Воспитание – это процесс целенаправленного, систематического
формирования личности в целях подготовки её к активному участию в
общественной, политической, производственной и культурной жизни страны. В этом смысле
воспитание должно осуществляться в процессе организованной совместной
деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских
и молодёжных организаций, общественности. Кроме того, воспитательное
воздействие на человека оказывают весь уклад жизни общества, развитие
науки и техники, литература, искусство, средства массовой информации и
пропаганда.
Проблема воспитания молодёжи всегда является актуальной для любого государства и в любой период времени, особенно, если оно переживает измене- ние политико-идеологической доктрины при смене власти в стране, пересмотр нравственных и моральных ценностей – так как политический строй играет важную роль в идеологическом и духовно-нравственном воспитании.
За последние 100 лет, политическая власть в городе Луганске кардинально менялась 12 раз на различный по продолжительности период времени.
После февральской революции в 1917 году, в обращении к населению России, Временное правительство заявило, что считает своим долгом начать реор- ганизацию государственного строя на новых принципах свободы, законности и равноправия.
Была объявлена свобода слова, печати, собраний; отменены сословные, религиозные, национальные ограничения. Было объявлено, что в основу государственного управления будет положено не насилие и принуж- дение, а повиновение свободных граждан созданной ими самими власти.
Принятые законы способствовали возникновению многочисленных общественных организаций и объединений, которые стремились иметь своих предста- вителей в местных органах власти. Так, в частности, в Луганске, в числе прочих, в конце марта 1917 года был образован и женский союз – «Лига свободы женщин». Внимание именно этой организации было обращено на необходимость принятия мер по духовно-нравственному воспитанию детей, так как этот вопрос уже стал актуальным для Луганска.
Вопросы по воспитанию подрастающего поколения, в рамках коммунистической идеологии, стала решать и Советская власть (в г. Луганске – с февраля 1919 года). В первые годы строительства социализма в СССР, В.И.Ленин говорил: Только
преобразуя коренным образом дело учения, организацию и вос- питание
молодежи, мы сможем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого
поколения было бы создание общества, не похожего на ста- рое, т.е.
коммунистического общества. В своей речи 2 октября 1920 года на III съезде РКСМ, Ленин выдвинул исторические задачи коммунистического воспитания молодёжи.
После гражданской войны и голода, в стране осталось огромное количество сирот, и чтобы "не потерять" это поколение для советского общества, была создана целая система государственных и общественных организаций, а также построена
сеть социально-воспитательных учреждений для беспризорных детей. Вместе с тем, борьба с беспризорностью проходила в тяжёлых условиях и растянулась на десятилетия.
|
Пионерское движение
После завершения гражданской войны, одним из вопросов, решением которого занялась Советская власть, был поиск форм и методов работы с детьми школьного возраста, как будущих строителей коммунистического общества.
Пионерское движение придумал Иннокентий Жуков, бывший секретарь общества «Русский скаут», перешедший на сторону Советской власти. Он поде- лился этой идеей с Крупской Н.К., которая 29.11.1921, выступая с докладом «О бойскаутизме» (позже доклад был опубликован отдельной брошюрой под заглавием «РКСМ и бойскаутизм»), предложила комсомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию – скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию. После всестороннего изучения этой идеи (кроме Крупской, к работе были привлечены Луначарский А.В., Покровский М.Н., Блонский П.П.), она была одобрена.
Из резолюции II Всероссийской конференции РКСМ, состоявшейся 19 мая 1922 года:
Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорга- низации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает ЦК разработать вопрос о детском движении и применении в нём реорганизован- ной системы скаутинг. Учитывая опыт московской организации, конференция постановляет распространить этот опыт на тех же основаниях и на другие организации РКСМ под руководством ЦК.
Было создано бюро по работе среди детей из семи человек. Членами Центрального бюро юных пионеров при ЦК РКСМ были Иннокентий Жуков, ещё 4 его бывших скаутмастера, а также Крупская Н.К. (наблюдатель от партии) и Луначарский А.В. (наблюдатель от правительства).
Вначале местные пионерские организации назывались – детскими группами (ячейками) «Юного Спартака», слово "пионер" – не употреблялось.
В Луганс- ке первая группа «Юного Спартака» была организована осенью 1922 года, по адресу: ул. Даля, 7.
4 июня 1923 года в лесном массиве под Бахмутом, в палаточном лагере, открылся первый губернский съезд юных Спартаков Донбасса, на котором при- сутствовали делегаты и из Луганска.
В октябре 1923 года V Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все отряды в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака», а в конце января 1924 года пионерской организации было присвоено имя Ленина, и она стала называться: «Коммунистические детские группы юных пионеров имени Ленина».
Рост пионерской организации выдвинул задачу уточнения принципов и форм пионерского движения, его координации с учебно-воспитательной деятельно- стью школы. 4 августа 1924 года Оргбюро ЦК РКП(б) приняло постановление «О пионерском движении», в котором подчеркивалось, что основная задача этого движения – быть школой коммунистического воспитания. Постановление отмечало в качестве существенного недостатка, что движение не свя- зано со школой, и указывало, что большинство наших педагогов до сих пор не понимает значения пионерского движения и не идет ему навстречу. Поэтому, первоочередной задачей Наркомпроса и комсомола Оргбюро ЦК РКП(б) считало разработку вопросов о практической увязке и согласовании работы пионерских организаций со всей системой социального воспитания, широкую популяризацию детского движения в учительских массах.
По состоянию на март 1925 года в Луганском округе было 15 тысяч пионеров (всего в Донбассе – 60 тысяч пионеров). (в школах округа в этот период времени обучалось 64 тысячи детей).
В марте 1926 года было установлено новое официальное название организации – Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина.
По состоянию на конец 1926 года в Луганском округе было 17 тысяч пионеров (в школах округа в этот период времени обучалось 52 тысячи детей).
Данный значок вручался пионерам, которые принимали активное участие в сборе металлолома. Дата его учреждения пока не из- вестна.
В процессе духовно-нравственного воспитания пионеров, большое внимание уделялось общественно-полезному труду. Это при- вивалось со школьного
возраста. В обязательную программу для пионеров, в частности,
входили сборы макулатуры и металло- лома. Два раза в год был сбор
макулатуры и один раз металлолома (в 70-80-х годах). Сборы макулатуры и металлолома также
рассматривались как важный процесс воспитания у подростков
бережного отношения к народному достоянию.
Как правило, в День Пионерии (19 мая) в школах подводились итоги в
соревновании между звеньями, отрядами и дружинами в успеваемости, в
сборе металлолома и макулатуры – лучшие награждались грамотами и
значками.
В апреле 1960 года, из собранного пионерами Луганской области металлолома, на Луганском тепловозостроительном заводе был построен тепловоз, которому присвоили имя – «Луганский пионерский».
|
Украина
16 июня 1992 года Президентом Украины был подписан Закон «Об общественных объединениях», согласно которому в стране могли создаваться моло- дёжные и детские общественные организации.
Одним из первых законодательных актов по вопросам патриотического воспитания стал Указ Президента № 456 от 27 апреля 1999 года «О мерах по раз- витию духовности, защиты морали и формирования здорового образа жизни граждан», на основании которого Постановлением Кабинета Министров Ук- раины № 1697 от 15 сентября 1999 года была утверждена «Национальная программа патриотического воспитания граждан, формирования здорового об- раза жизни, развития духовности и укрепления нравственных основ общества». Одной из главных задач этой программы было обеспечение формирова- ния и развития у молодежи общечеловеческих и национальных ценностей. Программа предусматривала реализацию ряда мероприятий, направленных на физическое и духовное закаливание молодежи.
Для усиления Национальной программы в 2001 году было издано распоряжение Президента Украины № 173/2001-рп «О мерах по дальнейшему совер- шенствованию системы патриотического воспитания молодежи». Также были приняты и другие законодательные акты, и организованы различные меро- приятия в этом направлении.
Вместе с тем, в Украине существует более ста политических партий (которые можно разделить на четыре основные группы: центристские; социалистичес- кие и коммунистические; национально-демократические и национал-радикальные), в программных документах которых – не одинаковый взгляд на реше- ние проблемы нравственного, духовного и идеологического развития общества. Та или иная партия (блок партий) не находится долго у власти и не имеет поддержки значительного количества населения страны, а только – в каком-либо регионе.
Самая первая детская организация патриотической направленности была зарегистрирована в г. Луганске 02.09.1999 – Национально-патриотический клуб «Барс». Также было образовано и ряд других детских общественных организаций, в основном, спортивной направленности (всего порядка десяти).
Значок Луганской областной детской общественной организации «Лугари», с эмблемой этой организации. Как правило, значок носился на узле галстука (реже – на груди).
В 2002 году у народного депутата Александра Ефремова и вице-премьера Виктора Тихонова возникла идея о создании в Луганской области детской патриотической организации по типу пионерской. 14 октября 2002 года такая организация, под названием «Лугари», была создана под эгидой Управления образования и науки Луганской облгосадминистрации. По мне- нию организаторов, «Лугари» – это была новая формация пионеров.
ЛОДОО «Лугари» была создана с целью воспитания у детей патриотизма и
любви к своей Родине, обеспечения социаль- ных, психолого-педагогических и
организационных условий развития подростков во внешкольное время,
формирование развитой духовной, нравственной, эстетической, правовой,
трудовой, экологической культуры.
21 ноября 2012 года в торжественной обстановке прошло празднование 10-летия организации «Лугари». На то время на Луганщине, в сфере дошкольного и среднего
образования, действовало 11 региональных целевых программ, которые
создавали условия для развития и самореализации детей и молодё- жи. Досуг
значительного количества детей помогала организовать региональная
целевая программа «Развитие детского движения в Луганской области», в
рамках которой и действовала организация «Лугари».
Всего в Луганской области насчитывалось 31 региональное отделение «Лугарей» и более пятисот первичных структур. Членами этой организации было более 110 тысяч детей в возрасте от 6 до 18 лет, которые объединялись по трём возрастным категориям: «Грайлики» (6-10 лет), «Знатоки» (10-13 лет) и «Мастера» (13-18 лет).
С целью методической и организационной поддержки деятельности ЛОДОО «Лугари», был создан Луганский областной центр развития детского движения «Лугари», который находится по адресу: г. Луганск, пл. Героев ВОВ, 9, к. 122 (сайт).
С целью реализации мероприятий, запланированных
программой «Развитие детского движения в Луганской области», центром
«Лугари» было разрабо- тано девять направлений воспитательной работы с
детьми и подростками Луганской области – Дороги.
После провозглашения Луганской Народной Республики в мае 2014 года, региональные отделения «Лугарей» на территории Луганской области, контроли- руемой украинской властью, прекратили своё существование, а сама эта организация стала считаться противозаконной.
|