условия быта и труда писателей и поэтов

Тормозы роста

Творчество в муках

Необходимо вплотную разглядеть обстановку, в которой живёт и работает наш литературный молодняк. Бытовые условия, в которых проходит эта работа, – общая обстановка, загруженность посторонней работой, материальное положение, отношение окружающих к работе молодого писателя – всё это определяет творчество литературного молодняка, накладывает на него определённый отпечаток.

Творят, но в какой обстановке...

Из кого в большинстве составляются кадры наших молодых писателей? Это – производственный молодняк, обычно от рабкоровства приходящий к литературному творчеству; учащиеся наших рабфаков и ВУЗ'ов; передовая частица крестьянской молодёжи.
Во всех случаях бытовые условия, окружающие литературный молодняк, мало поощряют творческую работу. Возьмём нашу донбассовскую обстановку. Союз пролетарских писателей и поэтов Донбасса «Забой» насчитывает в своих рядах немало даровитых молодых писателей, непосредственно работающих на производстве – на заводах, рудниках. У такого писателя много тем для писания. Но всё же, к примеру, наша шахтёрская литература растёт очень медленно.
Почему? А вот это нам скажет расписание дня писателя-шахтёра: 8 часов работы под землёй, после – сотни всяких нагрузок по общественной работе. Время для писания – чаще всего ночь.
А что дом? Дома – не лучше! Или – холостяцкая казарма с её песнями, бесконечным рёвом и шумом, или – дом, семья, скученно, тесно, шум. Учащийся молодняк в таких же условиях. Тут, как правило, общежитие: по всем углам гудят – голова кругом.
Уж очень мудрено и трудно творить в таких условиях. Вот, что написал в одной из наших литстраничек молодой поэт-рабфаковец Фома Ерёмин. Его стихотворение «Дайте петь рабкоровской братве» приводим целиком:

Братва, братва угрюмых общежитий!
Скажите мне, о чём теперь пропеть?
Вот в этот день осенний укажите,
Куда идти и по какой тропе?

Да как писать, коль за стеною томно
Рояль звенит "кирпичиков" мотив,
А я один над песнею огромной
Сижу, листы несказанным залив.

И за окном туман завесил свечи,
Но не забрал галдёж и суету...
Сегодня мне порадоваться нечем, –
Я знаю: бурьяном поэмы порастут.

Комиссии, подкомиссии, раскомиссии...

Бремя нагрузки обязательно присутствует на плечах каждого почти молодого писателя, особенно если он комсомолец. Оговорюсь. Вообще, это, конечно, не бремя. Работа общественная, работа комсомольская молодому писателю, безусловно, нужна. Это его связь с массами. Наконец, для каждого сознательного пролетария – это насущная потребность.
Но нагрузки в таком количестве, в каком они у нас часто ложатся на плечи молодого писателя, – это уже бремя! На вопрос в одном из моих писем поэту-комсомольцу – Почему не пишешь? Я получил такой ответ:

Друг мой, писать не светит:
Я трёх кружков председатель
Я – один в стенгазете...
Лектор! Докладчик! "Оратель"!
Я – секретарь ячейки...
И ко всему семейка:

Писк детворы, тараканы,
Злобно шипят сковородки...
Бьются, звеня стаканы,
Лупят племянников тётки...
... пацан в чернила... Голову боль охватила...
Можно ли тут писать, ... мать!?

"Писать – не труд"

Много говорим мы и пишем о невыносимых условиях, в которых работает литературный молодняк. Но мало мы пока сделали, чтобы дать возможность начинающему писателю творить в поощряющей творчество обстановке.
До сего времени наши культурные организации не так как нужно относятся к труду молодого писателя. Наши комсомольские организации, которые творческий труд литературного молодняка должны всячески поддерживать, этого в большинстве случаев не делают.
В одном из номеров сборника «Перевал» была помещена статья, рисующая отношение комсомольских работников к писателям-комсомольцам. Один из руководящих работников Екатеринославского комсомола сказал следующие: Писать – не труд. Это так, от нечего делать и для славы пишут наши ребята. А поэты вообще – собаки. Бегают и лаются стихами!
И, надо сказать, такое отношение к "поэтам-собакам" нередко проявляется на деле. Высмеивают, заваливают работой, буквально преследуют. Всё это, если прибавить ещё сюда почти сплошь и рядом тяжёлое материальное положение молодого писателя, когда часто не на что купить книги, а иногда и пообедать нечем, – тяжело ложится на творчество литературного молодняка.
Пожалуй, отсюда и исходят нудные и тоскливые мотивы, так часто встречающиеся сейчас в произведениях молодых писателей.

Осознайте

Над всем этим следует хорошенько призадуматься. До тех пор трудно будет творить нашим молодым писателям, до тех пор будут зарываться в землю незаурядные дарования, пока мы не осознаем, что писательский труд – труд немалый. Он требует соответствующей обстановки, требует определённой поддержки.
Эта поддержка должна быть предоставлена нашему литературному молодняку. Мы далеко не всё в состоянии сделать, но дать молодому писателю время для творческой работы, разгрузив его от сотен обязанностей и нагрузок, помочь ему в учёбе, товарищески поддержать его, и оценить по заслугам его труд – это мы можем и должны сделать.

Вопросы эти в последнее время стали остро, и их разрешения ждёт литературный молодняк.
Мы ждём откликов на статью. Нам кажется, в первую голову, должны высказаться сами представители литературного молодняка. Молодых писателей у нас в Луганске много. А затем должны откликнуться наши культурно-просветительные организации и отдельно – политпросветработники комсомола.

М. Диманштейн


газета «Луганская правда» за 12 июня 1926 года