Интерес к изучению развития образования в городе Луганске (и на Луганщине) в царский период, луганскими краеведами проявлялся неоднократно, так, в частности, по данной теме опубликованы следующие работы:
– 1992 г. – статья «Казённая женская гимназия» (газета «Жизнь Луганска» № 18);
– 1993 г. – заметка «Гимназии Луганска, 1912 год» (газета «Жизнь Луганска» № 30 за июль месяц);
– 1993 г. – статья «Кто учил наших бабушек?» (газете «Жизнь Луганска» № 32 за август месяц);
– 1996 г. – статья «Учебные заведения» (справочник «Золотые страницы Украины»);
– 1997 г. – глава «Образование и наука в пореформенной Луганщине» (учебное пособие «История родного края»);
– 2003 г. – глава «Начало образования на Луганщине» (учебное пособие «История Луганского края»);
– 2005 г. – статья «Не ронять ни себя, ни гимназии, в которой воспитываются...» (газета «Жизнь Луганска» № 45);
– 2007 г. – статья «Воспоминания гимназистки Вареньки» (газета «Жизнь Луганска» № 4);
– 2008 г. – статья «Казённая женская гимназия» (2-й сборник материалов «Луганск и луганчане»);
– 2020 г. – статья «Главные тенденции развития народного образования Старобельщины» (3-я конференции «Луганщина: краєзнавчі розвідки»);
– 2020 г. – статья «Социальное развитие Луганска в конце XIX - начале XX вв.» (конференция «Локтюшевские чтения»);
– 2021 г. – статья «Летопись Старобельской гимназии» (4-я конференция «Луганщина: краєзнавчі розвідки»);
– 2022 г. – сведения об образовании в Славяносербском уезде (книга «Дом Васнёва: трагическая судьба луганского "небоскрёба"»).
– 2022 г. – сведения об учебных заведениях (книга «Известный неизвестный Луганск»).

Как оказалось, в работах луганских профессиональных краеведов имеет место быть, к сожалению, недостоверная (ошибочная) информация, поэтому изучая развитие образования в Луганске и на Луганщине в царский период по вышеизложенным работам, нужно об этом знать.

23.03.2023 в Луганском краеведческом музее прошёл круглый стол «У истоков образования Луганщины», посвященный 200-летию со дня открытия горнозаводской школы на Луганском литейном заводе (1823 г.). На круглом столе рассматривались вопросы становления образования на Луганщине с начала XIX до середины ХХ вв.
Дата проведения этого мероприятия говорит о том, что профессиональные луганские краеведы ведут начало развития образования на Луганщине от луганской заводской школы горного ведомства, однако, должен заметить, что они ошибаются. Первыми учебными заведениями на Луганщине были Славяносербское и Старобельское уездные училища, которые были открыты до 1823 года.
В 1802 году в России было учреждено министерство народного просвещения, в следующем году – главное правление училищ. Предварительные правила, разработанные в 1803 году, разделяли все училища в России на 4 разряда: уездные училища, которые должны были быть открыты в каждом уездном городе (!), приходские училища, губернские училища (или гимназии), университеты. В том же 1803 году (указ № 20666 от 17.03.1803) в России были определены суммы, ежегодно выделяемые на содержание, в том числе уездных училищ. В то время в России было 405 уездных училищ, 42 гимназии и 4 университета.
По состоянию на 1803 год в Екатеринославской губернии было 6 уездных училищ (Славяносербский уезд был образован в 1806 году), в Воронежской губернии – 13 уездных училищ (Старобельский уезд входил в эту губернию в период 1802-1824 г.г.). На каждое уездное училище в этих губерниях выделялось в то время не более 1250 руб. в год. Таким образом, на уездное училище в Старобельске, начиная с 1803 года стали выделяться средства из казны. Информации о дате открытия славяносербского уездного училища не имеется.

Чтобы не вносить дополнительную путаницу в запутанную по вине некоторых краеведов историю образования в городе Луганске, я, при её изложении, руководствовался первоисточниками.

* * *

В 1914 году был выпущен справочник Славяносербского уездного земства, в котором помещена информации о развитии образования в уезде с 1866 года.
По состоянию на 1888 год в Славяносербском уезде было 13 церковно-приходских училищ и 6 школ грамотности, в которых обучалось 669 детей.


город Луганск

Тот, кто начинает заниматься изучением вопроса образования в царское время в Луганске, сталкивается с разнообразием типов учебных заведений, которое вызвано, с одной стороны, уровнем знаний, которые получали учащиеся, а с другой, в чьём ведении они находились.
К самым низшим учебным заведениям в то время относились: церковно-приходские школы, конфессиональные школы, частные училища III разряда, земское и приходские училища, срок обучения в которых составлял 1 год (в некоторых – два года). Эти учебные заведения давали подготовительное образование, после их окончания дети могли: читать, писать и считать. В более высших учебных заведениях, например, в прогимназиях и гимназиях, первые классы являлись подготовительными и давали аналогичный уровень знаний. Таким образом, детям, окончившим начальные школы и училища III разряда, при поступлении в учебные заведения более высшего разряда, не нужно было учиться в имеющихся в них подготовительном классе. Поэтому в подготовительный класс луганских гимназий и прогимназий, как правило, был значительный недобор по сравнению с другими классами.
Учебные заведения II разряда давали четырёхлетнее образование: три класса (года) + подготовительный класс, учебные заведения I разряда (в основном – гимназии) – семилетнее/восьмилетнее образование: шесть/семь классов (лет) + подготовительный класс.

Согласно историко-статистическим сведениям, опубликованным 04.01.1858 в газете «Екатеринославские губернские ведомости», в селении Луганский Завод имелось две школы. Одна из них содержалась на средства жителей Каменного Брода. В 1866 году она перешла в ведение недавно образованного Славяносербского уездного земства. В документах она упоминается не только как народная школа, но и как начальное народное училище.
Когда же было открыто учебное заведение в Каменном Броде?
В 1806 году был образован Славяносербский уезд, центр которого – город Славяносербск начали отстраивать на месте Каменного Брода. В 1807 году был составлен  план Славяносербска, в 1811 году у Славяносербска  появился герб.
Тут начали свою работу уездный и земский суды, а также другие учреждения. В период 1807-1817 г.г. городничим – главой административно-полицейской власти Славяносербска (Каменного Брода) был Селастенник Павел Акимович (сначала в чине губернского секретаря, позже – титулярного советника). 
Было ли в уездном центре Славяносербске (Каменном Броде), который в период 1807-1817 г.г. более активно развивался, чем прежде, открыто начальное училище? Как я отметил выше, средства на уездные училища выделялись казначейством в размере 1250 руб. в год. Если такое учебное заведение было нужно и полезно, то я не вижу причин, по которым уездная местная власть, располагавшаяся в период 1807-1817 г.г. в Каменном Броде, отказалась бы от его открытия.
В декабре 1817 года было принято решение перенести центр уезда (вместе с названием) – в Донецкое (бывшее с. Подгорное), куда в течение 1818 года переместились все уездные учреждения (согласно царского указа от 14.09.1843 на содержание уездного училища в Славяносербске стало выделяться казначейством 1279 руб.; из текста этого указа можно сделать вывод о том, что до 1843 года на содержание этого училища выделялось 1250 руб., которых стало не хватать).
Профессиональным краеведам нужно в центральных архивах выяснить, с какого конкретно года стали выделяться средства на славяносербское уездное училище. В 2000 году был издан краткий справочник по фондам луганского архива – «Государственный архив Луганской области». В нём указано, что в архиве ЛНР есть дело «Славяносербское уездное казначейство» и обозначены годы, по которым есть материалы, в частности: 1811, 1814-1816. Номер фонда, где хранятся эти материалы – № 62. Луганским профессиональным краеведам нужно также изучить эти материалы, и выяснить, есть ли там упоминание о славяносербском уездном училище, которое в этот период времени должно было находиться в Каменном Броде.

Вторая школа, упомянутая в газете «Екатеринославские губернские ведомости», содержалась на средства горного ведомства и была открыта в 1823 году при Луганском литейном заводе. В ней обучались дети мастеровых – работников завода.
К середине XIX века Луганский литейный завод стал приносить государству убытки, в связи с чем количество мест для детей мастеровых в заводской школе стало постепенно сокращаться – с 400 до 100 к 1875 году.
Согласно указу № 59674 от 22.05.1879 заводские школы горного ведомства (в том числе луганскозаводская) в начале 1880 года были переданы в ведение министерства народного просвещения (Луганский литейный завод в 1876 году был закрыт как убыточный и выставлен на торги, но так как не нашлось желающих его купить, и начавшаяся война с Турцией в 1877 году, позволили заводу, как казённому, ещё проработать до 1887 года).
В 1880 году бывшая луганскозаводская школа продолжила работу в статусе приходского [одноклассного одногодичного] училища.

По состоянию на конец 1882 года оба начальных училища (каменнобродское земское и луганское приходское) располагались в одном каменном здании, расположенном в центре города, где им было выделено по одной большой комнате. Количество учащихся – по 60 чел. в каждом училище.
В каждом училище было по одному учителю, окончивших семинарию, которые совместили свою работу таким образом, что два одногодичных училища как бы превратились в одно двухгодичное: в один год к одному учителю поступали на обучение совсем неграмотные дети, тогда как другой продолжал обучение детей, уже отучившихся год; в следующий учебный год первый учитель, продолжал свои занятия с прежними учениками, а второй – начинал обучать новых неграмотных.
В 1885 году рассматривался вопрос о закрытии приходского училища, но в итоге оно продолжило свою работу.

В 1880 году купцы и мещане Луганского Завода обращались к министру народного просвещения с ходатайством об открытии в селении мужской прогимназии, которое было отклонено из-за значительных средств, необходимых правительству для её содержания (купцы и мещане готовы были выделить на прогимназию 1000 руб. в год, плюс уездное земство ещё 2000 руб., что было недостаточно, так как для содержания прогимназии требовалось порядка 16 тысяч руб. в год; правительство оказывало помощь в финансировании учебных заведений, но небольшими суммами, например, на содержание старобельской прогимназии казначейство выделяло 2110 руб. в год, уездное земство – 11160 руб., городское общество – 2000 руб.).

В 1886 году в Луганске были открыты [шестилетнее] городское училище в составе двух классов и частная женская школа Молоховой А.Г.

В конце 1895 года, когда праздновалось 100-летие Луганска, был снова поднят вопрос об открытии в городе прогимназии, и тогда же поступило предложение назвать её Екатерининско-Александровской в честь Екатерины Великой и Александра III. Данный вопрос решился положительно, и мужская четырёхклассная прогимназия (в составе 3-х классов и подготовительного) была открыта в начале 1896 года (24.04.1898 ей было присвоено наименование "Екатерининско-Александринской").

В 18-м томе энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, который был издан в 1896 году, помещена небольшая информация о Луганске, из которой следует, что в городе по состоянию на 1896 год были открыты следующие учебные заведения: мужская [четырёхлетняя] прогимназия (1896 г.), техническое железнодорожное училище (1880 г.), двухклассное [шестилетнее] городское училище (1886 г.), приходское училище (1880 г.), частная женская школа Молоховой А.Г. (1886 г.) и две начальных школы, одна из которых это – каменнобродское начальное училище.
Таким образом, не найдена информация по одному начальному училищу (школе).

Для каменнобродского училища в конце 1897 года было построено новое здание, в связи с чем 21.03.1898 училищу (по ходатайству схода жителей Каменного Брода) было присвоено наименование – "Николаевское". В то время на содержание училища выделялось 780 руб. в год (580 руб. – уездным земством, 200 руб. – сельским обществом).
В 1897 году женская школа Молоховой А.Г. была преобразована в частное четырёхклассное женское училище 2-го разряда.
В 1899 году двухклассное городское училище (170 учащихся) было преобразовано в четырёхклассное [шестилетнее].
В 1899 году приходскому училищу было присвоено наименование – "Пушкинское" (в связи со 100-летием Пушкина А.С.). В течение 1902-1903 г.г. для этого училища (позже оно стало 1-м городским приходским) было построено новое здание, в котором оно, по всей видимости, и находилось по состоянию на 1912 год – на ул. Садовой (сейчас – ул. Карла Либкнехта).

По состоянию на октябрь 1901 года в Луганске было три школы грамоты и две церковно-приходских школы: каменнобродская (60 чел.) и Соборная (позже – Соборно-Николаевская). Также уже была и женская сельская школа (училище).

В 1902 году была открыта казённая женская прогимназия (преобразована в гимназию через несколько лет), начальницей которой стала Молохова А.Г. В связи с открытием в городе женской прогимназии, Молохова закрыла своё частное женское училище.
Во время еврейского погрома, и.м. 20-21.10.1905, казённая женская гимназия сгорела. Возможно, по этой причине она была перемещена на улицу Почтовую, 5.

В марте 1903 года мужская прогимназии была преобразована в гимназию.

Где-то в 1900 году (+/-) в Луганске было открыто два приходских училища, находившихся в ведении мещанской Управы. В одном было два параллельных класса (комплекта), в другом – четыре. В каждом классе было порядка 50 учащихся и по одному учителю, всего – 300 учащихся и 6 учителей.
Через несколько лет, из-за недостатка средств на содержание училищ, мещанская Управа пыталась передать их в ведение городской Управы, однако, они никак не могли договориться, кто будет владеть зданиями, в которых находились училища. По состоянию на осень 1910 года эти училища находились на грани закрытия из-за нехватки средств на оплату жалованья учителям.
Учитывая, что в справочнике «Весь Луганск в кармане» (1912 г.), эти училища значатся, как ненаходящиеся в ведении городского самоуправления (т.е. по-прежнему – мещанские), то мещанской Управе удалось найти средства на оплату жалованья учителям, более того, в 1911 году в Луганске было открыто ещё два мещанских приходских училища – 3-е и 4-е (что отражено в справочнике).

Согласно информации, опубликованной в справочнике «Весь Луганск в кармане» (1912 год), в Луганске были открыты: Екатерининско-Александринская мужская гимназия (ул. Садовая, 16), казённая женская гимназия (сейчас – ул. Почтовая, 5), частная женская гимназия Чвалинской Е.П. (ул. Английская, 2), частная женская гимназия Воскресенской Р.Н. (ул. Банковская/Романовская, дом Тюнина), частное женское 7-классное коммерческое училище Васневой Л.М. (ул. Банковская/Романовская, 81, дом Васнева), частная прогимназия Бондаря О.С. (ул. Банковская/Романовская, 81, дом Васнева), городское четырёхклассное училище (ул. Садовая), 1-е городское одноклассное училище (помещение Народной Аудитории; сейчас – ул. Рабочая, 23), 2-е городское одноклассное училище (Каменный Брод), 3-е городское одноклассное Гоголевское училище (ул. Петербургская, дом Карабулиной), 1-е городское приходское Пушкинское училище (ул. Садовая), 3-е и 4-е городские [одноклассные] приходские училища (Каменный Брод), три церковно-приходских школы (при Соборно-Николаевской, Петропавловской, Казанской церквях), земское начальное училище (Каменный Брод), женское сельское начальное училище, четыре мещанских приходских начальных училища, начальные училища Луганских обществ: благотворительного, римско-католического, лютеранского, еврейского, училище при паровозостроительном заводе Гартмана, начальное училище при патронном заводе, частные начальные училища: Мальской Д.И., Цук Ю.М. (ул. Успенская), Гуситинской (для евреев), Спицеровой (для евреев), Рагинского (для евреев).

По состоянию на 1917 год в Луганске были открыты учебные заведения, в частности: подготовительное училище Мальской Д.И., 1-е городское начальное училище (ул. Преображенская, 98), 2-е городское начальное училище (возле суконной фабрики, дом Левичева), 3-е городское начальное [одноклассное] Гоголевское училище (с июля 1917 года – 2-классное, ул. Петроградская, на углу с пер. Поляковским, дом Дворникова), 4-е городское начальное училище (ул. Петропавловская, дом Кавунова), сельское 2-классное училище, 1-е приходское начальное Пушкинское училище (ул. Патронная), 3-е приходское начальное училище (ул. Патронная, дом Савельева), 4-е приходское начальное училище (ул. Набережная), высшее начальное училище (бывшее городское четырёхклассное училище), реальное училище, учреждённое обществом «Просвещение» (пер. Полтавский, дом Богданова), 1-я мужская гимназия (бывшая Екатерининско-Александринская мужская гимназия), 2-я мужская гимназия (бывшая прогимназия Бондаря), женская гимназия Чвалинской Е.П., гимназия Локтюшевой Е.К. (бывшая Воскресенской Р.Н.), городская женская гимназия (бывшая казённая ?), казённая женская гимназия (в 1917 году преобразована в городскую ?), женское коммерческое училище Васневой Л.М. (с августа 1917 года – городское женское 7-классное коммерческое училище).

Летом 1917 года пустующие школьные помещения в Луганске были заняты воинскими частями, что поставило под угрозу своевременное начало учебного года. Луганским городским властям пришлось реквизировать частные гостиницы и большие дома в городе для размещения в них солдат, чтобы они освободили занятые ими помещения училищ и гимназий. Таким образом, 1917-18 учебный год начался в Луганске с задержкой на 1-3 недели.

В октябре 1917 года педагогический совет 1-я мужской гимназии, директором которой стал Мухин Д.Н., постановил закрыть в гимназии 8-й класс. Данное решение привело к тому, что 25 октября (по старому стилю) в 12 часов дня учащиеся всех средних учебных заведений Луганска объявили забастовку в качестве протеста против такого решения. В тот же день в 13.00 началась демонстрация учащихся, которые прошли по улицам города с плакатами "Долой Мухина".
01.11.1917 вопрос о забастовке учащихся рассматривался городской Думой, которой были приняты такие решения:
– со 2 ноября Мухин не допускается в гимназию, ему предлагается подать в отставку;
– 8-й класс в гимназии должен быть открыт, и приняты исключённые ученики;
– забастовка учащихся прекращается, и с 3 ноября учащиеся всех учебных заведений приступают к нормальным занятиям;
– для урегулирования взаимоотношений между учащими и учащимися должна быть организована примирительная камера, в состав которой должны войти представители попечительного совета, родительского комитета, союза учителей, учащихся и комитета по народному образованию.

В 1918-1919 г.г. городские и приходские начальные училища, которые имели порядковые номера, по всей видимости, были переименованы, как и до этого 1-е приходское – в Пушкинское (в 1899 году к 100-летию со дня рождения Пушкина А.С.) и 3-е городское – в Гоголевское (в 1909 году к 100-летию со дня рождения Гоголя Н.В.). В прессе упоминаются: Грибоедовское училище (район ж.д. вокзала), Толстовское училище (район паровозостроительного завода), Алексеевское училище (район паровозостроительного завода – Гусиновка), Некрасовское училище (центр), Лермонтовское училище (ул. Набережная).

После окончательного установления в Донбассе советской власти (начало 1920 года), до окончания учебного года обучение в учебных заведениях Луганска продолжалось по старой программе.
В конце мая 1920 года произошла реорганизация коммерческого училища (и других учебных заведений) в ходе которого оно было разделено: 1-5 классы образовали первую ступень трудовой школы, а 6-7 классы училища преобразовались в социально-экономическую профшколу с трёхлетним курсом обучения.
Летом 1920 года учебные заведения, находящиеся в городе Луганске, были переданы в ведение губнаробраза, а под управлением Луганского райнаробраза осталось 183 школы (около 18 тысяч учащихся), которые находились на территории Луганского района.

По состоянию на 1920 год, Луганск был разделён на четыре милиционных части (района), в каждой из которых была определена своя центральная школа. В этих четырёх школах в августе месяце производилась регистрация детей школьного возраста, в соответствии с их местом жительства:
1-я милиционная часть (центр) – в бывшей гимназии Локтюшевой, по улице Шевченко (бывшая улица Банковская/Романовская);
2-я милиционная часть (Гусиновка и Новый Свет) – в 1-м городском начальном училище, по улице Преображенской, 102 (сейчас – улица Фрунзе);
3-я милиционная часть (район ж.д. вокзала) – в железнодорожном училище, по ул. Вокзальной (сейчас – ул. Кирова);
4-я милиционная часть (Каменный Брод) – в Лермонтовском училище, по улице Набережной (название улицы не менялось).
Для охвата в Луганске 10430 детей школьного возраста, сначала предполагалось открыть 25 школ, но для такого их количества не нашлось свободных помещений. В сентябре 1920 года в Луганске было открыто 16 школ – в помещениях учебных заведений, существовавших с царских времён. В конце 1920 года всем школам города, которые стали называться трудовыми, были присвоены порядковые номера.

Советская власть ещё в 1918 году отменила в школах балльную систему оценки знаний. Перевод из класса в класс, выдача свидетельств производились по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы, также запрещались все виды экзаменов: вступительные, переходные и выпускные. Была отменена индивидуальная проверка учащихся на уроке. Вместо традиционной системы контроля основной формой стал самоконтроль, выявление достижений школьного коллектива, а не отдельного ученика.

К началу 1924 года вместимость существовавших в Луганске школ позволяла охватить только 50 % детей, а для остальных не было мест. По состоянию на осень 1924 года в Луганском округе работало 212 школ, в которых обучалось 27 тысяч детей, количество учителей – 823; на апрель 1925 года было 348 школ, которые охватывали 49 тысяч детей, учителей – 1170 чел.
В тот период времени в школах Луганска были такие основные проблемы: налаживание общественной работы, отсутствие дисциплины (хулиганство) среди школьников, антисемитизм.
Для проведения общественной работы среди школьников при школах (и детдомах) в 1923-24 учебном году в стране стали создаваться форпостышкольные и пионерские (до 1930 года на территории Луганского округа пионеры составляли порядка 25-28 % от общего количества школьников). В Луганске форпосты стали образовываться в начале 1925 года, однако, работа в них развернулась только осенью – в начале 1925-26 учебного года. Кроме того, для школьников проводились "нулевые" уроки, которые в то время назывались – "пустыми" (или "свободными"). Было значительно развито школьное самоуправление.

Обучение детей в школах регулировалось постановлением ВУЦИК и СНК УССР от 05.08.1925 «О мерах по введению всеобщего обучения» (начиная с 8-летнего возраста), а также постановлениями президиума Луганского окрисполкома и Луганского горсовета, в частности:
«О порядке приёма детей в школы соцвоса Луганского округа» от 27.08.1926.
«О порядке приёма детей в школы соцвоса г. Луганска» от 01.06.1927.
«О приёме детей в школы соцвоса Луганского округа» от 04.09.1929.
Во исполнение постановления ВУЦИК и СНК УССР от 05.08.1925 «О мерах по введению всеобщего обучения», Луганским окружным отделом народного образования разработан план всеобщего обучения в Луганском округе, согласно которому к 1930 году все дети в возрасте 8-11 лет должны были быть охвачены начальным (четырёхлетним) образованием.

Перед началом 1925-26 учебного года в о́круге насчитывалось 14500 детей в возрасте 8-9 лет, которым надлежало пойти в первый класс (из-за недостатка мест в школах, около 20 % из них не смогли пойти учиться в 1925 году). Также было немало детей старшего возраста (переростков), которые ещё не ходили в школу. В целом по Украине, в школах училось только около 63 % детей школьного возраста.
По состоянию на октябрь 1925 года в 13-ти школах Луганска училось 6285 детей.
С целью охвата начальным обучением детей-переростков, которым не хватило свободных мест в школах, открывались соцвосовские ликбезы.

С целью выяснения необходимого количества школ, которые потребовалось бы открыть в Луганском округе, чтобы охватить обязательным образованием всех детей, в феврале-апреле 1926 года Луганским окружным отделом народного образования была проведена перепись детей о́круга в возрасте от грудного до 15-летнего включительно.
По состоянию на осень 1926 года в Луганском округе работало 378 школ соцвоса, в которых училось 52 тысячи детей, из них в Луганске – 7500 человек.
В сентябре 1926 года Луганским горсоветом принято решение об открытии в каждой школе города физического кабинета. Такие физкабинеты стали открываться в школах с января 1927 года.

Средств у Луганского горсовета и окрисполкома для ремонта школ, оборудования их мебелью, а также снабжения их учебными пособиями не хватало, поэтому с 1926-27 учебного года была временно введена плата за обучение в школах для учащихся 5-7 классов в городе Луганске и в Алчевском, Лозово-Павловском, Краснолучском, Ровенецком районах Луганского округа. От платы освобождались семьи, зарабатывающие 40 рублей в месяц и меньше, а также ряд граждан льготных категорий. В 1927-28 учебном году от платы за обучение детей освобождались семьи, зарабатывающие 60 рублей в месяц и меньше. Если в семье было несколько школьников, то плата за обучение взималась только за одного ребёнка (за исключением торговцев и частных предпринимателей, которые платили за каждого учащегося).

По состоянию на март 1927 года в 392-х школах о́круга (русских – 250, украинских – 121, немецких – 21) училось 57 тысяч детей, по другой информации в 388-ми школах (русских – 170, украинских – 196, немецких – 22) училось 64 тысячи детей. В школах города Луганска было 6385 учащихся.

С 1927 года, в виде эксперимента, началась агрономизация двух школ в Славяносербске и Луганской станице. Это было сделано для того, чтобы попытаться уменьшить отток сельской молодёжи в Луганск, после окончания ею школ-семилеток.

По состоянию на сентябрь 1927 года в 388-ти школах о́круга (русских – 170, украинских – 196, немецких – 22) училось 67 тысяч детей.
В конце 1927 года в Луганске была открыта 14-я школа. Также было принято решение о необходимости открытия в городе ещё трёх школ.

По состоянию на весну 1928 года в 14-ти школах Луганска училось 7118 детей.

В августе 1928 года инспектурой просвещения было принято решение об украинизации четырёх школ в Луганске: 5-й, 7-й, 10-й, 12-й (украинизация школ проводилась в Луганском округе с 1924 года). Также в этом учебном году в некоторых школах Луганска началось изучение влияния физкультуры на школьников.
По состоянию на сентябрь 1928 года в школах Луганского о́круга училось 67 тысяч детей. Осенью 1928 года в Луганске были открыты три школы: 15-я, 16-я, 17-я.

На протяжении многих лет дети в школах города Луганска учились в сложных условиях, как правило, в 3-4 смены: 1920-21 уч/г; 1925-26 уч/г; 1928-29 уч/г; 1929-30 уч/г. В апреле 1925 года на совещании работников образования было принято решение перенести занятия в школах города Луганска из классов на свежий воздух.
Количество второгодников достигало 20 %. Кроме того, из-за несогласованности учебных программ между школами-семилетками, профшколами и вузами (техникумами), для выпускников школ и профшкол приходилось нанимать репетиторов, чтобы повысить их уровень образования, для дальнейшего обучения, что в условиях НЭПа было не под силу многим семьям (подготовительные курсы при вузах и техникумах были закрыты по всей стране в 1925 году и вновь открыты осенью 1927 года).

С лета 1920 года в Донбассе стала проводиться в жизнь политика военного коммунизма, основанная на принципах построения нового коммунистического общества. Одним из таких принципов было осуществление бесплатного общественного детского питания. В условиях НЭПа бесплатное детское (школьное) питание было отменено из-за отсутствия средств. С середины 1920-х г.г., власть, общественные и другие организации Луганска принимали меры, чтобы бесплатными завтраками в школах охватить детей из малообеспеченных семей.
К 1930 году бесплатными горячими завтраками в школах было охвачено около 10 % школьников, платными – около 30 % (задача ставилась школьным питанием охватить полностью всех детей, а бесплатным – 40 %). В этот период времени организация школьного питания (платного и бесплатного) была возложена на кооперацию. В Луганске – на Центральный рабочий кооператив (ЦРК), который был образован в ходе реорганизации Единого рабочего многолавочного кооператива (ЕРМК).

С 1924 года в Луганском округе стала развиваться школьная кооперация, охватившая к концу 1926-27 учебного года до 30 % школьников. Такие школьные кооперативы продавали учебники и канцелярские принадлежности. В октябре 1926 года в Луганске был образован окружной совет по руководству школьной кооперацией.
Также среди основных форм работы с детьми по их трудовому воспитанию были экскурсии на производство и участие в работе пришкольных мастерских.

В октябре 1925 года было принято решение о создании во всех луганских школах кружков Аэрохима (авиамодельных кружков), а в ноябре того же года в школах стали создаваться и детские группы (ячейки) Аэрохима. К июлю 1926 года в Луганском округе насчитывалось 705 юных аэрохимцев (аэрохимовцев).
Осенью 1927 года инспектура просвещения и Луганский горсовет, в соответствии с программой Наркомпроса УССР, начали организацию в школах города и других кружков по интересам: хоровых, драматических, художественных, радиознаний, обществоведения, натуралистов. Высказывалась мысль о необходимости открытия школьных сберкасс.
В июне 1930 года было принято решение о преобразовании школ соцвоса в фабрично-заводские семилетки. В конце 1930 года темпы политехнизации школ города Луганска подверглись критике.

05.09.1931 вышло постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе», целью которого было повышение уровня общеобразовательных знаний у школьников.

Из-за недобросовестного отношения сельсоветов и их шефских организаций, много школ Луганского района в 1931-32 учебном году оказалось не обеспечено топливом в достаточном количестве, поэтому зимой школьникам приходилось заниматься в плохо отапливаемых классах, что приводило к их простудным заболеваниям.

Весной 1932 года на территории Луганского горсовета (района) проводился конкурс на лучшую организацию работы в школе, а летом того же года – всеукраинский конкурс на лучшую подготовку к новому учебному году.

25.08.1932 вышло постановление ЦК ВКП (б) «Об учебных программах и режиме начальной и средней школы», в соответствии с котором с начала 1932-33 учебного года разделение семилетних школ на фабрично-заводские семилетки (ФЗС) и школы крестьянской молодёжи (ШКМ) было упразднено с переводом их в семилетнюю школу с единым учебным планом для города и деревни.

03.09.1935 СНК СССР и Центральный комитет ВКП(б) приняли постановление «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе», которым восстанавливалась балльная дифференцированная система оценок и отметок знаний, умений и навыков обучающихся: 1 – "очень плохо", 2 – "плохо", 3 – "посредственно", 4 – "хорошо", 5 – "отлично".

По состоянию на сентябрь 1936 год в Луганске было открыто 26 школ, из них десятилеток – 10, в Луганском (Ворошиловградском) районе – 117 школ. В ноябре 1936 года в городе была открыта 27-я школа, в которую из 15-й школы было переведено 518 учащихся.
Летом 1936 года был составлен план строительства школ, согласно которому в Луганске в 1937 году должно было быть построено девять новых школьных зданий (три школы из них были построены годом позже).
В 1937 году было построено пять школ: 28-я (ул. Артёма, 111), 29-я, 31-я, 32-я, 33-я (ул. Чапаева, 2).
В 1938 году из четырёх школ было построено две: по ул. Артёма, 328 (здание школы разрушено во время ВОВ) и школа № 18 в Малой Вергунке (сейчас – СШ № 39).
В 1939 году начато строительство 30-й школы и закончено затянувшее строительство 17-й школы на Жилкомбинате, которая была открыта 01.09.1939.
В 1940 году в городе строились две школы: № 22 на Кировке (её строительство затянулось до лета 1941 года) и № 30 на городке завода  «ОР».
В 1941 году должно было начаться строительство одной школы.
В этот период времени, школам, в основном, не хватало учебников (в частности, по географии, истории, русскому языку, литературе), наглядных пособий, карт, глобусов, тетрадей и средств для осуществления текущего ремонта зданий (некоторым школам с ремонтом помогали заводы-шефы). Для решения проблемы с дефицитом учебников, устраивались школьные базары, где можно было приобрести и ученические принадлежности, и учебники, и детскую одежду, обувь. Кроме того, в ряде школ города качество преподавания находилось на низком уровне, а чтобы это скрыть, директора школ фальси- фицировали отчётность об успеваемости учащихся. Количество неуспевающих школьников достигало 13-14 %. В то время их называли дезорганизаторами учёбы. Бывали случаи, когда ученики, получив плохую отметку, рвали тетради на глазах у учителя.
По состоянию на 1940-41 учебный год лучше всего учебный процесс был организован в луганских школах: №№ 2, 6, 12, 16, 25.
В целях обеспечения постоянной связи с родителями учащихся, улучшения школьной дисциплины, в школах стали создаваться родительские комитеты, созывались городские родительские конференции.
30.01.1940 на областном совещании учителей было принято решение об организации выходного дня в школах, по примеру СШ № 13 Серговского района, перенявшей в свою очередь этот опыт у школ Москвы.

С середины 1930-х г.г. стало отмечаться окончание и начало учебного года в школах.

Летом 1941 года, после начала Великой Отечественной войны, более 62 тысяч старшеклассников области были задействованы на сельхозработах. Школьники области (около 35 тысяч чел.) задействовались на сельхозработах также и летом 1942 года, до оккупации Луганска (17.07.1942).

В 1942 году оккупационной немецкой властью было введено обязательное четырёхлетнее образование для детей возрастом 7-11 лет. Учебный год на территории Луганской области начался в разное время. Так, например, в Новоайдарском районе занятия в школах начались в основном 1 сентября, в Александровском районе15 сентября, в Луганске – в начале октября.
Осенью 1942 года в Луганске было открыто 16 начальных школ, в которых обучалось более 4900 детей. В 15-ти школах обучение осуществлялось на украинском языке, и в одной – на русском. Нумерация луганских [начальных] школ и их адреса, существовавшие до начала Великой Отечественной войны, были изменены. Для подростков были открыты профшколы.



школьные медали

История школьных медалей в России начинается в 1828 году с принятием «Устава гимназий и училищ уездных и приходских». Вручение медалей было отменено после Октябрьской революции. В СССР школьные медали были введены постановлением Совнаркома СССР № 1247 от 30 мая 1945 года.


Луганск  медаль за особые успехи в учении
ЛНР школьная медаль

Золотая и серебряная медали «За особые успехи в учении», выдаваемые в школах Луганской Народной Республики по завершении среднего общего образования. Медали являются одним из основных видов поощрения выпускников средних школ за успехи в учёбе.

Медали утверждены приказом Министерства образования и науки ЛНР № 445 от 23.11.2016. Первые вручения медалей состоялись в 2017 году. По одной информации золотые медали получили 270 чел., серебряные – 60 чел., по другой информации золотые – 274 чел., серебряные – 56 чел.

Золотой медалью награждаются выпускники образовательных учреждений, обеспечивающих реализацию программ среднего общего образования, которые проявили особые способности, трудолюбие в учении и по результатам семестрового, годового оценивания, государственной итоговой аттестации имеют оценки «5» по предметам учебного плана за период обучения в X-XI (XII) классах.
Серебряной медалью награждаются выпускники образовательных учреждений, обеспечивающих реализацию программ среднего общего образования, которые проявили способности, трудолюбие в учении и по результатам семестрового, годового оценивания, государственной итоговой аттестации имеют оценки «4» не более чем по двум предметам учебного плана за период обучения в X-XI (XII) классах.
Корректировка семестровых оценок по предметам, изучаемым на уровне среднего общего образования, не допускается.




значки для выпускников

ЛНР школьная медаль
ЛНР школьная медаль



Закатные значки диаметром 56.0 мм, разработаны и изготовлены киевской фирмой «Империя сувениров» для выпускников луганских средних школ в 2018 и 2019 г.г.

Последнее обновление страницы – 10.11.2024

Варианты
Навигация
Яндекс.Метрика