луганская школа № 14

Самокритика тут запрещена

Ну и высмеял же Сагадайковский математичку Железняк, – рассказывала заведующая 14-й ФЗС Гончарова в канцелярии.
Такое высказывание Гончаровой возмутило учителей. Сагадайковский – заведующий методическим бюро инспектуры Наробраза, делавший проверку школы, не имеет права высмеивать учителей. Вполне естественно, что учительница Козорезова на методическом совещании по итогам проверки Сагадайковского заявила:
Из инспектуры должны приходить помогать нам, учить нас, а не высмеивать.
Такого откровенного заявления Гончарова не стерпела. Ударом кулака по столу, она оборвала говорившую:
Говорите по сути, не позволю себя критиковать. Критикуйте, где угодно, но только не тут (!?).
Козорезовой больше не дали слова, так как самокритика тут запрещена.

До конца учебного года осталось два месяца. Из инспектуры поступила директива – переукомплектовать первые группы, т.е. об'единить всех учащихся и разделить их на сильнейших и слабейших.
В 14-й школе есть две первых группы «А» и «Б». Их разделили с учётом знаний, и вышло: в группе сильнейших – 51 чел., в группе слабейших – 37 чел. Такая же реорганизация была проведена и в пятых группах, после которой в пятой группе «Б» вместо прежних 40 учащихся, стало – 50 чел.
За 7 месяцев обучения учащиеся уже привыкли к определённым учителям, не говоря уже о том, что нагрузка в 50 учеников на одного учителя противоречит всем правилам соцвоса и является нарушением коллективного договора, так как при таком количестве существенно снижается качество обучения.
Встаёт вопрос – целесообразно ли проводить такое переукомплектование?

Представьте себе производственное совещание. Заведующий учебной частью Степанюк докладывает:
Есть директива из инспектуры о реорганизации групп... Предлагаю немедленно составить списки и передать их мне. Вопросов нет? Переходим к...
Как же так, я не понимаю, – заявила учительница Савченко, – у одного учителя будет 50 учеников, а у другого – 30?
Это не вопрос, а уже – дебаты, – перебивает её председатель производственного совещания Корякова. – Запрещаю вам говорить. Не даю слова.
И вобще, инспектор Пичкуренко говорил, чтобы на мнение учителей не обращали внимания, – авторитетно добавила Гончарова.

Так обсуждаются школьные производственные вопросы на производственных совещаниях, где запрещают говорить, где руководствуются установкой не обращать внимания на учителей.

Пионеры тут также воспитываются в своеобразном духе.
Следите за учителями, прислушивайтесь к тому, что они говорят, и сообщайте мне, – так поучала Гончарова пионерский актив и учком.
... И школьники ходили, как "Нат-Пинкертоны", "Ник-Картеры" и "Шерлок-Холмсы", контролируя каждый шаг учителя, превращаясь в каких-то шпионов.
Авторитет учителя постоянно подрывается на глазах учащихся.
Однажды Гончарова позвала в канцелярию пионервожатого Смолкина.
У тебя очень хорошие отношения с учителями. Чтобы больше такого не было. Ты так делай, как Владимиров, который был до тебя. Он никогда не разговаривал с учителями.
И когда это указание Смолкин не выполнил, через два дня Гончарова напомнила ему об этом ещё раз.

Все в школе направлено на то, чтобы спровоцировать склоку, чтобы всех перессорить, запугать, зажать в кулаке. Кто молчит и не перечит, тот – хороший. Кто выступает, критикует, тот – плохой, и его выживают из школы.
Единоначалие превратилось в диктатуру, в командование, на способ унизить и обидеть учителя. Нет никакой коллективной работы, никаких коллективных обсуждений отдельных производственных вопросов, а есть диктатура Гончаровой, которая в любую минуту может всех разогнать.
Об этом известно инспектуре Наробраза, но она такие методы работы полностью одобряет. Об этом сообщали и местком Работпроса, но он по-оппортунистски отнёсся к этому, не изучил сложившуюся обстановку в 14-й школе.
Картина будет не полной, если не сказать, что школьные совещания, на которых присутствовали бы представители заводских организаций и родителей, не проводятся. Родительских собраний совсем не созывали. Школа оторвана от широкой рабочей массы, от массового контроля. Вся работа строится там так, чтобы "не выносить сор из избы".
Такое положение дальше терпеть нельзя. Сюда должен вмешаться горпрофсовет и горком комсомола. Нужно организовать рабочую бригаду завода «ОР», к которому прикреплена эта школа, чтобы она, в порядке шефства, проверила, как воспитываются их дети, как проводится в жизнь исторические решения ЦК ВКП(б) о начальной и средней школе.
Факты загнивания, семейственности, искривления решений партии со стороны руководства 14-й ФЗС во главе с заведующей Гончаровой должны стать уроком для всех школ Луганского района.

И. Фёдоров

газета «Луганская правда» за 13 апреля 1932 года



Старое руководство 14-й ФЗС снято

Решения ЦК партии и 6 указаний тов. Сталина положить в основу работы школы

13 апреля в «Луганской правде» была размещена статья тов. Фёдорова под заголовком «Самокритика тут запрещена». В связи с этим была организована бригада из представителей горпрофсовета, горкома Работпроса, РКИ, завода «ОР» и редакции «Луганской правды», которая на протяжении нескольких дней проводила глубокое изучение 14-й ФЗС.
Бригада утверждает, что статья, размещённая в «Луганской правде», полностью соответствует действительности и даже выявлено ещё много позорных фактов в практике работы Гончаровой, которые не были освещены в газете. В своих выводах бригада констатирует, что решения XVII партийной конференции, постановление ЦК ВКП(б) о начальной и средней школе, 6 указаний тов. Сталина не были положены в основу как всей школы, так и профячейки.
Вместо того, чтобы решительно бороться за качество обучения, за реализацию решений партии в своей повседневной работе, школа занималась склоками, ссорами, делячеством. Заведующая школой Гончарова зажимала самокритику, проявляла голое администрирование и не сумела организовать вокруг себя здоровый и работоспособный коллектив учителей. Также подчёркнута слабая работа профессиональной организации, что способствовало ухудшению ситуации в 14-й ФЗС.
Бригада также ставит вопрос о привлечении к партийной ответственности комиссии партячейки при комбинате завода «ОР» во главе с тов. Быковым, которая вместо разоблачения безобразий, пыталась сгладить все недостатки и оправдать Гончарову.
В выводах также указано, что члены партячейки 14-й ФЗС Степанюк и Мацицкий своевременно не сигнализировали о зажиме самокритики и склоке в школе и примиренчески отнеслись к этому вопросу. Такое же примиренческое отношение было проявлено и со стороны комсомолки-учительницы Железняк, которая заявила, что не читала статью в «Луганской правде».
Выводы бригады и доклад профячейки школы обсуждались на пленуме горкома Работпроса, который полностью подтвердил выводы бригады. Нужно заметить, что Гончарова и Степанюк на пленум горкома Работпроса не явились, хотя в повестке стоял также доклад заведующей школой. Этот поступок пленум оценил как дезертирство и боязнь самокритики.
Обсудив подробно вопрос о состоянии, сложившейся в 14-й школе, пленум постановил снять с работы заведующую школой Гончарову и заведующего учебной частью Степанюка, переизбрать профуполномоченного, освободив от этой нагрузки тов. Бухбиндера Н. Также было постановлено признать необходимым дело о 14-й школе обсудить во всех школах Луганского района.
Новое руководство, которое будет работать в 14-й школе, и весь учительский коллектив должны по-новому поставить работу, искоренив все остатки негативных явлений, добиваясь в своей работе выполнения постановления ЦК ВКП(б) о школе, решений XVII партконференции, строя свою работу в соответствии с 6-ю указаниями тов. Сталина.

газета «Луганская правда» за 25 апреля 1932 года