Перейти к: навигация, поиск

Социальное воспитание – это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, политической, производственной и культурной жизни страны. В этом смысле воспитание должно осуществляться в процессе орга- низованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности. Кроме того, воспитательное воздействие на человека оказывают весь уклад жизни общества, развитие науки и техники, литература, искусство, средства массовой информации и пропаганда.

Проблема воспитания молодёжи всегда является актуальной для любого государства и в любой период времени, особенно, если оно переживает изменение политико-идеологической доктрины при смене власти в стране, пересмотр нравственных и моральных ценностей – так как политический строй играет важную роль в идеологическом и духовно-нравственном воспитании.

С царского времени политическая власть в городе Луганске кардинально менялась более десяти раз на различный по продолжительности период времени, а это значит, что каждая власть пыталась менять представление населения о том, что такое "хорошо", и что такое "плохо".
Попытки проводить в Луганске ту или иную воспитательную работу с детьми школьного возраста предпринимались: при царизме – в рамках скаутской организации, при Временном правительстве – политическими партиями, при советской власти – в рамках системы народного образования.

Поскольку номеров газет, которые издавались в Луганске в период гражданской войны и в послевоенный период, в библиотеках практически не сохранилось, а к тем, что там есть, доступ для луганских краеведов сопряжён с некоторыми трудностями, то период 1918-1922 г.г. остаётся не изученным в полной мере. Поэтому информация о воспитательной работе, проводимой с детьми в то время на Луганщине в условиях частой смены политической власти, на данный момент имеется отрывочная.

02.10.1920 на III съезде РКСМ Ленин выдвинул исторические задачи коммунистического воспитания молодёжи.

С 1922 года политико-воспитательная работа с детьми проводилась в рамках пионерской организации, при этом нужно отметить, что с 1925 года и в течение всей второй половины 1920-х г.г. в пионерское движение в Луганском округе было вовлечено порядка 20-22 тысяч детей (вместе с октябрятами), что составляло не более 30 % от общего количества школьников. В 1930-е г.г. процент охвата школьников пионерским движением существенно возрос, примерно, – до 50 %.
Несмотря на то, что до начала Великой Отечественной войны пионерское движение в СССР не стало всеобъемлющим, не пионеры-школьники вовле- кались в работу различных детских кружков, сдавали нормы на оборонные значки, принимали участие в экскурсиях и туристских походах, военизированных играх и, таким образом, в целом не были оторваны от процессов формирования личности, как будущих строителей социалистического общества. Прове- дение непосредственной воспитательной работы со школьниками, не являвшимися пионерами, возлагалось на учителей и родителей. С 1925 года такая работа в луганских школах проводилась в рамках школьных форпостов, к которым прикреплялись учителя, кроме того, для соответствующей воспитательной работы в школах проводились и "нулевые" уроки, которые в то время назывались – "пустыми" или "свободными" (в 1930-х г.г. школьных форпостов не было).

*   *   *

Такие формы работы с пионерами, как организация летнего отдыха, военизация, техническое творчество, туризм и путешествия, детская журналистика, художественная самодеятельность – выделены на сайте в отдельные темы (две последние – ещё не готовы, другие нуждаются в дополнении).

Последнее обновление страницы – 20.02.2025

Варианты
Навигация
Яндекс.Метрика