музыкальная культура Луганщины

Ошибки и неточности
имеющиеся в книге «Музыкальная культура Луганщины», а также
моё субъективное впечатление от изложенной в ней информации


Как бы подразумевается, что книга должна быть посвящена освещению вопроса, отражённому в её названии.
Однако её авторы почему-то включили в книгу сведения, выходящие за эту тематику, в частности, касающиеся развития театрального искусства и других сторон культуры.
На мой взгляд, музыкальная и театральная культуры – это две разные темы, причём, довольно объёмные каждая сама по себе. В таком случае, нужно было скорректировать название книги: «Музыкальная и театральная культуры Луганщины», или просто – «Культура Луганщины».
Но поскольку история развития музыкальной культуры в 1920-1930-х г.г. в книге освещена довольно поверхностно, то лучше бы этот один "музыкальный" вопрос был в книге описан полнее, чем несколько – по верхам.

стр. 7указано, что по состоянию на 1920 год территория современной Луганской области называлась Луганским поветом.
Тут, по всей видимости, с одной стороны некорректный перевод с украинского языка территориальной единицы повiта, который на русский язык переводится, как – уезд, а с другой – непонимание того, что Луганский уезд (бывший Славяносербский уезд) был небольшой по размеру территориальной единицей, соизмеримой с районом, даже близко не доходившей до размеров современной Луганской области.

стр. 8 написано, что в июне 1920 года в Луганске была открыта музыкальная школа.
Дело в том, что уже в сентябре того же года эта школа была разделена на две музыкальных школы: 1-й и 2-й ступени.

стр. 7-13написано, что художественная (включая также и музыкальную) жизнь в Луганске в 1920-1921 г.г. была насыщенной и интересной, и идёт её описание.
Но авторы книги не поняли и соответственно не осветили причину того, почему в Луганске эта жизнь так била ключом в 1920 году и почему она сосредоточилась исключительно в рабочих клубах, и развивалась только на любительском уровне с 1921 года. А этому была только одна единственная причина: в январе 1920 года Луганск стал центром Донецкой губернии, и именно это обстоятельство способствовало тому, что в этом городе в большей степени, по сравнению с уездными центрами на Донбассе, получила развитие пролетарская культура. А когда в декабре 1920 года центр губернии был перенесён в Бахмут, то в Луганске, который стал опять уездным центром, вся насыщенность и интересность художественной жизни на профессиональном уровне закончилась, в том числе были закрыты, открытые в 1920 году две музыкальных школы. Ситуация в этом плане стала постепенно меняться только тогда, когда Луганск стал в 1923 году центром образованного Луганского округа.

стр. 9-10 и 20изложена информация о деятельности детского театра под руководством Кушлина, причём, в подразделах за 1920-й и 1927-й годы, которая противоречит сама себе.
На стр. 20 говорится, что на 20.01.1928 было запланировано празднование годовщины детского театра. Это означает, что этот театр был создан в январе 1927 года. Потому что "годовщина" означает, что театру исполнился один год. И это таки верно. Этот театр был действительно создан в январе 1927 года. Но размещение авторами книги информации об этом театре в подразделе за 1920-й год, как бы подразумевает, что этот театр был создан также и в 1920 году. Да ещё описано, какую он развёл бурную деятельность в том году.
В качестве источников информации работы детского театра в 1920 году указаны: диссертация Якимчук Е.Н. на получение научной степени кандидата искусствоведения «Становление музыкальной жизни Луганщины первой половины ХХ века» (2010 г.) и архивные сведения Луганского уездного отдела народного образования за период 09.12.1920-21.12.1922 г.г.
Как мне видится, эту ситуацию вполне можно привести в качестве примера игры в "испорченный телефон". Я вполне допускаю, что в архивных материалах за декабрь 1920 года, упоминается какая-то работа, проводимая Кушлиным с детьми по их эстетическому воспитанию, но я не верю в то, что в них упоминается "театр", скорее всего, просто – детские постановки. Тут, как говорится, уместно спросить "а был ли мальчик" [театр] в 1920 году?
Учитывая, что в качестве источника информации, приводятся архивные сведения за декабрь 1920 года, то я могу предположить, что детские постановки были связаны с приказом Донецкого губисполкома от 23.11.1920 о проведении в Донецкой губернии с 5 по 12 декабря 1920 года "Недели защиты детей", в котором всем советским органам предлагалось проявить максимум энергии по её проведению, т.е. – по сбору средств для улучшения жизни детей.
Постановка отдельных любительских спектаклей и концертов, как взрослыми, так и детьми, с целью сбора средств в рамках различных кампаний, было в то время распространённым, но вынужденным (!) явлением. Это было связано исключительно с необходимостью добывания денег для элементарного существования и выживания в условиях разрухи и голода, и подавать это явление в контексте какого-то культурного развития в то время – это что-то!

стр. 14-15 написано, что в конце 1922 года в Нардоме начались спектакли первого в Донбассе профессионального драмтеатра под руководством Свободина Г.С. В качестве источника этой информации указано учебное пособие «История Луганского края» (2003 г.).
Во-первых, не принята во внимание информация из учебно-методического пособия «Отечественная история», подготовленного в 2015 году кафедрой истории и права Донецкого национального технического университета, где сказано, что первым в Донбассе профессиональным театром был театр, созданный в 1920 году в Константиновке, а не в 1922 году в Луганске.
Во-вторых, авторы книги не задались вопросом, а была ли театральная труппа Свободина Г.С. по состоянию на 1922 год, когда началась её деятельность, профессиональной? Этот театр только с 1924 года стал называться «Шахтёрка Донбасса». На мой взгляд, этот театр вполне мог начинать свою деятельность в 1922 году как любительский, и только в 1924 году стал профессиональным. Или может быть в Луганске, который по состоянию на 1922 год был уездным центром, было пруд-пруди профессиональных актёров? Или может быть профессиональная театральная деятельность в провинции в то время не была убыточной, и труппа материально поддерживалась властью?
Кто должен заниматься изучением этого вопроса? Перекопировать перекрученные сведения о театре, несоответствующие исторической правде, из одного источника в другой – ума много не надо.

стр. 15 написано, что 1925 год отмечен активным развитием в Луганске системы кружковой работы.
Если почитать о кружковой работе в Луганске то, что написано в учебнике ранее, – за период 1920-1924 г.г., то видно, что она развивалась без каких-либо спадов. Как мне кажется, тут нужна какая-то конкретика – во сколько раз кружков, или их членов стало больше. Также не помешает указать и причину такой активности работы именно в 1925 году.
При этом не освещено, почему именно развитие культуры шло в основном на любительском уровне, а не на профессиональном. Разве у луганчан потребность в любительской культуре была выше, чем в профессиональной? Если активность пошла на любительском уровне, то почему её не было на профессиональном?
Как мне кажется, в подобном учебном пособии должны не только излагаться какие-то факты, но и поясняться причины и обстоятельства, почему что-то было именно так, а не иначе.

стр. 16 написано, что в 1926 году органы советской власти стали всё больше вмешиваться в бурную художественную и концертную деятельность... непонятно кем развитую, как бы тормозя хорошо отлаженный процесс.
У авторов книги сложилось какое-то искажённое представление о культурной жизни в Луганске в период НЭПа. Дело в том, что органы власти стали вмешиваться в концертную деятельность не просто так, а на волне многочисленных жалоб и нареканий со стороны населения на невысокий профессиональный уровень артистов и низкий художественный уровень их выступлений. И дело было совсем не в "буржуазных корнях" эстрады. Кроме того, у авторов книги не возникло понимание того, что если в Луганске не было учреждения [филармонии], целенаправленно занимавшегося развитием и популяризацией тут музыкального искусства и эстрады, тот этот процесс шёл в городе стихийно, а значит, нуждался, как минимум, в каких-то рамках.

стр. 17 написано, что становится традиционным направление средств от публичных зрелищ на нужды Красного Креста и Красного Полумесяца.
Дело в том, что в период НЭПа у государства на всё не хватало средств, поэтому их сбор в рамках различных кампаний проходил практически ежемесячно: на борьбу с беспризорностью, неграмотностью, на постройку различных аэропланов, в фонд «Наш ответ Чемберлену», на развитие Осоавиахима и т.д. И средства от публичных зрелищ направлялись не только Красному Кресту, но и на все проводимые в то время кампании. Эти зрелища зачастую и устраивались для того, чтобы собрать средства в фонд той или иной кампании.

стр. 18 написано, что во второй половине 1920-х г.г. концертная деятельность в Луганске отличалась большой активностью, как местных, так и гастролирующих коллективов (имеется в виду – профессиональных), и идёт перечисление некоторых. Под "местными", по всей видимости, понимается только один симфонический оркестр под управлением Могилевича, который указан в этом перечне.
Во-первых, среди луганчан не было такого количества профессиональных музыкантов, чтобы создать из них оркестр, а приглашать музыкантов из других городов для постоянной работы в оркестре было слишком дорого, в связи с чем, в Луганске в то время не было организации или учреждения, которые могли бы себе позволить содержать такой оркестр, а сам же оркестр не мог существовать, находясь на самоокупаемости. Поэтому такой оркестр организовывался ежегодно только временно, – на летний период. Таким оркестром в течение ряда лет управлял луганчанин Могилевич Р.В. (в 1929 году – Ройзентур И.М.), а музыкантов приглашали, как правило, – учащихся Киевского музыкального техникума. Таким образом, этот симфонический оркестр не являлся местным коллективом. Местный же симфонический оркестр, созданный в Луганской музпрофшколе, в силу недостаточной квалификации учащихся, выступал бесплатно, и то только до 1928 года, пока Могилевич не был снят с должности заведующего музпрофшколой (в 1930 году этот оркестр был возрождён).
Во-вторых, опять же, авторы книги ничего не написали о причинах активной концертной деятельности. Это было нормально в то время? Или может, наоборот, везде по стране было иначе, а в Луганске – ого-го какой бум?
Это – "книга для чтения и размышления". Вот я и размышляю. Только, кто мне даст ответы на мои вопросы, возникшие в ходе размышления? После прочтения книги я должен потом начать самостоятельно изучать этот и другие возникшие вопросы по истории развития культуры Луганщины, или может, всё-таки авторы книги должны были сами это сделать, и всё разложить по полочкам для меня, как читателя?

стр. 19 написано, что в 1927 году в Луганске работало 7 детских оздоровительно-спортивных площадок.
Какое отношение к культуре имеют детские оздоровительные площадки, которые в то время открывали вместо пионерских лагерей? Тем более, что в отличие о пионерских лагерей, где для детей работали кружки́ различной творческой направленности, на площадках ничего подобного не было.
Не слишком ли широко авторы учебника пытаются охватить понятие "культура" при освещении художественной жизни? А почему не написать тогда ещё, например, и о количестве общественных туалетов в городе Луганске, в контексте всё того же культурного развития?!

стр. 21 написано, что в 1928 году совершенствуется работа музыкальной профшколы, растёт количество учащихся.
На самом деле не всё было так радужно. Эта школа находилась на полной самоокупаемости. Её расходы превышали доходы. На январь 1928 года дефицит составлял 3000 рублей. Поэтому и приходилось увеличивать число учащихся, открывать новые классы, и поднимать плату за обучение, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. Т.е. это всё делалось не с целью какого-то там совершенствования, а вынуждено, – чтобы не закрыться.
В марте 1928 года специальная комиссия Рабоче-крестьянской инспекции выявила многочисленные нарушения законности и злоупотребления в музшколе, за которые её заведующий Могилевич в начале апреля был снят с должности и арестован. Был составлен план реорганизации школы, который не был выполнен, так как финансирование школы не смогли взять на гособеспечение. Это произошло только в 1930 году, когда музпрофшкола была реорганизована в музыкальный техникум.
Только такая правда о работе Луганской музпрофшколы по мнению авторов книги, очевидно, не вписывается в общую прекрасную историю развития музыкальной культуры Луганщины, которую они показали в своём учебнике.

стр. 23 написано, что по состоянию на 1929 год в Луганске работали, в частности, русский и украинский драматические театры. Тут же сказано, что эти театры были созданы под воздействием на луганчан впечатления от гастрольных выступлений в городе театров различной художественной направленности.
Авторы учебника в самом его начале предлагают читателям предаваться размышлениям. И я попробую сейчас это сделать.
Кто-нибудь знает, что из себя представляли в то время эти два луганских театра, о которых идёт речь в учебном пособии? Вот, например, может возникнуть мысль о том, что эти театры были наподобие современных луганских – стационарными.
Я бы понял, если бы о развитии в Луганске театрального драматического искусства уже было выпущено отдельное учебное пособие, или хотя бы какая-то работа, находящаяся в широком доступе. Но ведь этого же нет. Всё что знают луганчане по этому вопросу, так это об истории двух луганских действующих сейчас в городе театров: русского и украинского. Один ведёт свою историю от 1939 года, а второй от 1941 года (в Луганске стал работать с 1945 года).
Если уж авторы учебного пособия о развитии Луганской музыкальной культуры, затронули в нём и драматический театр в контексте культурного развития, то неужели, с учётом того, что этот вопрос сейчас для луганчан является "terra incognita", нельзя было расписать его немного подробней, чтобы читатели имели о нём самое простое представление? Например, хотя бы такое:
Как и везде по стране, в Луганске в конце 1920-х г.г. были образованы театры рабочей молодёжи (ТРАМы). Их было два. Они были созданы профсоюзными организациями металлистов (1928 г.) и строителей (1929 г.). И хоть ТРАМы в Луганске назывались (считались) театрами, это по своей сути были любительские труппы, в которых могли выступать только члены профсоюзов металлистов и строителей соответственно.
После непродолжительной работы, такие театры оказались убыточны для профсоюзов. Это было связано с тем, что билеты на постановки гастролирующих в городе театров были дороговаты для рабочих, а ТРАМы подавались как театры, доступные для рабочей массы, поэтому цены на билеты на их постановки были невысоки. Дотации луганским ТРАМам, оказываемые Наркомпросом Украины, исчислялись всего лишь 1-2 тысячами рублей. ТРАМ союза строителей закрылся после непродолжительной работы, понеся убытки в несколько тысяч рублей. ТРАМ союза металлистов, несмотря на убыточность, некоторое время держался на плаву только потому, что союз металлистов был самым крупным профсоюзом в Луганске, и финансировал его работу. Но и им в феврале 1929 года был поднят вопрос о передаче этого театра Луганскому Управлению зрелищными предприятиями, в ведении которого находилось здание городского театра (Нардом). Весной того же года, ТРАМ союза металлистов стал украинской театральной труппой УЗП (для внедрения украинской культуры в гущу рабочей молодёжи).
В мае 1929 года в Луганске было принято решение о необходимости создании в городе полноценного стационарного украинского драматического театра. Для чего были выделены средства УЗП и ОСПС по 6 тысяч рублей. Кроме того, нужна была дотация Наркомпроса Украины в размере 30 тысяч рублей, и его распоряжение об укомплектовании луганского театра актёрами из других театров Украины.
Но в Наркомпросе Украины инициативу луганчан не поддержали. 20.07.1929 на совещании в Наркомпросе рассматривался вопрос о создании одного передвижного вседонбасского украинского драматического театра, а не отдельно о создании по театру в каждом округе Донбасса. Это было связано с тем, что в Наркомпросе не оказалось достаточно средств для помощи нескольким театрам в Донбассе.
В итоге, никакого стационарного театра в Луганске в 1929 году, ни украинского, ни русского создано не было.
В ноябре 1929 года было принято решение о преобразовании театральной любительской труппы луганского Дома санпросвета в передвижной вседонбасский русский драматический театр. Для чего были выделены средства, в том числе и Наркомздравом Украины. В декабре 1929 года этот театр начал свои выступления в Луганске.
Если подытожить, то получается, что по состоянию на 1929 год в Луганске работали: два ТРАМа (один был закрыт после недолгого существования, а второй – преобразован в украинскую труппу при УЗП), две-три театральные труппы при УЗП (русские и украинские) и два передвижных вседонбасских драматических театра (русский и украинский). Стационарных драмтеатров в городе не было.
А теперь вопрос на засыпку – какие театры, работавшие в Луганске в 1929 году, имеются в виду авторами учебного пособия?

стр. 23 написано, что 1930-е г.г. характеризуются расширением движения художественной самодеятельности.
Как я уже писал выше, авторы учебного пособия не осознали, что существенное влияние на культурное развитие в Луганске оказывал статус города. По мере того, как он менялся, – возрастало или спадало соответственно и развитие.
В 1920 году Луганск из уездного стал губернским центром, а потом – обратно. В 1923 году Луганск из уездного города стал окружным, а в 1930 году его статус снова понизился – до районного, и оставался таким до 1938 года. В том году город стал областным центром.
Да, авторы учебника неосознанно показали эти колебания, когда писали, что в те периоды, когда город был уездным/районным центром, в нём наиболее развивалась культура на любительском уровне, а не на профессиональном. Но они не написали, что же именно влияло на эти спады, потому что сами этого не увидели.
И хоть чуть дальше, на стр. 24 книги идёт перечисление, что в Луганске был открыт и ТЮЗ, и театр оперы и балета, но из-за невысокого статуса, в Луганске в 1930-е г.г. недосточно строилось зданий культурно-зрелищного назначения. В городе было одно театральное здание 1912 года постройки, где потом разместился оперный театр, и ещё два более-менее подходящих: клуб металлистов 1929 года постройки (сейчас – ДК им. Ленина) и деревянное здание цирка в парке им. 1-го Мая 1927 года постройки. А недостаток такого рода зданий в городе, очень сдерживал темпы культурного развития до Великой Отечественной войны.

стр. 24 написано, что 1 сентября 1932 года в Луганске открыл свой первый театральный сезон Донбасский театр оперы и балета.
Во-первых, не Донбасский, а Донецкий, а во-вторых, 1 сентября только было принято решение Луганского горсовета о преобразовании передвижной оперы Правобережья в стационарный оперный театр. При этом, такое преобразование нуждалось в значительной дотации, которую Луганский горсовет попросил выделить Наркомпрос Украины. Решение Луганского горсовета было поддержано Донецким облисполкомом и отделом искусств при Совнаркоме Украины, и 3 сентября 1932 года, согласно постановлению Наркомпроса, в Луганске был создан стационарный оперный театр на базе [второй] передвижной оперы Правобережья. Что же касается постановок, то первый зимний театральный сезон театра открылся 16.10.1932 оперой «Князь Игорь».

стр. 26 написано, что в 1935 году в Луганске был открыт Дворец пионеров (ссылок на источник этой информации не указано), а ниже написано, какая активная работа в нём проводилась.
Тут имеет место быть всё та же игра в "испорченный телефон". Дело в том, что Дворец пионеров был открыт в Луганске – 7 ноября 1940 года, о чём имеются соответствующие публикации в газете «Ворошиловградская правда» за 1940 год.
Что же касается 1935 года, то, как я думаю, авторы книги имели в виду 1-ю городскую детскую техническую станцию, которая была открыта в том году. Только информация о том, что она, якобы, стала центром внешкольной и воспитательной работы – не соответствует действительности. В условиях кризиса с наличием свободных помещений в Луганске, эту станцию гоняли из одного места в другое, и в итоге, по состоянию на март 1937 года, она оказалась совсем без помещения.

стр. 29 написано, что комсомольско-молодёжный ансамбль был создан при областной филармонии ещё до 1941 года (ссылок на источник этой информации не указано), а потом он возобновил свои выступления сразу после освобождения Луганска в 1943 году.
Мной более-менее подробно изучена история Луганской филармонии за период 1938-1942 г.г., и никакой информации о существовании этого коллектива в указанный период времени не имеется. Учитывая сведения об этом ансамбле на стр. 85, я могу предположить, что авторы книги перепутали его с женским хоровым коллективом под руководством Новохатской М.В., который действительно был создан в 1935 году.

стр. 64 написано, что развитие музыкального профессионализма на Луганщине связано с открытием в Луганске музыкальной школы в 1920 году, и что эту школу, якобы окончили такие-то и такие-то лица.
Действительно, в 1920 году в Луганске была открыта музыкальная школа, и как я уже писал выше, она потом была разделена на две школы. Только они были закрыты в 1921 году из-за недостатка финансирования. И музыкальную школу 2-й ступени, где обучались более подготовленные учащиеся, попросту никто не успел окончить. Так что, никакого особого влияния на музыкальный профессионализм в Луганске эта школа не оказала.
Авторы книги, вероятно, спутали разные музыкальные школы, открытые в Луганске в 1920 и 1923 годах.

стр. 64 написано, что в далёком 1930 году в Луганске был открыт оперный театр, с целью развития музыкального профессионализма.
Такой театр был открыт в Луганске в далёком 1932 году, а не 1930.
Я, конечно, в отличие от авторов книги, не являюсь квалифицированным специалистом в области музыкального искусства, поэтому так и не понял, у кого должен был развиваться музыкальный профессионализм, – у артистов оперного театра, или у публики? Как мне кажется, этот театр был открыт с целью производства духовных ценностей и удовлетворения духовных потребностей населения.

стр. 85написано, что история зарождения Луганской филармонии связана с творчеством организованного в марте 1943 года комсомольско-молодёжного ансамбля под руководством Матрёны Новохатской.
Во-первых, первое выступление комсомольско-молодёжного ансамбля состоялось в Луганске 23 февраля 1943 года, а с 1 марта начались его регулярные выступления.
Во-вторых, женский хор украинской народной песни под руководством Новохатской М.В. из села Великоцк Меловского района Луганской области, образованный в 1935 году, выступления которого возобновились на Луганщине в 1943 году, – это совершенно другой коллектив.
В-третьих, поскольку филармония в Луганске была создана в 1938 году, и её работа была прервана оккупацией города немецкими войсками, то в 1943 году, с комсомольско-молодёжным ансамблем было связано её возрождение, а не зарождение.

стр. 87написано, что в начале 1980-х г.г. в концертном зале Луганской филармонии был установлен орган.
Особой ошибки в такой формулировке нет, если не брать во внимание, что это событие произошло не в начале, а в середине 1980-х годов, но неконкретика в этом вопросе, как мне кажется, говорит о невысоком уровне осведомлённости авторов книги, касаемо освещаемого ими вопроса.
Открытие органного зала в Луганской филармонии, которое произошло 02.03.1985, всё-таки было большим культурным событием, и не таким уж и давним, что о его дате уже можно начинать подзабывать.

стр. 89 написано, что в 2000 году симфонический оркестр филармонии впервые выступил за рубежом – в Италии.
Дело в том, что первое зарубежное выступление этого оркестра состоялось не в 2000 году, а раньше – в апреле 1998 года во Франции и Германии, куда оркестр был приглашён по инициативе международного культурно-научного фонда им. Лысенко. Этот же фонд взял на себя командировочные расходы, связанные с этим выступлением оркестра в Европе, а деньги на проезд выделила Луганская облгосадминистрация.
Что касается Италии, то это была уже вторая зарубежная гастрольная поездка оркестра.

стр. 4 написано, что книга «Музыкальная культура Луганщины», якобы, ответит на многие вопросы, связанные с различными проблемами музыкальной культуры.
Увы, не ответила. Авторы книги, всего лишь изложили определённые факты, да и то многие в перекрученном, недостоверном и неполном виде. А сами они и рецензенты, выпуском этой книги обозначили проблему, как оказалось, имеющую место быть, – с уровнем своей профессиональной квалификации.

декабрь 2018 года



Яндекс.Метрика