За учёбу, за творческую работу
«Забой» – боевой отряд пролетарской литературы
«Забой» прошёл трудный этап роста. В 1924 году в Артёмовске, Луганске, Сталино и Мариуполе из заводов и рудников, из передового актива рабкоровских рядов оформились первые отряды пролетарской литературы Донбасса – ячейки «Забоя». И уже шесть лет издаётся журнал «Забой», литературные странички «Забоя» при окружных газетах. С каждым годом ширилось, росло литературное движение, создавались новые ячейки «Забоя» – на Смоленке, Рутченковке, в Рыково, Константиновке, Кадиевке, Горловке, Краматоровке.
Поэзия угля и металла, будни великого Донбасса, новый общественный быт, противопоставляемый казарменному, тёмному и пьяному быту, беспощадное разоблачение классовых врагов – вредителей всех мастей, нэпманов, кулаков, показ классовой борьбы на селе, отношения селянства к шахте и заводу – таковы в целом темы произведений «забойцев» первого призыва.
«Забой» знал и кризисы роста. Тогда «Забоем» руководила Российская ассоциация пролетарских писателей, но руководства действительно постоянного не было. «Забой» был оторван от литературного движения Украины, от украинского культурного процесса, и это повлекло жестокий кризис. Но прорыв и ошибки решительно изживаются. Политика партии в национальном вопросе направила «Забой» по правильному руслу. «Забой» реорганизовался в украинскую пролетарскую писательскую организацию с русской и еврейской секциями, взяв установку решительно влиться в украинскую действительность. Особенно помог «Забою» его новый руководитель – украинский пролетарский писатель Иван Ле.
«Забой» ставит сейчас главной своей задачей – помогать партии и пролетариату строить советскую украинскую культуру. Такой поворот в линии «Забоя», как никогда был необходим.
Гигантские темпы социалистической реконструкции Донбасса, борьба за выполнение пятилетки выдвигают в настоящее время перед «Забоем» задачи ударной перестройки учебно-теоретической и творческой работы, чтобы быть активнейшими участниками строительства. Выступая с читкой своих произведений на рабочих собраниях, в клубах, красных уголках, «забойцы» со всей серьёзностью учитывают требования текущего момента и запросы рабочих читателей.
Сдаются в архив остатки кружковщины, замкнутость.
Проводить массовую литературную работу, проверять каждый творческий шаг на собраниях, не отрываться от производства, помогать организовывать в клубах литературные кружки, а при них – творческие группы, из которых черпать в будущем свои кадры, вести неустанную литературную учёбу, чутко помогать каждому пишущему товарищу – вот чем руководствуются «забойцы».
Старые кадры «Забоя» перешли к темам "большого полотна". Имена лучших «забойцев» – Шишова, Трейдуба, Горбатова, Павливского, Беспощадного, Фарбера, Черкасского, Крикуна, Кондомихало, Баглюка, Антоненкова – широко известны рабочим Донбасса. Подготавливается специальный выпуск библиотеки «Забоя», в который войдут избранные крупные произведения «забойцев». Недавно вышла из печати первым изданием (и подготавливается ко второму) книга стихов «Каменная книга» любимого горняками поэта-шахтёра Павла Беспощадного. Печатаются книги Бориса Павливского «Дніпро в бетоні», В.Краматорского – «На грані». Готовится к выпуску книга Юрия Черкасского «Стропила». Ряд «забойцев» печатается в центральных журналах советской и западной Украины, московских журналах. С большой энергией, спаянно, неустанно творят пролетарскую литературу «забойцы». Они будут и впредь важнейшим звеном в культурном строительстве украинского Донбасса.
Е. Демишев
газета «Луганская правда» за 5 мая 1930 года
|