Хорошо в советской школе

В этом году учёба в школах началась в исключительно благоприятных условиях. Вот уже больше месяца, как 117 школ, в которых обучаются 41412 учащихся Ворошиловградского района, изо дня в день, учась, накапливают всё больше и больше знаний.
На примере каждой школы, где бы она ни находилась – в городе, на селе или на транспорте, ярко видна сталинская забота о народном обра- зовании. Твёрдый режим, постоянные расписания, своевременно укомплектованные опытными педагогами школы, внешний и внутренний порядок – всё это придаёт самый лучший вид школе.
Ученик нового учебного года также многим отличается от ученика прошлого года. Трудно теперь в классе найти мальчугана в неопрятном кос- тюме, грязного, неаккуратного. Опоздание на урок тоже стало редким, недостойным ученика явлением. И каждый день утром, задолго до звонка, гуляют вокруг 6-й, 20-й, 25-й и других школ стройные, подтянутые мальчики и девочки с ранцами или сумками на руках.
Школа встречает ученика натопленными классами, чистыми стенами и полами. И неудивительно, что с каждым годом становится всё меньше и меньше детей, не желающих учиться.

Прошло всего месяц и несколько дней учебного года, поэтому ещё трудно судить об оценке, о знаниях учащихся, но уже теперь можно сказать, что в этом году наши школы сделали новый большой шаг вперёд. Примером могут служить такие школы, как 2-я, 6-я, 12-я.
В 6-й школе 1 сентября – первый день учёбы – прошёл так, будто это был не первый, а десятый или двадцатый день, так как вся организа- ционная работа, утренники, подарки учащимся – всё было подготовлено накануне (стоит отметить большое участие в подготовке к новому учебному году шефа – ТЭЦ завода имени Октябрьской революции, начальник тов. Минаев). Не пропал ни один день учёбы, и теперь изо дня в день коллектив учителей этой школы добивается повышения знаний учащихся.
В 12-й школе, не в пример прошлому году, везде порядок, чистота, классы полностью укомплектованы учителями. Каждый учитель имеет план учебной и воспитательной работы, выполнение которого проверяет директор.
В тёмных коридорах 2-й школы в этом году стало светлее, уютнее, висят люстры, через каждый час натираются полы. Ежедневно проводятся дополнительные уроки с отстающими учениками. К ним учителя ходят даже на дом заниматься. Здесь, как и в других школах, введены учени- ческие дневники, где ежедневно учителем отмечаются посещение и успеваемость ученика. Дневники контролируют родители, и своим влиянием на ребёнка помогают школе его воспитывать.

Таких хороших школ – большинство. Но нельзя умолчать и о тех, где порядок ещё не наведён. В школах № 7 и 15 села Коцюрбовки воспита- тельная работа не на высоте. Внеклассная работа с учащимися не организована, не работают кружки́, ученикам, сделавшим уроки, нечем заняться, и они бесцельно бродят по коридорам.
Не всё хорошо и во вновь выстроенных школах. Уроки в них идут без наглядных пособий. Можно себе представить толк от урока географии, проведённого без карт. Но не только карт, нет в них и угля, и необходимой мебели, так как горфинотдел не отпускает вовремя средств школам.

Нельзя сказать, чтобы во всём этом – плохих и хороших делах школ – большое место занял городской отдел народного образования. Правильнее сказать, что он не занимает никакого места. В Наробразе должно работать не менее пяти работников, а случилось так, что школ, учащихся и учителей увеличилось процентов на 20, а количество работников Наробраза уменьшилось, или вернее, осталось два человека. И, если учесть, что в прошлом году, при наиболее полном составе, Наробраз плохо справлялся с руководством школами, что же можно ожидать в этом году? А между тем, школами надо руководить и больше чем когда-либо, так как требований к ним стало больше, и учебно-воспитательная работа стала сложнее.
Ведь это же факт, что учителей по квалификации никто никогда не созывает, никто ими не руководит, не руководят и директорами школ, и нередко каждый из них занимается отсебятиной.
Больших успехов добилось большинство наших школ. Необходимо, чтобы в самый кратчайший срок можно было сказать, что успехи принад- лежат всем школам краснознамённого города. Отстающим школам надо помочь, и эту помощь должен оказать, в первую очередь, отдел народного образования.

Э. Маклирович


газета «Ворошиловградская правда» за 14 октября 1936 года