учительская конференция

Учительская конференция

5 января начала свою работу районная учительская конференция. Конференция подвела итоги работы начальных и средних школ нашего района в первом полугодии и наметила на второе учебное полугодие 1938 года.
Задача большая и ответственная. Но нужно отметить, что некоторые педагоги проявили исключительную недисциплинированность и неорганизованность. Конференция начала свою работу с полуторачасовым опозданием.
После доклада заведующего городским отделом народного образования тов. Богуслав- ского развернулись оживлённые прения. Выступающие отмечали имеющиеся в школах, наряду с большими достижениями, крупные недостатки в учебно-воспитательной работе с детьми.
Тов. Иткис (20-я школа), Михайлова (9-я школа), Попов (Малая Вергунка), Осмачкина (20-я школа), Любомудров (11-я школа), Георгиев (21-я школа) подвергли также резкой критике работу и руководство отдела народного образования.

6 и 7 января работа конференции продолжилась на секциях: директоров школ, биологов, математиков, преподавателей языка и литературы, классных руководителей и др.
Новое в работе учительской конференции нынешнего года состоит в том, что на секциях были заслушаны, в порядке обмена опытом, доклады лучших педагогов.
Вчера учительская конференция закончила свою работу.


газета «Ворошиловградская правда» за 8 января 1938 года


Коренной недостаток не ликвидирован

(с городской учительской конференции)

Подведены итоги первого учебного полугодия в начальных и средних школах Ворошиловградского района. Итоги, надо сказать, неутешительные. Среди учеников нашего района – 8 тысяч неуспевающих. И если учесть, что основной процент неуспеваемости падает на язык и математику, то становится очевидным, что наши школы не выполнили указание партии и правительства о ликвидации коренного недостатка в школе, не мобилизовались по-боевому на борьбу за высокое качество учёбы и воспитание детей.

Неоднократные постановления партии и правительства о начальной и средней школе, о режиме в школе – не стали программой большевистских действий в школах. Подлые враги народа, орудовавшие в системе народного образования, и, как известно, сумевшие окопаться в некоторых школах нашего района, как в 3-й, 15-й, 20-й и других, пытались свернуть школы с пути коммунистического воспитания детей, подчинить наших ребят антинародному, враждебному влиянию. Партия помогла школам разоблачить и очиститься от врагов народа, троцкистско-бухаринских агентов фашизма, буржуазных националистов, подлых вредителей всех мастей. Но последствий вредительства наши школы ещё не сумели ликвидировать.
Городской отдел народного образования был оторван от педагогического коллектива и очень плохо руководил школами.

На учительской конференции, которая проходила с 5 по 7 января, с двухчасовым докладом выступил заведующий наробразом тов. Богуславский. Слишком спокойно говорил он о крайне неудовлетворительной работе отдельных школ. Между тем, как факты – тревожные. Из 1500 учеников 7-й школы – 610 отстающих, из 1034 учеников 27-й школы – 334 неуспевающих. Даже в подтянувшейся за последнее время 2-й школе – 300 учеников из 1000 имеют низкие оценки. В 21-й школе (одной из лучших школ города) среди 921 ученика всего 65 отличников, а 190 отстающих.
Проведённые в конце полугодия письменные работы по языку и математике показали низкую успеваемость отдельных классов. В 4-й школе из 36-ти учеников ни один не написал диктовку на "отлично", 6 – на "хорошо", 26 – "посредственно" и 4 – "плохо". Ученики 5-го класса 9-й школы не смогли решить простейшей арифметической задачи. Из 36 учеников, 20 решили её на "плохо". Подобные примеры можно было бы продолжить.
8 тысяч неуспевающих и 20 тысяч пропущенных уроков – эти цифры должны были вызвать серьёзную тревогу у заведующего отделом народного образования.

Трудно найти такую школу, чтобы всё было хорошо, – сказал в своём докладе тов. Богуславский.
Это совершенно неправильно, и лишь характеризует незнание отделом народного образования своих кадров. Тов. Богуславский не сумел привести ни одной фамилии педагогов-отличников, педагогов, могущих служить образцом обучения и воспитания детей. Видимо, об итогах учебного года наробраз также узнал случайно. Ведь факт, что проверкой качества учебно-воспитательной работы, особенно в сельских школах, наробраз не занимался.
Зачастую, идя на урок, педагог не знает о чём и как он будет разговаривать с учениками. Таких примеров было немало приведено на конференции.
Учительница географии 7-й школы тов. Фролова задала ученику вопрос:
Какие задания развития промышленности в СССР?
Ясно, что ученик не понял вопроса и ответил такой же чепухой.
На вопрос: "Какая разница между человеком и обезьяной", учитель кругликовской школы тов. Тищенко, не задумываясь, ответил:
Обезьяна обрастает шерстью, а человек нет. Она питается тем, что крадёт с огородов кукурузу.
Педагог русского языка 21-й школы на вопрос ученика "что такое кулик", ответил, что это – зверёк.
И ни директора́ указанных школ, ни наробраз не задумались над тем – могут ли такие педагоги дальше продолжать работать в школе.

Никакой методической помощи, указаний школы от наробраза не получают. Методический кабинет наробраза не работает. От него осталась одна вывеска.
Отсутствие единых норм оценок мешает в борьбе педагогов за высокое качество учёбы. И совершенно основательно конференция недоверчиво отнеслась к итогам выполнения учебной программы, о которой доложил Богуславский. Зная о существующем разнобое в оценках, отдел народного образования ни разу не созвал, однако, совещания педагогов по специальностям, классных руководителей и директоров школ, чтобы разрешить этот вопрос.

В школах недооценивают работу с родителями. Родительские собрания общие и классные происходят, как правило, в конце семестра или в конце учебного полугодия. И тогда констатируются факты хорошей или плохой успеваемости ученика.
Неплохой опыт работы с родителями имеет 1-я школа (директор тов. Глашенко). Педколлектив провёл несколько семинаров родителей по вопросам педагогики. Но эта инициатива так и осталась незамеченной, и опыт 1-й школы не популяризирован.

Политико-воспитательная работа среди учительства, овладение большевизмом стоят ещё на низком уровне. Ни в одной школе не работают политкружки. Партийный комитет наробраза разрабатывал планы лекториев, политучёбы учителей. Но дальше разговоров дело не пошло.

Вот так работали многие школы в первом учебном полугодии. Мимо этих неутешительных итогов не могут пройти горсовет и горпартком, у которых должно вызвать тревогу неудовлетворительное руководство горнаробраза обучением наших детей.
Среди педагогов ворошиловградских школ много прекрасных мастеров педагогического труда. Многие школы и педагоги нашего города могут по праву гордиться своими воспитанниками – племенем передовых, мужественных, преданных родине молодых людей. И теперь, вступая во второе полугодие, работая в эпоху сталинской Конституции, педагоги наших школ, множа опыт передовых людей, должны выполнить указания партии Ленина-Сталина о коммунистическом воспитании молодого поколения.

газета «Ворошиловградская правда» за 9 января 1938 года