союз «Забой»

Тормозы роста

Качество отстаёт от количества

Литературный молодняк растёт и количественно и качественно. Число начинающих литературно-творческую работу быстро увеличивается. Но надо сказать, что качественный рост литературного молодняка остаётся далеко позади количественного. Многие, быстро выдвинувшиеся даровитые молодые писатели, остаются на прежнем уровне своего литературного развития, слабо овладевают мастерством и часто, как говорят, отцветают, не успев расцвести.
Признаки остановки в росте, признаки для молодого писателя гибельные, наличны и в творческой работе наших «забойцев». Часть «забойцев» растёт, растёт до сих пор быстро. Если обратиться к творчеству луганских «забойцев» Горобца, Заломанова, Кондомихало, Головина (из прозаиков), Пальмского, Черкасского, Беспощадного (из поэтов), – здесь виден несомненный рост. Эти товарищи стали писать, несомненно, лучше, чем прежде. Они приобретают литературную выучку.
Творчество прозаиков стало серьёзнее и глубже. Темы для своих произведений они выбирают более или менее новые и значительные, разрабатывают их уже с некоторым навыком. Отзывы об их рассказах, напечатанных в журнале «Забой» и литстраничке, свидетельствуют об этом.
Наши молодые поэты овладевают техникой стиха. Читатели журнала «Забой» и литстранички отзываются о них хорошо.
Но другая часть «забойцев» растёт очень медленно. Некоторые в росте совсем остановились и им, ещё не родившимся, грозит литературная смерть – смерть в зародыше. Мы не станем перечислять имена этих товарищей. Остановимся только на тех причинах, которые по нашему мнению приводят к такому концу.

Гудки, поля... и всё!

Многие молодые писатели быстро выписываются. Наличный заряд тем истощается. Не о чем писать – говорят они. И верно, кругозор у многих молодых писателей очень узок. Часто дальше стен своего завода или полей родного села молодой писатель ничего не видит. Бывает, что даже и стен не видит, только свой станок да ещё гудок – он слышный, его никак упустить нельзя. Потому у таких товарищей в начале каждого рассказа гудит гудок (заунывно или радостно); потому сплошь пестрят стихотворения этими же гудками и станками. У пишущего о деревне также бесконечно тянутся родные поля. Такие товарищи начинают повторяться, напишут ещё о гудках и полях – и замолкают.
У некоторых со временем, при упорной работе над собой, при наличии усидчивой учёбы – кругозор расширяется. Тогда снова начинается творческий под'ём. Но большинство остаётся за гранями кругозоровой узости, и этим кончает.
Где же корни кругозоровой узости?

Всякие стишки читал...

Корни эти кроются в малообразованности нашего литературного молодняка, в его малокультурности. Нам довольно долгое время пришлось собирать материалы, по которым можно судить о работе молодых писателей над собою. Многие из них ничего не читают или читают очень мало, да и то бессистемно, – что под руку попадёт.
Что вы читали из современной поэзии? – вопрос молодому поэту.
Да так, всякие стишки читал...
Кого из поэтов вы знаете?
Разве можно фамилии упомнить?
Можно ли упомнить фамилии! Да разве нельзя упомнить фамилии таких поэтов, как Есенин, Безыменский, Маяковский? Да разве могут забыться фамилии таких беллетристов, как Сейфуллина, Бабель, Серафимович?
Не упомнил фамилий, – значит читал сналёта, бегло, не разбираясь в написанном, не различая характерных особенностей в произведении того или иного писателя. И частенько наши молодые писатели об известнейших писателях и поэтах не имеют никакого представления. А мысленно ли создавать художественные ценности, не изучив то, что было написано до тебя, то, что пишется сейчас?

Товарищ редактор, расставьте запятые

Но особенно распространённое явление среди молодых писателей – это полная безграмотность, в лучшем случае – полуграмотность. Не знают самых элементарных грамматических правил. А разве можно писать, не зная как правильно пишется то или иное слово, как правильно построить то или иное предложение?
Присылают в редакцию стихи, приписывая: Уважаемый товарищ редактор! Извините, что не поставил запятые, поставьте их и исправьте какие неправильные слова.
А в стихах не в запятых дело! Там вообще ни одного грамотно написанного слова нет. Ну, хорошо... Редактор раз исправит, другой. А дальше-то что? Без няньки – ни шагу? Безграмотным писатель быть не может! Знание самой простой грамматики во всяком случае необходимо при писательском труде. И за грамматику взяться нужно.

Три зла

Итак, если не перечислять всё остальное, что тормозит работу начинающего писателя (бытовые условия, отсутствие книг, тяжёлое материальное положение), мы считаем главными для даровитого молодого писателя три основных зла. Это – безграмотность, общая малообразованность, отсутствие систематической учёбы. И пока всё это налицо, каждый молодой писатель, чувствующий в себе эти недостатки, должен знать, что, не устранив их, писателем он не станет.
Наш литературный молодняк должен (в своих организациях и на дому) заняться серьёзнейшей работой над своим общим образованием, расширяющим кругозор писателя, взяться за серьёзную литературную учёбу, и особенно обучиться самой простой грамоте, ибо безграмотного писателя быть не может.

М. Диманштейн


газета «Луганская правда» за 4 июня 1926 года