История Луганского тепловозостроительного завода насчитывает немало взлетов и падений. Так, построенный в начале прошлого века паровозостроитель- ный завод немецкого промышленника Гартмана всего за несколько лет выбился в лидеры отечественного паровозостроения, а после гражданской войны был практически полностью остановлен. В 30-х годах минувшего столетия – новый взлет, а всего десятилетие спустя, после боев и бомбежек Великой Отечественной, от завода остались развалины. В 50-х годах завод перепрофилирован на выпуск тепловозов, а затем, после ряда модернизаций произ- водства, он превратился в производственное объединение, выпускающее до 120 тепловозов в месяц.
Независимой Украине дважды орденоносный гигант советского локомотивостроения оказался не нужен. Отрезанный от прежних рынков сбыта завод стал чахнуть и хиреть. От производственного комплекса отпочковались и стали независимыми предприятиями металлургические и вспомогательные цеха, вчет- веро сократился рабочий коллектив. Завод выживал, как мог – осваивал новые виды продукции, развивал другие производства, пытался пробиться на мировой рынок. Нельзя сказать, что усилия эти были успешными, но главное сделать удалось – сохранить производственные мощности и кадровых специалистов.
Минувшей весной, с приходом нового инвестора, ситуация на ХК «Лугансктепловозе» изменилась кардинально – поступили заказы, людям стали своевре- менно платить приличную зарплату, на предприятие стали возвращаться рабочие. Появились долгосрочные инвестиционные планы, открылись перспективы. Завод воспрянул. Но все эти добрые начинания могут быть перечеркнуты простым судебным решением.
Об этом говорится в резолюции митинга, состоявшегося в минувшую пятницу, 14 декабря 2007 года на центральной заводской площади ХК «Лугансктеп- ловоз».
Все судебные перипетии, начавшиеся после того, как весной 2007 года 76% акций ОАО «ХК «Лугансктепловоз» были проданы российской компании «Брян- ский машиностроительный завод» тщательно отслеживались редакцией «XXI века» и доводились до сведения читателей. Это и понятно – ведь немалое число заводчан «Лугансктепловоза» являются нашими постоянными читателями и болеют за судьбу предприятия.
Последний раз мы рассказали о том, что месяц тому назад, 8 ноября, Высший хозяйственный суд Украины отклонил кассационные жалобы Фонда государ- ственного имущества, ЗАО «Управляющая компания «Брянский машиностроительный завод», ОАО «ХК «Лугансктепловоз» и оставил без изменений судебные решения судов первой и апелляционной инстанций о признании недействительным договора купли-продажи 76% пакета акций ОАО «ХК «Луганск- тепловоз». Таким образом, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций подтвердили незаконность приватизации ОАО ХК «Лугансктепловоз».
Три недели спустя Фонд государственного имущества Украины подал 28 ноября 2007 года кассационную жалобу в Верховный Суд на решение Высшего хозяйственного суда о незаконности приватизации 76% пакета акций ОАО «ХК «Лугансктепловоз».
А завод между тем работает, наращивает объемы и мощности. На «Лугансктепловозе» ежемесячно увеличивается численность работающих в компании. Свыше 600 человек принято на работу за последние 3 месяца. К настоящему времени она достигла почти 9 тысяч человек. Трижды, начиная с июня, повышалась зарплата.
По сообщению пресс-службы предприятия, в ноябре объем производства на «ХК «Лугансктепловоз» составил почти 100 млн грн. Это на 10 млн грн больше, чем произведено продукции в октябре.
Всего же за 11 месяцев «Лугансктепловоз» выпустил продукции на 5% больше, чем в прошлом году. Это при том, что первые пять месяцев 2007 года про- изводственные мощности практически не были загружены.
И по итогам 11 месяцев текущего года уже выпущено около 25 секций тепловозов, 60 вагонов пригородных поездов, в том числе дизель-поезд ДЭЛ-02 с подрамным расположением дизеля и современным тяговым приводом, поворотный круг. Готовятся к отправке на дороги «Укрзализныци» два магистральных грузовых электровоза 2ЭЛ-5.
До конца года «Лугансктепловоз» поставит РЖД 30 тепловозов ТЭ116, причем 2 из них – ТЭ116У улучшенной конструкции. Этот тепловоз представляет собой усовершенствованную модель локомотива, оснащенного дизелем повышенной мощности, микропроцессорной системой контроля и управления движением, современной кабиной, отвечающей всем требованиям эргономики, другими прогрессивными устройствами и агрегатами.
По принятой и утвержденной Инвестиционной программе собственник предприятия до 2015 года вложит в развитие и модернизацию производства, освоение новых технологий, в социальную сферу более 230 миллионов долларов США.
По инициативе нового собственника «Лугансктепловоза» разработаны годовые инвестиционные программы и бизнес-планы на 2007 и 2008 годы, а также перспективный план развития предприятия на 2008–2015 годы. На предприятии предусматривается значительный ежегодный рост объемов производства, в частности в 2008 году – в 3,7 раза, в том числе за счет заказов 110 секций тепловозов для российских железных дорог.
При этом заводу предстоит разработать и освоить производство семи новых моделей тепловозов, двух моделей электровозов, дизель-поезда, трех моделей электропоездов и другой сложной техники. Для реализации утвержденных планов требуется дополнительный набор рабочих во все основные цехи, в том числе в 2007 году более 480 человек, в 2008 году – более 880 человек, а к 2012 году дополнительный набор рабочих превысит 4800 человек. Предусмот- рено вложение средств и в социальную сферу в части ремонта и переоснащения жилых домов, профилактория, детских лагерей отдыха. В целом, около 100 миллионов гривен уже в текущем году должно быть инвестировано в модернизацию и развитие производственных мощностей, и это тоже согласуется с выполнением условий конкурсной продажи акций завода.
В рамках выполнения инвестиционных обязательств завершается процесс передачи технической документации на тиражирование магистральных теплово- зов, разработанных российскими инженерами. Уже в следующем году тепловозы ТЭ25К, изготовленные в Луганске, смогут вести составы по железным дорогам России и СНГ. В центральном конструкторском и технологическом бюро завода начинается работа над созданием абсолютно нового локомотива ТЭ35 мощностью 3500 кВт. Это будет машина, отвечающая всем требованиям мирового рынка подвижного состава. Кроме того, идет проектирование нового шестивагонного дизель-поезда.
Все это свидетельствует, что новый собственник выполняет фиксированные условия конкурса и прилагает значительные усилия для модернизации и разви- тия производства.
Вместе с тем, всех работающих на предприятии тревожат судебные разбирательства с целью отмены результатов продажи государственного пакета акций. Такие действия тормозят процесс финансирования разработанных инвестиционных программ. Они могут привести к негативным экономическим и социаль- ным последствиям. С уходом нового собственника предприятие лишится и заказов на магистральные тепловозы от российских железных дорог.
В связи с этим в начале прошлой недели во всех цехах и отделах холдинговой компании «Лугансктепловоз» прошли рабочие собрания.
По мнению выступавших на собраниях, приход нового собственника положительно повлиял на производственную деятельность холдинга. Поэтому было принято решение о проведении общезаводского митинга с тем, чтобы донести слово работников «Лугансктепловоза» до Президента Украины, Верховной Рады и Кабинета Министров.
Этот митинг состоялся в прошлую пятницу, и его участники вынесли резолюцию с просьбой оказать содействие в подтверждении уже принятых решений о передаче предприятия пришедшему на него новому собственнику.
В обращении к Президенту, Верховной Раде и Кабинету Министров, говорится: «Нас, работников холдинговой компании «Лугансктепловоз», привела на центральную заводскую площадь тревога за будущее нашего предприятия, за нашу дальнейшую судьбу в связи с решениями судов различных уровней о непризнании результатов проведенного Фондом государственного имущества Украины конкурса по продаже государственного пакета акций холдинговой компании «Лугансктепловоз».
Приход на завод нового собственника положительно повлиял на производственную деятельность холдинга. С этого момента постоянно растут объемы производства, увеличивается численность работающих в Холдинговой Компании. Трижды, начиная с июня, повышалась зарплата трудящихся. Сейчас ее средний уровень составляет 1560 гривен.
В июле – ноябре изготовлено товарной продукции в 4 раза больше, чем в первом полугодии текущего года. Впервые за последние 15 лет предприятие получило заказ от российских железных дорог на поставку 30 секций тепловозов в этом году и на 110 секций в 2008 году. В необходимом объеме выполняются поставки подвижного состава для «Укрзализныци».
По инициативе нового собственника разработаны годовые инвестиционные программы и бизнес-планы на 2007 и 2008 годы, а также перспективный план развития предприятия на 2008–2015 годы. Общий объем инвестиций за этот период планируется в размере свыше миллиарда гривен, в том числе в 2007–2009 годах – 300 млн грн. Также планируется значительный ежегодный рост объемов производства, в частности в 2008 году – в 3,7 раза, в том числе за счет заказов 110 секций тепловозов для российских железных дорог, что в 3,4 раза больше, чем в этом году.
Все это свидетельство того, что новый собственник выполняет фиксированные условия конкурса и разрабатывает основательные меры для дальнейшего развития производства. Вместе с тем всех работающих на предприятии тревожат судебные иски с целью отмены результатов продажи государственного пакета акций. Такие действия тормозят процесс финансирования разработанных инвестиционных программ и заказов российских железных дорог.
Они могут привести к негативным экономическим и социальным последствиям. С уходом нового собственника предприятие лишится и заказов на маги- стральные тепловозы от российских железных дорог.
Проблема непризнания результатов конкурса стала прежде всего проблемой многотысячного коллектива ХК «Лугансктепловоз». Отстранение ЗАО «УК «БМЗ» от управления Компанией перечеркнет многолетние надежды и ожидания работников на дальнейшее стабильное развитие предприятия – основной источник благополучия наших семей.
Мы, участники митинга, категорически не согласны с неправедными судебными решениями, которые наносят непоправимый ущерб репутации Украины на международной арене.
Мы обращаемся к Президенту Украины, Верховной Раде и к Кабинету Министров с просьбой проявить государственную мудрость и подтвердить законность уже принятых государственных решений о передаче предприятия пришедшему на него эффективному собственнику – управляющей компании «Брянский машиностроительный завод».
Итак, рабочие свое слово сказали, Фонд Госимущества продолжает судебную тяжбу, но все будет зависеть от настроения нашего Гаранта и нового Прави- тельства Украины.