Общественно-политическая газета
Выходит с марта 1996-го года

Учредитель и главный редактор — Юрий Юров

Российский двигатель "Лугансктепловоза"

Правительство не оставляет попыток реприватизации Луганского тепловозостроительного завода. Но это нисколько не повлияло на планы российского «Трансмашхолдинга» по загрузке предприятия. Неделю тому назад было объявлено о размещении на заводе заказа для Российских железных дорог на сумму, сравнимую с годовым объемом дохода предприятия.

Эксперты считают, что у Фонда государственного имущества Украины, похоже, нет ни сил, ни желания отбирать завод.

Сегодня Луганский тепловозостроительный завод переживает не лучшие дни – с пяти до трех дней сокращена рабочая неделя, станочники переведены на жесткую тарифную сетку, но тем не менее завод, переживший три революции и две войны, испытавший разруху 90-х, жив и сдаваться не собирается.

Две недели тому назад генеральный директор ХК «Лугансктепловоз» Виктор Быкадоров опроверг слухи о том, что с первого января 2009 года завод будет остановлен.

По его словам, в настоящий момент на «Лугансктепловозе» сложилась проблемная ситуация с заказами. Есть Программа, согласно которой до конца года компания планирует подписать договор с РЖД, от «Укрзализныци» же заказов нет и не предвидится.

К началу декабря судьба холдинговой компании зависела от финансового состояния заказчиков – Российских железных дорог и «Укрзализныци». При этом «Укрзализныця» в текущем году так ничего и не заказала, и даже не имеет намерения подписывать договор. Единственная надежда заводчан, как и раньше, возлагалась на РЖД, заказы от которой буквально оживили «Лугансктепловоз» в этом году. Так, при российском акционере на «Лугансктепловозе» в 2007 году темп роста товарной продукции составил 114%, а за 11 месяцев 2008 года – 212%. При этом выросли суммы платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды в 2007 году – в 2,36 раза, за 11 месяцев 2008 года – в 3,66 раза к 2006 году. Благодаря инвестору завод осуществил выход на тепловозный рынок российских железных дорог, создал и освоил в производстве новый сертифицированный тепловоз.

Неопределенность ситуации с российскими заказами усугублялась решением специальной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации «О воз- вращении в государственную собственность пакетов акций предприятий по решению судов» (от 20 ноября 2008 года), где речь шла именно о Луганском тепловозостроительном заводе.

Тем не менее, россияне не подвели. Холдинговая компания ОАО «Лугансктепловоз» на прошлой неделе заключила договор о поставках продукции для Рос- сийских железных дорог. Российский инвестор предприятия договорился с РЖД о заказе на 120 секций луганских тепловозов в 2009 году. По оценкам экспертов, сумма контракта превысит $220 млн, что практически равняется годовому доходу предприятия. По информации российского «Трансмашхол- динга», заказы предприятия для Российской железной дороги превышают 80% всех заказов завода.

Трудовой коллектив «Лугансктепловоза» еще в конце 2007 года выражал обеспокоенность возможными проблемами на предприятии. Напомним, в конце марта 2007 года Брянский машзавод (дочерняя компания «Трансмашхолдинга«) приобрел на аукционе 76% акций «Лугансктепловоза» за 292,505 млн грн ($58,5 млн). В ноябре 2007 года Верховный Суд принял постановление о незаконности продажи 76% акций ОАО ХК «Лугансктепловоз». После этого глава правления предприятия Виктор Быкадоров заявил, что у компании нет договоров с «Укрзализныцей», а заказы появились лишь с приходом нового собствен- ника.

Впрочем, решение суда так и не было приведено в исполнение. По словам заместителя генерального директора «Трансмашхолдинга» Анатолия Меще- рякова, акции до сих пор не возвращены, поскольку постановление украинского суда не подтверждено соответствующим постановлением российского суда. Пока же «Трансмашхолдинг» полностью контролирует предприятие. «Сегодня акциями владеем мы, соответственно, рассматриваются контракты, в том числе на поставки оборудования для РЖД», – говорит господин Мещеряков. «Если ситуация будет развиваться по негативному для нас сценарию, мы не исключаем, что перенесем свои заказы на мощности российских предприятий, в частности, в Брянск», – добавил он.

По словам аналитика ИФК «Метрополь» Михаила Пака, «Трансмашхолдинг» вынужден размещать заказы РЖД на спорном предприятии, поскольку 90-95% мощностей заводов, принадлежащих компании, уже загружены. «Кроме того, даже если акции предприятия вернут в собственность государства, компания сможет перезаключить контракт уже с новым собственником. Реализация проекта может несколько затянуться вследствие бумажной работы, однако он все же будет реализован», – отмечает старший аналитик ФК «Открытие» Кирилл Таченников. Впрочем, на решение «Трансмашхолдинга» могла повлиять и пассивная позиция Фонда госимущества. «Если есть судебное решение, обязывающее передать акции, и передача не происходит добровольно, заинтересованная сторона должна обратиться в органы государственной исполнительной службы, которые занимаются принудительным исполнением судебных решений», – говорит партнер юрфирмы Magisters и добавляет, что если у ФГИ не будет воли на исполнение этого решения, пакет акций останется у собственника.


СПРАВКА «XXI ВЕКА» «Трансмашхолдинг» объединяет ведущие предприятия по производству продукции для железных дорог в России. В состав группы входят Новочеркасский электровозостроительный завод, Брянский машиностроительный завод, Демиховский машиностроительный завод, Коломенский завод, Октябрьский электровагоноремонтный завод, «Бежицкая сталь», «Пензадизельмаш», «Центросвармаш» и «Метровагонмаш». Они участвуют в устав- ных капиталах предприятий, созданных совместно с Siemens («Трансконвертер«) и Bombardier Transportation (Bombardier Transportation Transmashholding AG). Контроль группой компаний осуществляет президент Уральской горно-металлургической компании Искандар Махмудов.


Открытое письмо трудового коллектива ОАО «ХК «Лугансктепловоз» Специальной контрольной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам приватизации

Господа руководители и члены комиссии!

Нас, работников холдинговой компании «Лугансктепловоз», оскорбило и возмутило принятое на заседании Вашей комиссии 20 ноября 2008 года решение «О возвращении в государственную собственность пакетов акций предприятий по решению судов». В названии документа обозначено «предприятий», но сами решения относятся лишь к нашей компании.

В констатирующей части вы сетуете, что ряд Государственных органов и служб не принимает мер по выполнению решений судов о возврате акций ком- пании от российского акционера. Вам даже не представляется вероятным, что они понимают несправедливость принятых судебных решений о непризнании результатов законно состоявшегося конкурса. А наш 9-тысячный коллектив в этом уверен и уже не однажды обращался к первым лицам страны с просьбой принять мудрое государственное решение о признании результатов конкурса законным, каковыми они есть и на самом деле. Оскорбляет ваше полное игнорирование мнения нашего коллектива.

В п. 1 решения вы утверждаете, что Фонд государственного имущества «ненадлежащим образом осуществляет защиту имущественных прав государ- ства». А мы уверены, что наоборот. Именно благодаря ФГИ Украины наше предприятие сохранилось в Украине как целостный имущественный комплекс, нарастило количество рабочих мест, впервые за 15 лет благодаря посредничеству российского акционера смогло выйти на самый ёмкий тепловозный рынок российских железных дорог.

В п. 2 решения вы предлагаете «срочно принять исчерпывающие меры для принудительного исполнения… судебных решений о возвращении» пакета ак- ций. Мы категорически против, ибо вы не предвидите последствий таких действий, тем более в условиях развивающегося кризиса. Наше предприятие с указанным государственным пакетом акций в 90-х годах прошлого столетия уже было на грани закрытия, но действенной помощи от государства не полу- чало.

Особое возмущение вызывает п. 3 решения, где говорится о предложении ГлавКРУ Украины «провести проверку с целью установления размера нане- сенного ущерба в результате допущенных промедлений с возвращением» пакета акций. В прямой связи с этим записан и п. 4 о поисках виновных и при- влечению их к уголовной ответственности.

Если бы перед проведением заседания один-два члена комиссии приехали бы на пару дней на наш завод для ознакомления с ситуацией или же хотя бы поинтересовались в органах статистики отчетностью предприятия, то наверно и решения комиссии не потребовалось.

Информируем руководителей и членов комиссии, что за 19 месяцев (с мая 2007 года) инициативной и эффективной деятельности российского акционера в холдинговой компании «Лугансктепловоз» осуществлено следующее:

– при значительном падении объемов производства в 2006 году и первом квартале 2007 года (на 52%) в целом годовой темп роста товарной продукции составил в 2007 году – 114%, за 11 месяцев 2008 года – 212%;

– осуществлен выход продукции предприятия на тепловозный рынок российских железных дорог, создан и освоен в производстве новый сертифициро- ванный тепловоз;

– выросли суммы платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды в 2007 году – в 2,36 раза, за 11 месяцев 2008 года – в 3,66 раза к 2006 году;

– имеется договоренность российского акционера с ОАО «РЖД» о заказе на 120 секций наших тепловозов в 2009 году.

Все это достигнуто в условиях резкого падения заказов украинских железных дорог. В 2008 году только в июле были подписаны договоры на поставку 6 электровозов и лишь в октябре (!) – на поставку 3-х электропоездов.

Это определяет загрузку специально созданных для этих целей производственных мощностей компании на уровне менее 20%. Вместе с тем, у заказчиков нет финансовых средств для закупки подвижного состава. По состоянию на декабрь не определена номенклатура и объем заказов «Укрзализныци» на продукцию компании на 2009 год. Очевидно, что заключение договоров с «Укрзализныцею» в первом полугодии будущего года нереально.

В случае возвращения пакета акций в государственную собственность однозначно возникнут реальные угрозы для коллектива предприятия:

– исчезнут российские заказы на тепловозы, так как они локализованы только на отечественных производителей;

– сохранится низкий уровень заказов украинских железных дорог, ввиду их недостаточной платежеспособности;

– произойдет массовое сокращение работников.

А в результате – угасание производственной деятельности компании с предсказуемыми разрушительными последствиями, так как государство не сможет обеспечить ее заказами. Под угрозой существование и самой отрасли тепловозостроения как таковой в Украине.

Понятно, что судьям, принимавшим незаконные решения по конкурсу, вникать в последствия этих угроз было ни к чему.

Податели судебных исков, занимающиеся изготовлением грузовых вагонов, вероятно, уже оценили начало кризисной ситуации в экономике и переориен- тировку российских железнодорожников на других (не украинских) производителей этой продукции. Желаем им успехов, чтобы найти новые заказы для своих заводов. В этих условиях их интерес к нашей компании должен существенно снизиться или вовсе иссякнуть.

Но за их спиной стоит известная нашим работникам политическая сила, ведущая настойчивую борьбу за кресло Председателя Фонда государственного имущества Украины. А ОАО «ХК «Лугансктепловоз» она использует как разменную монету в этой игре.

Подателям судебных исков, видимо, целесообразно пойти на мировую с Фондом госимущества Украины и отозвать свои судебные иски. А государствен- никам из спецкомиссии содействовать развитию производства в стране и отменить свое решение от 20 ноября 2008 года. Политиков же известной полити- ческой силы просим отказаться от нечестной подковерной борьбы и сосредоточиться на преодолении последствий экономического кризиса в государстве.

Это и будет самый полезный для Украины, предприятия и промышленности в целом выход из затянувшейся ситуации с нашим заводом, который пока ещё справедливо носит титул «флагман отечественного локомотивостроения».


Председатель Правления ОАО «ХК «Лугансктепловоз» В.П. Быкадоров

Председатель профсоюзного комитета компании В.К. Гладкий