Чему учили в 12-й и 15-й школах?

Директора рапортовали. А до этого, классные руководители, заведующие педагогической частью и учителя подсчитывали, складывали, выводили проценты очень плохих, просто плохих, посредственных, хороших и очень хороших оценок. Говорят, что директор 15-й школы Сабодаш дорапортовался до того, что у него в школе не будет второгодников, что отличников у него не счесть (так много, значит), что процент успеваемости у него доходит до 99.9.
Рапорты одной школы мало отличались от рапортов другой. Разница только была в степени скромности, верней, в степени нескромности.
Это было в конце 1935-36 учебного года. И вот настал новый учебный год. Прошла его первая четверть. И сразу вылезло шило, которое пытались утаить в мешке директора некоторых школ.
Случилось так, что в выстроенные новые школы из старых школ перешли учащиеся целыми классами. Вот тут-то шило и бросилось в глаза.

Ученик Н.Бойко, имевший в прошлом учебном году в 15-й школе только плохие оценки, был без испытания переведён в 3-й класс. На первой же контрольной диктовке в новой, 27-й школе он пишет: парахото (пароход), тучя (туча), курицья (курица) и т.д. Из 518-ти учеников, переведённых из 15-й школы в 27-ю – ни одного отличника. А среди тех, которые перешли с оценкой "хорошо", много таких же безграмотных, как и с оценками "плохо" и "очень плохо". Ученики-первоклассники, проучившиеся в 15-й школе ровно год, перешли в 27-ю, не зная ни одной буквы, ни одной цифры.
Чему же учили в прошлом году учителя и рапортующий директор 15-й школы своих учеников? И не продолжают ли они и в этом году учить тому же?

В городке завода имени Октябрьской революции, в выстроенную 25-ю школу перешли учащиеся 12-й школы (директор Володарский, который тоже не избегал случая поговорить о высоких знаниях своих учащихся). И вот ученики 12-й школы в 25-й школе оказались самыми отсталыми. Большинство из них имеют по всем предметам на осень испытания. Среди них немало не только второгодников, но и третьегодников. Среди переведённых в 4-й класс есть дети, незнающие таблицы умножения, есть и такие, которые не умеют читать и писать. Опять же, спрашивается: чему учила 12-я школа своих учащихся?

Дети, конечно, не виноваты в том, что их плохо учили. Казалось бы, теперь остаётся принять все меры к тому, чтобы повысить знания учащихся, улучшить метод преподавания, и всех учеников подготовить к переводу в следующий класс. Вместо этого, некоторые учителя 25-й школы в своих отчётах говорят таким, примерно, языком: У меня в классе есть безнадёжные дезорганизаторы, ненормальные. Некоторые даже не стесняются произносить слово "трудновоспитуемые".
Уже теперь, когда осталось ещё восемь месяцев до конца учебного года, отдельные учителя 25-й школы осмеливаются судить – может или не может тот или иной ребёнок перейти в следующий класс. Они всё ещё жалуются, что ребята пришли из другой школы, не зная таблицы умножения, вместо того, чтобы за два месяца нового учебного года обучить этой несложной науке своих учеников.
В этой же школе в каждом классе есть до 20 учащихся, неуспевающих по географии. И выяснилось, что в школе почти нет наглядных пособий, карт, глобусов, а те, то есть – на украинском языке (а школа русская). Нет учебников не только по географии, но и по русскому языку, не у всех учеников есть даже тетради.

В отдельных школах первая треть показала исключительно плохие результаты учёбы. Будут ли приняты все меры, чтобы знания, недоданные детям, немедля додать? Или весной некоторые директора опять будут рапортовать дутыми цифрами, обманывая самих себя и советскую общественность?

Ф. Маклирович


газета «Ворошиловградская правда» за 21 ноября 1936 года




Когда строилась школа...

Постройка каждой новой школы вызывает большую и понятную радость у ворошиловградцев. Радость некоторых директоров существующих школ по этому поводу носит несколько иной характер. Благодаря школе-новостройке они видят возможность скрыть кое-какие свои "грешки". Так оно и получается. Уже задолго до вступления в строй новой школы, в близлежащих школах начинается "отбор" учеников для перевода. В обход всех законов о комплектовании школ по территориальному принципу, в новые школы стараются "спихнуть" отстающих, второгодников, третьегодников, другими словами – стараются скрыть следы своей плохой работы.

Несколько месяцев назад в Каменном Броде была открыта школа № 28. В неё были переведены ученики из 8-й, 16-й, 21-й и других школ.
Из 16-й школы (директор Елизаров) были переведены четыре класса, укомплектованные из отстающих и второгодников: в одном классе 27 таких учеников, в другом – 24, в третьем – 22 и т.д. Большинство учеников отстало на год-полтора от нормальной программы класса.
Долгое время между 28-й и 16-й школами шёл ожесточённый бой из-за этих учеников. Из 16-й школы детей присылали в сопровождении уборщицы в 28-ю, а из 28-й – их отсылали обратно. В конце концов, под нажимом заведующего горнаробразом Богуславского, эти четыре класса были целиком приняты в 28-ю школу.
Таким образом, некоторые педагоги 16-й школы и директор Елизаров, с благословления Богуславского, получили возможность скрыть свою никчемную работу в этих классах.
Но кроме этого напрашивается ещё один вывод: в 16-й школе существовал и культивировался осуждённый партией метод так называемого педологического подбора учеников. И не только в этой одной школе. В 7-й школе до прихода нового директора был таким образом укомплектован 6-й класс. Из 39-ти учеников, 29 – были в классе второгодники.

На днях начались занятия в 33-й школе на Елизаветовском посёлке. Повторилась такая же возмутительная история. В 15-й, 27-й, 53-й школах, откуда переводились ученики, давно уже шла соответствующая "подготовка". Учеников, которых предполагалось "сбыть", не обеспечивали тетрадями и учебниками.
Есть ученики, которые живут у самой 33-й школы, но если они отличники, или талантливые (художники, музыканты и т.п.) – их не переводят. Зато 15-я школа (директор Попов) полностью перевела класс, в котором из 35 учеников, 29 неуспевающих. Живёт же большинство этих учеников за 3-5 километров от новой школы.
33-я школа – десятилетняя, но в ней нет пока ни одного 8-го класса, четвёртых же и пятых – по 5-6 классов.

28-я и 33-я школы начали работать в середине учебного года. Казалось бы, отдел народного образования должен был уделить им особенное внимание, помочь сразу войти в нормальную колею школьной жизни. Ничего подобного не случилось. Школы варятся в собственном соку, находятся на положении пасынков. Педагоги подбирались в срочном порядке, когда в школах уже шли занятия.

Жалкое зрелище представляет собой внутри огромная четырёхэтажная 33-я школа. Она принята с массой крупных недоделок. Водопроводная система совершенно расстроена. Только две недели школа работает, а уже несколько дней стояли испорченными уборные и водопроводные насосы. Электропроводка не в порядке. То один, то другой этаж вечером погружается в темноту. В классах горят тусклые лампочки, заниматься при таком освещении во вторую смену невозможно. Классы не проветриваются, так как форточки не открываются. Кабинеты не оборудованы: буфет, пионерская комната, школьный зал блещут голыми стенами. Библиотеки нет.

Вопрос о школах-новостройках, а заодно и о вредных тенденциях при их комплектовании должен стать на повестку дня ближайшего заседания президиума городского совета.

М. Черн.


газета «Ворошиловградская правда» за 1 февраля 1938 года