского клуба им. Сталина самое приятное и отрадное впечатление оставило выступление хора. Хор исполнить десять песен, показав разнообрание своих исполнительских возможностей. Правда, не все эти вокальные произведения прозвучали с одинаковой художественной силой. Например, народная песня «Кудрявчик», обработанная композитором Козицким, таит в себе композиционные слабости, которые хору преодолеть не удалось. Но зато такие прекрасные хоровые произведения, как «Гимн партии большевиков» Александрова, заключительная песня из оперы композитора Дзержинского «Поднятая целина», песня композитора Захарова «Над полями нежный ветер», народная песня «Ой дуб дуба» в обработке Козицкого прозвучали до того искренне и задушевно, что публика долго и тепло аплодировала исполнителям.
Нельзя, конечно сказать, чтобы полностью таким был состоявшийся 11 декабря вечер художественной самодеятельности в Ворошиловградском пединституте. Он содержал в себе ряд недостатков. Бледным выглядело оформление номеров, мало новых вещей вошло в репертуар. Ощущалась несыгранность, правда – молодого джаза, не всегда хорошая спетость певцов и их аккомпаниаторов. В общем, всё это должно быть отнесено на счёт художественных руководителей самодеятельности в институте.
И всё же вечер прошёл замечательно. Он, как нельзя лучше, отразил в себе бодрость и веселье счастливой советской моло- дёжи. Между зрителями, до отказа заполнившими зал, и их одарёнными представителями, находившимися на сцене, конеч- но, полнейшее единство мыслей, чувств. И когда хор под руководством тов. Васильева пел «Гимн партии большевиков», то только условности сцены удерживали публику от вступления в песню с теми, с кем они сидят за одной школьной скамьёй, с кем живут в одном общежитии, с кем часто вместе поют и танцуют.
Наша молодёжь любит песни советских композиторов – Дунаевского, Александрова, братьев Покрасс, Прокофьева, Глиэра. И песен этих было на вечере много, как в хоровом, так и в индивидуальном исполнении. Обладательницы приятных голо- сов и хорошего музыкального слуха, студентки Серпутина, Чупрунова, Крюкова тепло встречались их товарищами.
Талантливо прочли стихотворения для детей «Болтунью» Барто и «Мой рисунок» Маршака студенты Черномордик и Ми- щенко. Со своими, вполне зрелыми стихотворениями выступал студент Онищенко.
Но надо думать, что художественная самодеятельность пединститута не замедлит в ближайшее время сделать шаг вперёд, что она пополнится многими новыми способными и одарёнными людьми, которых в институте много, и выше поднимется их исполнительская культура.

М. Петров

газета «Ворошиловградская правда» за 15 декабря 1940 года




Декада советской музыки и эстрады

Творческий рост

Четвёртый концерт декады советской музыки привлёк обширную аудиторию. Переполненный зал ворошиловградского гор- парткабинета не мог вместить всех желающих. 15 декабря здесь выступали участники художественной самодеятельности облпромсовета.
Ансамбль песни и пляски под руководством Алексея Николаевича Лебедева сложился относительно недавно. В него вошли участники ранее разрозненных хоровых и танцевальных кружков. И всё же его отличает замечательная музыкальность, сла- женность и хороший исполнительский вкус. Интересен состав коллектива. В своём желании культурно расти здесь об'еди- нились люди самых разных профессий. И творческий рост этот весьма заметен. Токарь Короб, кузнец Чунихин, слесарь Пендюра, лекальщик Прохоровский, вагранщик Бойко, мастер цеха Дружинин и другие стахановцы производства, служа- щие, домохозяйки, с огромной энергией и желанием приобщились к самодеятельному искусству.
Хочется отметить вполне сформировавшихся солистов, представляющих интересные вокальные силы, – Чернышова, Меще- рякову, Славгородскую, Лебедеву, Малышенко, Воробьёву, Новикова, которые справедливо разделили успех концерта.
Особенно ярким было второе отделение, построенное на русских народных песнях и плясках. Здесь выделился танце- вальный коллектив, в частности, в финальной пляске, поставленной Журавлёвым.
Остаётся пожелать коллективу дальнейшего творческого роста. Он уже способен овладеть более сложным репертуаром, ставя отрывки из классических опер.

А. Волков

газета «Ворошиловградская правда» за 17 декабря 1940 года




Декада советской музыки и эстрады

Удачи и промахи

Крупнейшему в области Дворцу культуры им. Ленина была оказана честь завершить концерты декады советской музыки и эстрады силами художественной самодеятельности. Правление Дворца решило устроить концерт в помещении областного драмтеатра и широко его афишировало. Концерт привлёк внимание ворошиловградской общественности, – зал был полон.
Концерт открыла замечательная хоровая капелла паровозостроителей – гордость многотысячного рабочего коллектива. В участниках этой капеллы ныне уже трудно узнать самодеятельных исполнителей. Они овладели нотной грамотой, познают теорию музыки, ими руководит весьма опытный хормейстер. Поднявшись по творческим ступенькам до определённых вы- сот профессионального мастерства, они сохранили, тем не менее, обаятельные черты самобытности и непосредственности, характерные для самодеятельного искусства.
И концерт начался культурно, ярко. Руководитель капеллы Б.А.Сироткин избрал для исполнения отрывки из оперных про- изведений композиторов Прокофьева, Дзержинского, Лятошинского. Этим он как бы подчёркивал возросшие творческие возможности капеллы. Слушатели тепло восприняли и по достоинству оценили исполнение песни «Вставайте, люди рус- ские!» из фильма «Александр Невский», песни Богунского полка из оперы «Щорс», песни об орле из оперы «Поднятая цели- на».
В отчётном концерте мы узнали ещё об одной особенности, знаменующей творческий рост капеллы и её руководителя. Си- роткин написал «Песню о родине» – патриотическое, преисполненное патетики музыкальное произведение. Эта песня яви- лась хорошим финалом смотра достижений слаженного, высококультурного хорового коллектива.
Но затем с программой концерта произошло нечто неожиданное. Почти все остальные выступления оказались слабо подго- товленными, очень несолидными для крупнейшего Дворца культуры.
Можно многое простить самодеятельным кружковцам. Пусть подчас они наивно представляют и вскрывают характер, внутреннее содержание трактуемого образа. Пусть у них заметны неловкость, неумение по-актёрски жить на сцене, по-на- стоящему перевоплощаться. Это, конечно, даётся не сразу. Но есть обязательный минимум для всех, кто играет на сцене. И, прежде всего, обязательная культура речи. А вот в представленном водевиле Марлинга «Почему ему?», кружковцы говори- ли: "Ты куда улаживаешься", "простужаться", "будеть" и т.п. Ещё хуже была поставлена одноактовая пьеса Собко «На заставi». Кружковцы, игравшие роли командиров, выглядели карикатурно. Они не овладели элементарной выправкой, ходили по сцене какой-то неестественной, разболтанной походкой. И снова-таки грешили неправильным произношением.
Ясно, что любые подобные выступления, и особенно во время ответственного смотра, вызывают чувство досады. Тем бо- лее это странно для Дворца культуры, который сумел воспитать кружковцев, занимающихся ныне в Московском театраль- ном институте, в Харьковском театральном училище.
Мы вовсе не склонны приписывать неудачи – самодеятельным артистам. Наоборот, и многие драмкружковцы, и чтецы, и баянисты, а особенно участники джаза – одарённые люди, способные быстро расти. Всё дело в их правильном, последова- тельном воспитании.
Мы поинтересовались, почему областной Дом народного творчества не снял явно слабых постановок. Выяснилось, что ни художественный руководитель Гужевский, ни другие работники не удосужились заранее просмотреть постановки.
Дом народного творчества сейчас увлечён созданием у себя ряда показательных коллективов. В принципе это, конечно, не может вызывать возражений. Но нельзя же забывать о руководстве существующими самодеятельными коллективами. А это руководство желает много лучшего. Кружковцы Дворца культуры им. Ленина и клубов Ворошиловграда также вправе рас- считывать на более широкую шефскую помощь актёров областного драматического театра и ТЮЗа.
Сегодня собирается жюри, призванное подвести итоги смотра художественной самодеятельности во время декады совет- ской музыки и эстрады. Вопросы действенной помощи кружковцам должны привлечь основное внимание членов жюри.
В конце декабря состоится финальный концерт, в котором примут участие лучшие из лучших самодеятельных исполните- лей. Дом народного творчества и жюри обязаны тщательно составить программу этого концерта. Есть все возможности сделать его от начала до конца ярким и содержательным.

И. Ходак

газета «Ворошиловградская правда» за 20 декабря 1940 года