обучение в школах

Накануне испытаний в школах

В школах началась подготовка к испытаниям. Педагоги и учащиеся готовятся дать отчёт о своей работе перед государством, перед общественностью. Весь порядок проведения испытаний и сама система их в советской школе направлены исключительно на то, чтобы наиболее всесторонне и полно выявить знания учащихся и об'ективно оценить их. И чем лучше работала школа в течение всего учебного года, тем больше уверенности в успехе и у учащихся, и у учителей, тем большая организованность в проведении испытаний.
Подготовка к испытаниям по школам нашей области началась фактически с первых чисел марта – на месяц раньше, чем в прошлом году. В каждой школе сейчас идёт напряжённая работа: на уроках закрепляется, повторяется, дорабатывается программный учебный материал, учащиеся и родители знакомятся с инструкцией, составляются карточки и пр.
Среди школ Ворошиловграда неплохо эта подготовка поставлена в школах: №№ 2, 6, 12, 16, 25. Тут, положив в основу инструкцию Наркомпроса, вносят немало собственной педагогической инициативы и хорошего почина.
В качестве иллюстрации можно взять школу № 12.
На видном месте в школе вывешен календарный план подготовки и проведения испытаний. В нём предусмотрено всё, начиная от ознакомления с инструкцией и кончая оформлением классов в дни проведения испытаний. План предусматривает обсуждение на педагогическом совете порядка представления каждым учителем материала к экзаменам, проведение специального совещания педсовета, где должны быть заслушаны информации председателей предметных комиссий и методоб'единений, обсуждение комиссией методических вопросов, беседы с учащимися IV-X классов, создание уголков «Испытания в школе», развёртывание социалистического соревнования и т.д.
Учительский коллектив специально обсудил вопрос о методике повторения учебного материала в последней четверти по отдельным предметам.
Особое внимание школа уделяет работе с отстающими учащимися. Такие ученики не только чаще опрашиваются, но и остаются на дополнительные занятия, чаще привлекаются к консультациям. Ученические организации, в частности, комсомольцы – организуют шефство над отстающими, помогают им ликвидировать пробелы в знаниях. Так, учащиеся Х класса шефствуют над учащимися VI класса «А», помогая им готовиться к испытаниям. Комсомольцы Хащенко, Демьяненко, Манюкова из Х класса занимаются с учащимися по математике, русскому и украинскому языкам. Лучшие ученики классов V «В», VII «В» по собственному почину остаются после занятий и занимаются с отстающими товарищами.
Подобная взаимопомощь организована и в школах №№ 2, 6, 25. В школе № 2 использован опыт, приведённый в газете «Пионерская правда». Учащиеся разбиты на небольшие группы в 3-4 человека, об'единяющиеся вокруг отличников для домашних занятий. Они под руководством и контролем классных руководителей повторяют пройденный материал.
Большое значение в период подготовки и проведения испытаний придаётся в школе № 12 роли классных руководителей, обращается особое внимание на усиление воспитательной работы. Создаются наиболее благоприятные условия для работы учащихся в стенах школы при подготовке к испытаниям. С этой целью отведена комната для самостоятельных занятий, организуются временные кабинеты по географии, литературе, истории. Кружок математики под руководством педагога Ивановой, изготовляет наглядные пособия по геометрии и стереометрии. Организуется широкая работа с родителями, созываются общешкольные и классные собрания.
Большим стимулом успешной подготовки к испытаниям является широкое развёртывание социалистического соревнования. Лучшие школы придали этому должное значение. В школе № 2, к примеру, введён ежедневный учёт показателей успехов и недочётов в работе не только каждого класса, но и отдельного учащегося.
Результаты прошедшей третьей четверти ярко показали успехи и недостатки наших школ. Недостатков, к сожалению, очень много, и время подготовки к испытаниям нужно максимально использовать для изжития вскрытых недочётов.
Анализ контрольных работ, проведённых в 18-ти школах нашей области, показывает неблагополучие в отношении знаний по отдельным школам. Так, например, анализ контрольных работ по геометрии, показал, что преподавание этой дисциплины в школах находится на чрезвычайно низком уровне, знания учащихся не тверды, а подчас и совсем скудны. Из 374-х учащихся, только 54 правильно построили чертёж. Общая успеваемость по этому предмету оценена в 56.3 %. Не лучше обстоит и с физикой – общая успеваемость 59.4 %. Из 547-ми диктовок в VI классе, одна пятая часть работ написана на «плохо» и «очень плохо».
Анализ контрольных работ вскрыл одновременно отдельные факты грубейшего очковтирательства некоторых учителей, что совершенно недопустимо в школе. Задача учительства, органов народного образования, всей нашей педагогической общественности заключается в том, чтобы не допускать подобных позорных фактов на предстоящих испытаниях.
Весенние испытания, завершающие учебный год, – дело огромной важности. К ним надо хорошо подготовиться. Время до начала испытаний осталось уже очень мало. Нельзя терять ни одного дня.
Опыт лучших школ нашей области показывает, что там, где директор и заведующий педагогической частью школы, весь учительский коллектив чётко планируют и организуют всю подготовительную работу, умело расставляют силы, используют творческую инициативу и помощь всего коллектива и общественности, там результаты работы налицо. Можно не сомневаться, что такие школы проведут испытания на высоком уровне.

Т. Лихарева,
старший преподаватель
Ворошиловградского пединститута


газета «Ворошиловградская правда» за 18 апреля 1941 года




Что показали школьные испытания

(Беседа с заведующим Ворошиловградским городским педагогическим
кабинетом тов. В. Широкоряденко)

В школах Ворошиловграда закончились весенние выпускные и переводные испытания. Ещё нельзя говорить об окончательных итогах успеваемости, но ясно одно: школы областного центра в нынешнем учебном году добились немалых успехов в борьбе за прочные знания учащихся.
С неплохими количественными и качественными показателями закончила учебный год школа № 2 (директор Баранцов). Из 1015 учеников на второй год осталось только 14 человек.
Успеваемость по школе № 2 составляет 93 %, по школе № 25 (директор Охрименко) – 92.8 %. Значительные успехи имеются в работе 5-й, 12-й, 18-й школ города.
Весенние испытания прошли организованно и позволили в полной мере выявить знания учащихся, и дать им справедливую оценку.
Как ни в одном году крепка была связь школы с родителями. Совместными усилиями учителей и родителей детям были созданы все условия для спокойной подготовки к проверке своих знаний. Среди самих учащихся была проявлена товарищеская взаимопомощь, которая сплачивает нашу молодёжь в её стремлениях овладеть основами науки.
На испытаниях присутствовали работники городского отдела народного образования, в старших классах – представители кафедр педагогического института им. Т.Г.Шевченко. Мнение их единодушно сходится на том, что большинство учащихся показало твёрдые, прочные знания. Возросла успеваемость по математике, русскому и украинскому языкам.
Особенно радует рост знаний наших десятиклассников. Подавляющее их большинство окончило школу с оценками «хорошо» и «отлично». Все 79 десятиклассников школы № 2 сдали испытания, из них 10 человек (Яков и Мирон Швацкие, Ермолаева, Юдифь Наймарк и другие) – только с отличными оценками. Нет ни одного не успевающего среди десятиклассников 3-й, 6-й, 7-й, 16-й, 18-й школ.
Испытания показали, что в школах значительно улучшилось преподавание литературы. Так, ученики заслуженной учительницы О.М.Горновой (7-я школа), Б.И.Борнштейна (2-я школа), В.Л.Трифоновой (6-я школа) показали знание текстов изучаемых произведений, умение пользоваться выдержками и произведений классиков художественной литературы и современных поэтов и писателей.
И ещё одно отрадное явление отличает испытания нынешнего года. Учащиеся приобретают навыки применения теории в практических делах. Это особенно сказалось на испытаниях по физике. Например, ученики седьмых классов школы № 16 (да и не только этой школы) быстро и толково об'яснили, как нужно исправить электрический звонок, выключатель, как устранить неравномерное напряжение тока при пользовании радиоприёмником и т.д.
Сделаны, конечно, лишь первые шаги. Нашим школам нужно ещё много поработать, чтобы научить своих питомцев применять в жизни полученные знания, привить им трудовые навыки.
Есть у нас ещё немало отстающих учеников. Часть из них получила работы на лето, и осенью должна будет снова держать испытания. Школа окажет таким ученикам помощь. Всё лето педагоги будут заниматься с ребятами, помогут им подготовиться к осенним испытаниям и перейти в следующий класс. Почти всюду занятия с отстающими учениками уже начались.

газета «Ворошиловградская правда» за 19 июня 1941 года