союз «Забой»

Первый год

Год тому назад, сразу же после окончания 2-го Вседонецкого с'езда рабкоров в Артёмовске, на 2-3 часа собралась группа делегатов с'езда, чтобы поговорить о создании союза пролетарских писателей Донбасса «Забой».
Слово "забой" удовлетворяло, как определение существа нашей работы. В забое добывается топливо для заводских топок, для локомотивов культуры.
В сознании того, что первые наши кирпичи уже заложили фундамент для будущего здания, союз «Забой» развёртывает своё знамя – так заканчивалось воззвание первого с'езда «Забоя».
Год прошёл. Год – срок малый. За это время, конечно, не могла вырасти подлинная литература Донбасса. Не мог ещё крепко стать на ноги ни один «забоец». Не хватает литературной и вообще культурной закалки. Не хватает учёбы. Но если мы подойдём в день первой годовщины «Забоя» со сравнительной оценкой, то выводы будут несколько иные. Окреп ряд товарищей, ряд товарищей начинает продвигаться в центральные журналы. Появилась кое-какая квалификация. Всего этого, конечно, недостаточно для того, чтобы говорить о создании пролетарского писателя Донбасса. Но в этом же – оправдание всей деятельности «Забоя». Товарищи растут, пишут лучше, овладевают литературным пером.

Три этапа «Забоя»

Первая разрозненная перекличка голосов. Борьба за создание донбассовской литературной трибуны – журнала «Забой» и литературной странички «Кочегарки». Первый этап закончился год тому назад.
Второй этап заканчивается с первой годовщиной. Он носит, по преимуществу, собирательный характер. Растут ячейки, закладываются основы союза «Забой». Среди части рабкоров появляется большая тяга к литературной работе, большой интерес к ней.
15 ячеек союза, свыше 250 членов в них – таковы цифровые итоги к сегодняшнему дню. В этих пятнадцати ячейках об'единены не только пишущие товарищи, но и товарищи, которые через участие в ячейках приходят к самостоятельной литературной работе.
Установка на массовость, отсутствие всяких формальностей при приёме в союз, теснейшая связь с рабкорами – вот как строится «Забой», и вот, что создаёт ему широкую известность среди рабочих масс.
Мы переходим сейчас на третью ступень учёбы. К настоящему времени выяснилась вся недостаточность тех запасов знаний – литературных и общекультурных, которыми располагает «забоец». Не случайно возникли разговоры о кризисе литературного творчества. Серьёзные требования, пред'являемые «забойцами» к себе, не позволяют им застывать на одном месте, перепевать самих себя. Но для того, чтобы шагнуть дальше требуется большое напряжение сил. Поэтому сейчас и наблюдается то, что некоторые (и притом наиболее даровитые) товарищи временно замолкают, садятся за книжку, думают, читают, учатся.
Предстоящий год работы, и сегодняшнюю годовщину, и очередной с'езд «Забоя» мы встречаем под лозунгом учёбы. 80 % в союзе – рабочих. Большинство из них пишут не больше года, и не всегда удачно. Но надо посмотреть, как в ячейках, в кружка́х, у себя на дому они глотают книжки, чеканят свой язык, чтобы понять, что мы здесь встречаемся с крупным культурным явлением. Это в сути своей, то же явление, которое мы наблюдаем при тяге рабочих в ВУЗы, рабфаки, та же жажда к овладению культурой.

До сих пор ещё существует два неправильных подхода к растущей пролетарской литературе. Кое-кто смотрит на неё свысока, по-барски: прёт, мол, в литературу "чумазый". Ликбезом надо заниматься, а не рассказы писать. Кое-кто, наоборот, склонен рассматривать каждый продукт рабочего литературного творчества, как огромный вклад в пролетарскую культуру.
Неверно и то, и другое. Нельзя преуменьшать значения создающейся пролетарской литературы, но нельзя и комчванством убивать ростки дарования у товарищей. Последняя резолюция ЦК РКП о политике партии в художественной литературе осуждает оба уклона.
Ибо в чём будет окончательное оправдание «Забоя», когда он вырастет и окрепнет? В том, что Донбасс получит свою литературу. Ведь, до сих пор он её не имел и не имеет. Всё творчество «забойцев» проникнуто этой глубокой любовью к возрождающейся всесоюзной кочегарке, к громыхающему в домнах и молчаливому в каменноугольных забоях Донбассу.
Донбасс поёт, гудит. Он – первый,
Он авангардом впереди.
В Донбасс всё: стальные нервы,
И сердце крепкое в груди.

Писал в поэме «Три Ивана» (1-й сборник «Забоя») Е.Кузьмин. И потому трудности не пугают. Они могут внушить товарищам только сознание необходимости серьёзного труда над собою.
Так «Забой» встречает свой новый год.

А. Селивановский


газета «Луганская правда» за 28 октября 1925 года



забой