Именной серебряный жетон, изготовленный в память выпуска тысячного паровоза «Русским обществом машиностроительных заводов Гартмана». Тысячный паровоз был изготовлен обществом в августе 1906 года, им оказался паровоз серии О с оригинальным парораспределительным механизмом Вальсхарта (тип 0-4-0). По классификации паровозов, принятой в 1912 году, такая серия паровозов получила обозначение – ОВ. Политика Российского правительства в конце XIX века способствовала тому, что иностранные капиталисты стали рассматривать варианты размещения своих производственных мощностей непосредственно на территории России и в частности – в Донбассе. Важную роль в развитии промышленности Луганска как раз и сыграло привлечение в Россию иностранного капитала в то время. Английские, германские, французские, бельгийские предприниматели создавали в Донбассе многочисленные акционерные общества, строили заводы, разрабатывали месторождения угля и руд. В 1895 году, вслед за французами, интерес к российскому транспортному рынку проявил и немецкий промышленник Густав Гартман. Несмотря на то, что основные правительственные заказы на производство паровозов должно было получить АО «Русское паровозостроительное и механическое общество», Гартман начал в 1895 году переговоры с руководством российского Санкт-Петербургского международного коммерческого банка о совместном инвестировании в паровозостроительный завод. Взвесив все "за" и "против", отечественные капиталисты дали свое принципиальное согласие. Гартман планировал построить в России два
завода: паровозостроительный (машиностроительный) в Петроковской
губернии (современная территория Польши) и металлургический – в
Луганске.
Строительство корпусов двух заводов началось в июле 1896 года. 1 декабря того же года в Луганск прибыл управляющий заводами Гартмана,
шотландец, инженер Я.И.Андерсон. К 1 августа 1897 года уже действовали вспомогательные мастерские с паровым двигателем, частично
чугунолитейная мастерская, изготовлявшая главным образом изделия для
строительства самого завода и некоторые простейшие машины. В это время
строились здания для трех мартеновских печей общей производительностью
от 250 до 300 тысяч пудов (4-5 тысяч тонн) в год, прокатного цеха с
трубопрокатным отделением, большого котельного цеха, центральной
электрической станции, водоснабжения, установки для отжига и дробления
доломита, два административных корпуса. Начиная с 1844 года, Луганский завод стал одиннадцатым по счету заводом среди специализированных или приспособленных для постройки паровозов в России. Заводской поселок (колония) был расположен на расстоянии немногим более 1 версты (1 верста = 1.0668 километра) от завода. В северной его части был расположен кирпичный дом директора завода; невдалеке от него размещался ряд каменных и деревянных построек – для сторожа, кучера, садовника, прачечная и кладовая, конюшня и оранжерея. По обе стороны главного подъездного и пеше- ходного пути были сооружены особняки с надворными постройками. Кроме этих зданий, рассчитанных на заводскую элиту, в колонии имелись другие одно- и двухэтажные жилые дома, где жили мастера, мелкие служащие. В центральной части территории размещалось одноэтажное кирпичное здание больницы на 22 койки, в подвальном помещении которой были установлены котёл парового отопления, вентилятор и насос (здание имело свою теплосеть). При больнице в отдельных зданиях находились кухня и прачечная, здесь же был деревянный сарай с помещением для кареты скорой помощи. Двухэтажное кирпичное здание школы имело собственное паровое отопление от расположенного в подвале котла и водоснабжение из артезианской скважины 50-метровой глубины. При школе была опытная оранжерея, квартира для сторожа и кирпичный коттедж директора. Заводской поселок стал своеобразным «городом» в городе – со своими инженерными коммуникациями, автономным водо- и электроснабжением. 20 мая 1900 года Луганский паровозостроительный
завод вступил в строй, а 29 мая из его цехов вышел первый локомотив.
Это был товарный паровоз мощностью 560 л.с. типа 0-4-0 серии ОД
(по классификации паровозов, принятой в 1912 году) – паровоз «Основного типа» с кулисным механизмом Джоя и увеличенным диаметром колёс. Его
чертежи за немалые деньги пришлось покупать у конкурентов –
Коломенского машиностроительного завода. Сказывался дефицит
собственных высококвалифицированных инженеров. В течение 1900 года на
заводе было изготовлено 48 паровозов. Вследствие начавшегося в России в самом начале
ХХ века экономического кризиса, который завод Гартмана ощутил с 1907
года, на нем, кроме паровозов, наладили выпуск котлов для электростанций
и корпусов турбин для судов, а также стали выпускать нефтяные
резервуары, цистерны и пр. Кроме того, в больших количествах отливались
секции отопительных батарей, литые мартеновские болванки, фасонное
стальное, чугунное литье, медные отливки, сортовое, листовое, кровельное
и оцинкованное железо, изготовлялись дымогарные трубы и огнеупорный
кирпич. В результате из экономической депрессии завод вышел
широкопрофильным машиностроительным предприятием.
И все же предприятие работало в убыток. В 1908 году цены на акции
РОМЗГ стремительно падали на европейских фондовых биржах. Всего до начала первой мировой войны на заводе Гартмана было изготовлено более полторы тысячи паровозов различных модификаций. С 1915 года на заводе началось широкое производство паровозов серии Э (тип 0-5-0) для частных и казенных дорог. Завод был полностью загружен производством таких паровозов и в 1916 году, выпуская ежемесячно в среднем по 12-14 машин, изготовил 159 паровозов, в 1917 году было изготовлено 104 паровоза. 5 июля 1916 года на заводе Гартмана началась
забастовка, которую поддержали и рабочие других предприятий Луганска. Это была одна из крупнейших забастовок в Донбассе. К 9 июля
число забастовавших достигло 15 тысяч человек. Среди основных
требований было увеличение заработной платы на 50 % и установление 8
часового рабочего дня. Всеобщая забастовка в Луганске в условиях
военного времени вызвала большой переполох у властей. В Луганск приехал
Екатеринославский губернатор в сопровождении начальника губернского
жандармского управления, улицы города были наводнены войсками и
полицией. Недостигнув соглашения с бастующими, управляющий Хржановский
13 июля подписал распоряжение о закрытии завода
Гартмана и увольнении всех рабочих. Однако, вскоре было объявлено о
приеме на работу желающих вернуться на завод. 18 июля на заводе
возобновились работы. Революционно настроенные рабочие остались за
воротами предприятия. 21 июля властями был закрыт заводской профсоюз.
За участие в забастовке было арестовано 15 рабочих и около 100 человек
мобилизовано в армию. В январе 1920 года, после установления в городе
Советской власти, заводоуправление призывает рабочих вернуться в свои
цеха – работа завода возобновилась с ремонта старых паровозов. Уже
летом завод плавил сталь, давал литье. В сентябре было выпущено 5
паровозов, а до конца года – еще 4, кроме того завод выдал 80 тысяч
пудов жидкого металла, 10 тысяч пудов литья, 50 тысяч пудов проката.
Также рабочие завода делали ведра, косы, лопаты и всевозможный
сельскохозяйственный инвентарь для обмена на продукты питания. Первую пятилетку рабочие завода встретили с большим энтузиазмом. Так, летом 1929 года призыв луганских паровозостроителей: "Пятилетку – в четыре года!"
– подхватила вся страна, а 3 октября того же года изготовленный на
заводе сверх плана паровоз повез в Москву первый в стране «красный эшелон»
– с добытыми на Луганщине сверх плана 733 тоннами угля, в
отремонтированных сверх плана сорока вагонах. Этот паровоз и вагоны
поступили в распоряжение Московской окружной железной дороги, а уголь –
на электростанции Москвы. В 1928-1933 г.г. была проведена масштабная реконструкция завода,
после завершения которой, он стал наиболее современным и самым
большим в Европе. Параллельно реконструкции завода на нем продолжался
выпуск паровозов, как старых типов, так и нового – ФД («Феликс Дзержинский»),
первый опытный образец которого был изготовлен 31.10.1931, второй – в
начале ноября 1932 года и третий – в начале 1933 года.
После начала Великой Отечественной войны предприятие начинает выпуск продукции для фронта.
После захвата города немцами, на заводе появился внук Гартмана и
предъявил свои права на владение старым заводом. Территория старого
завода была отгорожена немцами от нового, построенного за годы
реконструкции. За 7 месяцев оккупации города, немцам так и не удалось
наладить на заводе какое-либо производство. С территории завода в
Германию был вывезен весь металл, вплоть до дверных ручек и замочных
скважин. При отступлении фашисты разрушили завод практически до
основания – степень разрушения составляла более 90 %. После освобождения города, уже в феврале 1943 года начинается восстановление
разрушенного предприятия. В апреле 1944 года заработала мартеновская
печь и частично ТЭЦ, а к концу того же года работали прокатный и
кузнечно-прессовый цехи, начался ремонт паровозов и производство техники для шахт Луганской области. Одновременно на заводе велись работы по проектированию паровоза типа 1-5-1 с облегченной нагрузкой на ось и товарного теплопаровоза. Первый после освобождения города паровоз был выпущен 23 октября 1945 года, это был паровоз серии СО (Серго Орджоникидзе). В феврале 1956 года на знаменитом ХХ съезде КПСС
было принято решение прекратить производство паровозов и перевести
железные дороги страны на тепловозную тягу. Последним, произведенным на
Луганском паровозо- строительном заводе в 1956 году, был грузовой
паровоз ЛВ-522 (всего в 1956 году было изготовлено 400 паровозов). В
1956 года завод начинает массово строить тепловозы ТЭ3 по чертежам Харьковского завода транспортного машиностроения и 19 октября 1956 года он получает название – тепловозостроительного. В 1977 году разработан и изготовлен опытный образец тепловоза 2ТЭ121, положивший начало созданию нового мощного ряда локомотивов с секционной мощностью от 4000 до 6000 л.с.
В начале 1990-х г.г. на объединении было создано около тридцати
арендных предприятий – практически по одному на каждый цех, коллективы
которых работали в условиях арендного подряда. Часть из них позже были
преобразованы в малые государственные предприятия (МГП). Дальнейшие события развивались крайне стремительно:
новые юрлица открыли банковские счета, выкупили свои помещения, нашли
собственных заказчиков и перестали реагировать на указания
заводоуправления. Самые сообразительные цехи – сталелитейный,
кузнечно-прессовый, товаров народного потребления и метизный –
акционировались, распространив свои ценные бумаги среди своих сотрудников.
Новообразовавшиеся АО, общества с ограниченной ответственностью,
кооперативы, коллективные и малые предприятия стали торговать друг с
другом, подписывать между собой договоры, практически никакой продукции
не поставляя за пределы завода. Чтобы найти выход из создавшейся
ситуации на предприятии – сменили директора, которым стал
Е.Я.Свиридов. Он добился личного распоряжения и Указа Президента Украины
№ 382/95 от 19.05.1995
о превращении объединения «Лугансктепловоз» – в государственную
холдинговую компанию. Согласно этому Указу, осенью 1995 года восемь
заводских МГП были преобразованы в открытые акционерные общества («Ремэкс», «Стройпроект», «Взор», «Рембуд», «Ток», «Темпо», «Старт», «Локомотив-ресурс»)
и стали дочерними предприятиями ГХК «Лугансктепловоз», 51 % акций,
которых остался в государственной собственности и был передан в
уставной фонд созданной компании. Созданная в соответствии с Указом Президента Украины № 382/95 от 19.05.1995 Государственная холдинговая компания «Лугансктепловоз» была зарегистрирована приказом Фонда Государственного имущества Украины (ФГИУ) № 23-АТ от 29.09.1995. В 1999 году компания впервые выставлялась на
приватизационный конкурс – он тогда не состоялся, желающих не нашлось.
В 2001 году желание приобрести «Лугансктепловоз» имел «АвтоКРАЗ», но
он не был допущен к конкурсу, так как не соответствовал требованиям,
предъявляемым Фондом госимущества к промышленному инвестору, желающему
приватизировать стратегическое предприятие. 10.05.2011 по решению акционеров, компания «Лугансктепловоз» стала публичным акционерным обществом (ПАО). По состоянию на 2011 год на предприятии работало 6300 работников (в 1995 году – немногим более 10 тысяч человек). По состоянию на 2013 год ПАО «Лугансктепловоз»
имел производство с полным замкнутым циклом. Общая площадь
территории производственной зоны завода составляла 124 га.
Производственный комплекс состоял из металлургического,
заготовительного, сварочно-сборочного, механосборочного производств. На
предприятии осуществлялась полная техническая подготовка производства,
включая предпроектные НИР, проектирование, изготовление, испытания,
экспериментальную доводку опытных образцов, технологическую и
организационно-материальную подготовку производства. ПАО «Лугансктепловоз» находится по адресу: г. Луганск, ул. Фрунзе 107 (сайт). |
Значок посвящен 30-й годовщине с момента завершения реконструкции Луганского тепловозостроительного завода (ЛТЗ), которое отмечалось в 1963 году. В ознаменование юбилея завершения реконструкции, рабочими и служащими завода был взят ряд обязательств по выпуску продукции в ноябре-декабре 1963 года. XIV съезд ВКП(б), проходивший в декабре 1925 года, провозгласил курс на индустриализацию
страны – превращение СССР из аграрной в индустриальную. В связи с
провозглашением партией нового курса предстоял существенный рост
объёма перевозок, но было очевидно, что находящиеся в эксплуатации типы
паровозов по своим техническим параметрам не могут рассматриваться
в качестве перспективных – требовался новый, более мощный и
скоростной тип грузового паровоза. Поэтому для выпуска новых
мощных паровозов народный комиссариат путей сообщения принимает
решение о выделении необходимых средств для строительства новых
цехов на Луганском паровозостроительном заводе, с целью развития его
производственных мощностей до уровня крупнейших американских
паровозостроительных заводов. В апреле 1926 года началась работа над
проектом перестройки Луганского паровозостроительного завода, но в том
же году, в качестве альтернативного решения, также рассматривался
вопрос о покупке паровозостроительного завода в Дюссельдорфе – у
немецкой фирмы «Рейнметалл». В Дюссельдорф была направлена комиссия
для ознакомления с состоянием предложенных к продаже машин и
оборудования. В марте 1927 года эта комиссия дала заключение о
нецелесообразности покупки устаревшего предприятия в Германии. После
этого разработка проекта реконструкции паровозостроительного завода в
Луганске возобновилась ускоренными темпами. Заметки, посвященные 20-летию (продолжение) и 25-летию завершения реконструкции Луганского паровозостроительного завода. |
Значок посвящён внедрению в 1975 году на Ворошиловградском тепловозостроительном заводе (ВТЗ) первой очереди пускового комплекса АСУ-ВТЗ. Выполняя директивы по развитию народного хозяйства СССР в IX-й пятилетке (1971-1975 г.г.), принятые на XXIV съезде КПСС, на Луганском тепловозостроительном заводе приступили к созданию автоматизированной системы управления производством.
Так, в 1973 году на базе реорганизованного
информационно-вычислительного центра (открыт в 1968 году) был создан
отдел АСУ-ИВЦ. В начале 1975 года началась масштабная работа по модернизации этого отдела,
в ходе которой был выполнен большой объём перепланировочных, ремонтных и
отделочных работ, и к маю того же года отдел АСУ-ИВЦ занимал новый
большой корпус. Также были введены в эксплуатацию ряд ЭВМ, а для
переподготовки специалистов на заводе были организованы специальные
курсы. В результате проведенных мероприятий, в самом начале декабря
1975 года на заводе была внедрена в производство первая очередь
пускового комплекса АСУ-ВТЗ. |
Значки посвящены отделу АСУ-ИВЦ Луганского производственного объединения тепловозостроения. Отдел АСУ-ИВЦ был создан на предприятии в 1973 году в ходе реорганизации информационно-вычислительного центра, открытого в 1968 году. |
Значки посвящены выпуску 25-тысячного тепловоза, который был изготовлен на Луганском тепловозостроительном заводе, начиная с 1956 года. В конце января 1977 года на Луганском производственном объединении тепловозостроения развернулось социалистическое соревнование за право участия в изготовлении деталей, а также сборке юбилейного 25-тысячного тепловоза. |
В октябре 1958 года коллектив депо
Москва-сортировочная выступил с предложением начать соревнование за
звание бригад коммунистического труда, которое поддержали по всей
стране. Это положило началу новой формы социалистического соревнования –
движению за коммунистическое отношение к труду, и, как следствие –
повышению роли мастера, как организатора и руководителя работ в
производственной деятельности каждого цеха. Вероятно, где-то в самом начале 1970-х г.г. на Луганском тепловозостроительном заводе также был избран Совет мастеров, который, в частности, проводил собрания мастеров и День мастера. Знаки к званиям «Лучший мастер завода» и «Заслуженный мастер завода», которыми в советское время награждались мастера – передовики производства на Луганском тепловозостроительном заводе. Звание «Лучший мастер завода» было учреждено на Луганском тепловозостроительном заводе, вероятно, – в самом начале 1970-х г.г., но нагрудного знака к этому званию, по всей видимости, учреждено не было. Знак к этому почетному званию стали вручать на заводе – в самом начале 1980-х г.г. Какой-либо информации по званию «Заслуженный мастер завода», пока не найдено. |
Значок посвящён Всесоюзной научно-технической конференции «Создание локомотивов большой мощности и повышение их технического уровня», которая проходила в Луганске в 1981 году. Эта конференция проходила 13-15 октября 1981 года, по всей видимости, на базе Луганского тепловозостроительного завода (в то время п/о «Ворошиловградтепловоз»). |
Значок посвящён 10-летию создания малярного цеха на Луганском тепловозостроительном заводе, которое отмечалось в 1983 году. Малярный цех был создан в марте 1973 года на базе производственных площадей контрольно-сдаточного цеха тепловозостроительного завода. |
Значок посвящён участию Луганского тепловозостроительного завода в международной выставке «Железнодорожный транспорт - 86». Специализированная международная выставка «Железнодорожный транспорт - 86» проходила летом 1986 года в районе станции Щербинка (Подмосковье) – на территории Экспериментальной кольцевой железной дороги. В экспозиции выставки были представлены три тепловоза, изготовленных на Луганском тепловозостроительном заводе: ТЭ-127, 2ТЭ-121, ТЭ-136. |
Набор значков, изготовленный к 100-летию ХК «Лугансктепловоз», с изображением некоторых видов продукции предприятия: паровоза, тепловоза, трамвая, рудничного дизельного мотовоза, гусеничного плавающего транспортера. Паровозы завод выпускал в период 1900-1956 г.г., а
тепловозы – с 1956 года. Празднование столетнего юбилея предприятия состоялось 15 мая 1996 года на центральной заводской площади. |
Значок изготовлен в виде печати «Русского общества машиностроительных заводов Гартмана». В центре значка изображена монограмма из аббревиатуры – РОМЗГ. |
Значки изготовлены в виде товарного знака ПАО «Лугансктепловоз», который был зарегистрирован в январе 1996 года. Несмотря на то, что на официальном сайте компании, товарный знак (эмблема) изображена синего цвета, красный цвет, также как и синий – является цветом фирменного стиля компании «Лугансктепловоз». |
Значки посвящены паровозу серии ФД, который изготавливался на паровозостроительном заводе в Луганске в период 1931-1941 г.г. Как уже писалось выше, в связи с провозглашением в
СССР курса на индустриализацию страны, требовался новый мощный и
скоростной тип грузового паровоза, чтобы справиться со всё
возрастающим объёмом ж.д. перевозок. Для производства такого паровоза
было принято решение провести масштабную реконструкцию Луганского
паровозостроительного завода. |
Значок посвящён дому отдыха Луганского тепловозостроительного завода «Зелёная роща». На окраине Луганска, недалеко от реки Северский Донец, на территории местности, которая в то время называлась Лысая гора, по всей видимости, в конце 1920-х г.г. (точная дата не установлена) Луганский паровозостроительный завод построил дом отдыха. К середине 1930-х г.г. дом отдыха пришёл в упадок. В конце 1935 года – начале 1936 года был осуществлён капитальный ремонт, после которого дом отдыха открылся в апреле 1936 года. Вскоре было принято решение о постройке нового заводского дома отдыха на Лысой горе, который был открыт в августе 1938 года. |
Последнее обновление страницы – 26.12.2023 |