О дисциплине в школе
Новое трёхэтажное здание 15-й школы видно далеко на Лутовиновском посёлке Ворошиловграда. Об этой школе, к сожалению, идёт неважная слава. Редко в старших классах успеваемость учащихся в первой четверти превышала 50 %. В чём же дело?
... На ступеньках у входа в школу стоит ученик лет 13-14 и купит. Мимо проходит учитель.
– Здравствуйте, – вызывающе говорит ученик.
– Здравствуй, здравствуй, – поспешно отвечает учитель.
Он делает вид, что не замечает дымящейся в руках мальчика папиросы. И учитель, не ученик, а учитель, отводит глаза в сторону.
Отзвенел звонок. В классах начались занятия. На третьем этаже в углу стоят два ученика. Мимо проходит учительница. Проходит десятиклассник-комсомолец. Они как будто не замечают ребят. У них не вызывает удивления и тревоги, почему эти ребята стоят здесь в пальто и шапке, когда занятия уже начались.
–
Ничего, пойду на второй урок, – рассуждает один из них, – на первом – русский, на втором – математика. Не заметят!
Ученики опоздали, но они уверены, что это нарушение школьного режима безнаказанно сойдёт им с рук. А ведь только что директор школы тов. Хиврич изо всех сил пытался уверить нас, что опоздания у них – редкое явление.
– Если ученик и опоздает, то без моего ведома не войдёт в класс, – заявил он.
Иные директора и педагоги стараются затушевать ненормальные явления в жизни школы, не замечают проступков учеников. А это часто приводит к печальным последствиям.
Во время урока в 5-м классе «Б» два ученика подрались. У одного из них был отнят нож. Учительница поставила в известность директора, педагогический совет. И что же? Кое-кто из преподавателей даже осудил учительницу (негласно, конечно): "Зачем нужно было шум поднимать? Сама не сумела справиться!".
Безусловно, от учителя зависит многое. И в 15-й школе есть опытные, квалифицированные педагоги, сумевшие добиться отличного поведения и высокой успеваемости трудящихся. К таким относится, например, преподаватель географии тов. Крючков. Но ведь педагогическое мастерство приобретается в дружной работе всего коллектива. Ведь не только учитель отвечает за положение в классе, но и каждый учащийся должен нести ответственность за своё поведение, отношение к учёбе. Для воспитания этого чувства ответственности в арсенале советской школы есть все средства, вплоть до наказания. Но наказания толкового, разумного.
Вот в той же 15-й школе при директоре тов. Матвееве (кстати, за год в школе сменилось три директора) произошёл такой случай. Ученик В. систематически не выполнял домашних заданий, на уроках шумел, отвлекал других, на требование придти с родителями в школу отвечал: "Некогда им ходить по школам". Учительница забрала у В. книги, отнесла их директору и попросила поговорить с учеником, вызвать родителей и передать им книги. Через пятидневку учительница спросила у В. заданное на дом.
– Я не выучил урока, у меня нет книг,
– ответил он.
Оказывается, директор забыл поговорить с учеником, забыл вызвать его родителей, а книги неделю пролежали у него в кабинете. Где уж тут доводить до конца воспитательные мероприятия? Потихоньку вручили В. обратно его книги.
Ученики 7-го класса «Б» довели преподавателя украинского языка до того, что он во время урока покинул класс. Потом директор тов. Хиврич в присутствии учителя пожурил "нехороших" детей. И всё.
А комсомольская, пионерская организации, ученический комитет? Разве не должны были они создать вокруг этого возмутительного случая такое общественное мнение, чтобы вызвать чувство жгучего стыда у класса за поведение, недостойное советских школьников.
В 9-й школе не уделялось должного внимания укреплению дисциплины. У бывшего директора были своеобразные представления о воспитании детей. Он считал, что поступает "по-товарищески", разрешая школьникам втихомолку курить. И сейчас ещё нередки "происшествия" в этой школе, но с ними начали вести борьбу.
Ученик Е. часто во время урока выходил из класса. Узнали, что он курит в уборной. Однажды учительница не разрешила ему выйти из класса.
– А мне нужно, вы не имеет права не пускать, – заявил ученик.
Учительница проявила настойчивость и не пустила ученика. Теперь Е. высиживает на уроках.
Ученик П. плохо учился, избивал девочек, грубил. Влияние его сказалось и на других учениках. Дело дошло до того, что была дезорганизована работа класса. Тогда директор тов. Зульц решил применить строгую меру наказания – временно исключить зачинщиков из школы. Этому было придано должное воспитательное значение. Созвали общешкольное собрание. Добились того, чтобы на собрание пришли родители исключаемых. Четырёх учеников исключили из школы на 10 дней, но они должны были, возвратившись, ответить по всему материалу, пройденному классом за это время. Эффект был огромный.
Через 10 дней родители привели в школу детей. Учителя проверяли, выполнены ли домашние задания. Оказалось, что всё выполнили, все начали учиться.
Не культивировать безнаказанность, безответственность учащихся за своё поведение, а реагировать на каждый случай нарушения школьного режима – вот, что необходимо.
Неуспеваемость – неизменная спутница низкой дисциплины. Несомненно, одной из основных причин неутешительных итогов первых месяцев работы многих школ нашей области является недисциплинированность учащихся.
М. Черкасская
газета «Ворошиловградская правда» за 20 декабря 1939 года
|